В начале января 2018 года общественность Татарстана отметит 200-летие богослова, философа, историка, просветителя Шигабуддина Марджани. Его роль невозможно переоценить, ведь труды Марджани положили начало исторической науке у татар и продолжили традиции известных научных школ мусульманского Востока.
Подготовка к 200-летию со дня рождения этого замечательного исследователя уже началась. А недавно на родине ученого, в селе Епанчино Атнинского района республики, состоялось открытие памятного комплекса.
Эта работа выполнена по инициативе компании «Таттелеком». Выступая на торжестве, ее генеральный директор, депутат Государственного Совета Татарстана Лутфулла Шафигуллин сказал:
– Полтора года, оставшиеся до юбилея ученого, не такой уж большой срок. Поэтому мы решили приступить к делу заранее. Когда заходит речь о выдающихся личностях, непременно слышишь: а где этот человек появился на свет, в каком состоянии находится его родовое гнездо, что там сохранено? Вот мы и подумали, что начинать надо с этого. Решили обновить фундамент дома, в котором Марджани родился, привести в порядок колодец…
Лутфулла ШАФИГУЛЛИН, гендиректор компании «Таттелеком»: | |
Мы, потомки выдающихся земляков, должны хранить и в облагороженном виде оставить будущим поколениям памятные места, связанные с этими именами. |
И современники нашего великого реформатора, и поэт Габдулла Тукай высоко оценивали огромный исследовательский труд ученого и просветителя. Интересно, что расстояние между деревней Кошлауч (где родился Тукай) и Епанчино всего-то три километра. Мы, потомки выдающихся земляков, должны хранить и в облагороженном виде оставить будущим поколениям памятные места, связанные с этими именами.
Напомним, в 1997 году атнинцы уже занимались и фундаментом дома Марджани, и обустройством расположенного в двадцати метрах от дома колодца. Но со временем родовое гнездо будущего богослова и ученого пришло в упадок. Как и само Епанчино, попавшее в список исчезающих населенных пунктов. Хотя и тогда, и сейчас люди ратуют за то, что давно пора организовать музей ученого-алима в его родном селе.
Вот почему так радуются переменам епанчинцы. Вновь обновился фундамент дома Марджани. По-явилась стела в честь знаменитого земляка. Рядом – монументальный памятник односельчанам, защищавшим Отчизну на фронтах Великой Отечественной войны. Преобразился колодец, привлекающий своим целебным источником… Люди глубоко благодарны компании «Таттелеком», всем, кто сотворил это чудо. Сами они в тот же день организовали субботник, в ходе которого привели в порядок местное кладбище.
Сегодня в Епанчино прописаны всего пять старожилов. На самом деле они, как и местные дачники (около двадцати дворов), приезжают сюда только летом, а зимой здесь – ни души. В соседнем же селе Коморгузя есть и средняя школа, и очень хороший музей Марджани, являющийся филиалом Атнинского районного краеведческого музея. Кстати, на открытии памятного комплекса присутствовали учащиеся коморгузянской школы, а также ветераны, их дети.
– Пусть никогда не высохнет колодец, не зарастут бурьяном дом и тропинка, ведущая к родному гнезду Шигабуддина Марджани! – сказала в конце торжественного митинга 90-летняя старожилка Епанчино Муршида Вагапова.
Некоторые эпизоды из жизни Шигабуддина Марджани
О том, какой неординарной личностью был Шигабуддин Марджани, свидетельствуют воспоминания современников выдающегося богослова и ученого. Они были опубликованы в Казани больше века назад – в 1915 году.
Настоящее имя Шигабуддина – Харун. Почему он поменял его на Шигабуддин, нам неизвестно. Может быть, это созвучно было с именем отца – Бахаутдина. И в деревне Марджан (Марьян) он не жил. Хотя прадед Абдал-Куддус основал эту деревню и там провел значительную часть жизни. Так что, можно сказать, и имя, и фамилия ученого – это псевдонимы. Такая замена в те времена была распространена.
***
Дед Субхан с детства отличался усердием в области получения знаний и во время своего ученичества переписал около 60 книг на арабском и персидском языках. У него была большая библиотека, в дальнейшем эти издания оказали большое влияние на формирование мировоззрения подростка.
***
Отец Марджани Бахаутдин в свое время был одним из почитаемых людей, обучавшихся в Бухаре, пользовался уважением эмира Бухары Хайдара ибн-Масума, участвовал в собраниях, проводимых эмиром в своем дворце. Был обласкан им и получал подарки от него даже в те времена, когда вернулся в родную деревню. Шигабуддин учился у отца и, пока не уехал постигать науки в Бухару, четыре года преподавал в медресе Ташкичу морфологию и синтаксис персидского и арабского языков.
Кроме смелости и храбрости, Марджани обладал недюжинной силой и прослыл одним из лучших борцов своего времени
В детстве он был шалуном, озорником. Иногда пугал детей и стариков, надевая на лицо маску, сделанную из бумаги. Однажды он в такой маске проходил мимо ворот дома, откуда выходила бабушка с тазиком, направляясь на речку полоскать белье. Приняв Марджани за джинна, бабушка от испуга этим тазом дала мальчику по голове.
***
Кроме смелости и храбрости, Марджани обладал недюжинной силой и прослыл одним из лучших борцов своего времени. Шигабуддин, едва ставший совершеннолетним, на Сабантуях брал верх над сильными и рослыми мужчинами. Жители Ташкичу гордились своим «борцом Шихаби» и всегда просили разрешения у Бахаутдин-хазрата отпустить его с ними на Сабантуй в соседнюю деревню. Он любил тягаться не с теми, кто был побежден, а с теми, кто всегда одерживал верх. Никогда повторно не боролся с человеком, которого однажды сумел одолеть.
Он был единственным шакирдом в Бухаре, который ходил босиком. Не одевался вычурно, не уделял много внимания одежде, остерегался вредных привычек, распространенных среди других учеников. С сокурсниками общался мало, не посещал увеселительных собраний. Считал, что дружба становится препятствием для получения знаний. Марджани всегда приводил доказательства. Вместо того чтобы пересказывать мысли других, он предпочитал делать выводы самостоятельно. Хоть он и мало отвечал на уроках, но старался высказать совершенно новые взгляды, поэтому пользовался авторитетом у учителей.
***
После одиннадцати лет жизни в Бухаре Шигабуддин решил вернуться на свою родину. Как раз в то время имам Первой соборной мечети Казани сложил с себя полномочия и отправился в хадж. Тогда главой первого махалля Казани был известный богач и влиятельный мусульманин Ибрагим Юнусов. По его просьбе в Уфе было принято решение о назначении Марджани имамом этой мечети, он стал служить приходу и обществу. С несколькими перерывами эти обязанности ученый выполнял в течение 40 лет. В эти же годы им были созданы основные богословские, исторические труды, например «Мустафад ал-ахбар…», «Вафийат аль-асляф…».
Марджани носил дорогие одежды, держал хороших лошадей и хороший экипаж. Желал, чтобы все необходимое было у него самого, не любил идти к людям с просьбой
Одним из первых мусульманских ученых Марджани стал членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, активно участвовал в его деятельности. Он был знаком с русскими учеными-востоковедами, пользовался авторитетом среди них. Особенно часто коллеги общались с востоковедом Василием Радловым, нередко Марджани советовался и с ним. После того как в 1870 году был принят закон, сделавший обязательным преподавание русского языка в мусульманских школах и медресе, Марджани был назначен специальным инспектором по надзору за такими учебными заведениями. После того как разговоры о преподавании русского языка в Казани поутихли, в 1876 году здесь открылась мужская школа для подготовки учителей. По просьбе губернатора и Радлова преподавателем религии в ней был назначен Шигабуддин Марджани.
***
Куда бы ни шел Марджани, всегда на его голове была чалма, а в руке – посох. Шагая, он всегда про себя читал что-нибудь. И отвечал на приветствия, лишь когда заканчивал свои мысли. Держался очень достойно, никому не льстил и не поддакивал, был убежден, что самые уважаемые люди – это алимы, и в отношении себя претворял в жизнь данную стратегию. Марджани носил дорогие одежды, держал хороших лошадей и хороший экипаж. Желал, чтобы все необходимое было у него самого, не любил идти к людям с просьбой. Всегда брал с собой двое золотых часов. Одни ставил по местному времени, другие – по закату солнца.
***
Недавно Казань посетили известные ученые исламского мира. Они поведали о том, что до сих пор в Египте, в крупнейшем исламском университете мира Ал-Азхар, труды Марджани используют как учебное пособие. Подобных ученых с мировым именем, труды которых по сей день не потеряли свою актуальность и представляют научную и богословскую ценность, не так уж много.
Рашит МИНГАЗОВ