Коррупция в системе отечественного образования имеет самые разнообразные формы, которые постоянно видоизменяются, совершенствуются и мимикрируют.
На пресс-конференции в «Татар-информе», посвящённой коррупции в образовательной сфере, говорилось о скрытых платежах, которые требуются от семьи для получения детьми образования, о «студентах-призраках», родственных связях и липовых специалистах и других коррупционных рисках.
ПОБОРЫ ЗА ЗАБОРОМ
Как сообщил заведующий организационным отделом Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов, проблема учащихся и их родителей в части поборов в школах всем известна: «Долгое время этот вопрос стоял в республике очень серьёзно, но благодаря принятым мерам его остроту удалось уменьшить. Сейчас от родителей поступает не так много жалоб. Мы установили общественный контроль. К тому же от сбора денег был отстранён административно-педагогический состав», – сказал он.
Спикера дополнил заместитель министра образования и науки РТ Рамис Музипов: с начала года в департамент надзора и контроля в сфере образования министерства от жителей республики поступило более ста обращений, касающихся коррупции, и в основном эти заявления связаны с поборами. «Как правило, сбор средств проводится на различные нужды в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования. Деньги собирают на ремонт, покупку оборудования или даже рабочих тетрадей. Мы обработали все обращения, поговорили с родителями, педагогическими коллективами, с администрацией учреждений. По итогам проверки 21 сотрудник был привлечён к дисциплинарной ответственности», – сообщил Рамис Музипов.
Действительно, накал страстей в школах и детских садах вокруг так называемых поборов угас. Но, возможно, потому, что они просто приобрели цивилизованные формы? Администрации образовательных учреждений, пройдя горнило всевозможных проверок и антикоррупционной профилактики, получили опыт: средства на всякие нужды собираются только через родителей (желательно за забором учреждений), в сугубо добровольном порядке (в списках есть особая строка о добровольности сборов) и в так называемый фонд класса.
А куда деваться? Не будут же учителя покупать за свой счёт канцелярские принадлежности, маркеры или писчую бумагу, сами заправлять картриджи? На эти нужды средства если и отпускаются, то в недостаточном количестве.
«СТУДЕНТЫ-ПРИЗРАКИ»
На первых местах в рейтинге нарушений сегодня новые, доселе остававшиеся в тени проблемы. В образовательных учреждениях, как выясняется, есть студенты и учащиеся, существующие… лишь на бумаге. То есть они числятся в вузе или колледже, может быть, даже получают стипендию, но появляются в заведении в лучшем случае два раза – когда пишут заявление о приёме и когда приходят за дипломом. Это удобно обеим сторонам: обучающийся получает настоящий диплом об образовании, а учебное заведение выполняет план по приёму студентов. Иногда обучающемуся и диплом-то не нужен – в этом случае его «перетягивают» с курса на курс, а перед выпуском просто-напросто отчисляют.
На пресс-конференции озвучили результаты проверок: были фиктивно зачислены и получали стипендии учащиеся в Апастовском аграрном колледже, Дрожжановском техникуме отраслевых технологий, Лубянском лесотехническом колледже (Кукморский район). Кое-где в списках студентов-очников числились руководители самих колледжей, их заместители или главный бухгалтер.
Бичом образовательной сферы становится хождение поддельных дипломов: по данным департамента надзора и контроля в сфере образования, за три года татарстанцы приобрели посредством сайтов более ста тысяч липовых документов на сумму 7,5 млн рублей
На первый взгляд, это удивительно! Неужели руководители настолько нуждаются в относительно небольших деньгах, что идут на очевидный риск? Корыстолюбием здесь мало пахнет. Как нам пояснили знающие люди, у образовательных учреждений сегодня велик риск недобора студентов или обучающихся, а это, в свою очередь, грозит сокращением преподавательского состава или даже закрытием учреждения. Не это ли вынуждает представителей администраций «пересаживаться» из руководящего кресла на студенческую скамью?
Может быть, стоит пересмотреть требования и планы и привести их в соответствие с реальностью? Из-за малокомплектности уже позакрывали немало школ, особенно на селе, и где гарантия, что то же самое не грозит сельским колледжам и техникумам?
ОХ УЖ ЭТОТ КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ…
Практикуется в системе образования и трудоустройство родственников. Конечно, сам по себе данный факт не является нарушением. Более того, как заверил Рамис Музипов, в образовательной сфере трудовые династии приветствуются. Но лишь до тех пор, пока родственники руководителей не оказываются в более выгодных, чем остальные сотрудники, условиях. Это может выражаться, например, в завышенной зарплате и премиях, в лучших условиях труда или послаблении в дисциплине. В Федеральном законе «О противодействии коррупции» такая ситуация значится как «конфликт интересов». Так, департамент образования провёл мониторинг и выявил 69 фактов «лояльного отношения» к родственникам-сослуживцам, в основном в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья (38 случаев), колледжах и техникумах (24). Итог проверок: семь человек, в том числе два руководителя, уволены.
Аналогичный мониторинг (пока в форме наблюдения) проводится в муниципальных образовательных организациях: проверяются 1414 муниципальных школ и 2200 детских садов. Судя по промежуточным результатам, случаев конфликта интересов в этих учреждениях стало меньше. Так, если в прошлом году выявили 46 случаев, то нынче – 37, а в четырнадцати районах республики нарушений нет вовсе.
ЛИПОВЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Бичом образовательной сферы становится хождение поддельных дипломов: по данным департамента надзора и контроля в сфере образования, за три года татарстанцы приобрели посредством сайтов более ста тысяч липовых документов на сумму 7,5 млн рублей. «Департаментом совместно с МВД и Прокуратурой республики выявлено 296 таких сайтов. Информация по выявленным фактам направлена в Генеральную прокуратуру РФ для их последующей блокировки», – рассказал Рамис Музипов.
Проблема тут ещё и в том, что пока идут проверки и согласование решения о блокировке сайтов, их владельцы создают и раскручивают двойники – для этого в адресной строке попавшего на карандаш проверяющих сайта достаточно поменять одну букву или цифру. Таким образом, на месте одной отрубленной у дракона головы вырастают две новые. Данный процесс может быть бесконечным, и борьба с этим, скорее всего, бессмысленна.
Может быть, следует подойти к решению вопроса с другой стороны? Влиять, например, не на предложение, а на спрос? И жёстко, насколько это позволяет действующее законодательство, наказывать и покупателей фальшивых дипломов, и работодателей, которые принимают на работу липовых сотрудников?
Каким образом, спросите вы, можно догадаться, что диплом фальшивый? Ввиду того, что в целом по стране немало людей работают по фальшивым дипломам, приобретённым у аферистов, Правительство РФ приняло решение сформировать единую базу студентов на сайте Госреестра. В Федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФРДО) можно быстро проверить регистрацию дипломного свидетельства об окончании вуза на оригинальность. Для этого делается онлайн-запрос документов, удостоверяющих получение высшего образования. Услуга бесплатная, получить её могут не только надзорные органы, но и физлица – наниматели, студенты, клиенты преподавателя, репетитора… Кроме того, никто не мешает работодателю обратиться непосредственно в образовательное учреждение, выдавшее документ, и убедиться в подлинности диплома или удостоверения. Было бы, как говорится, желание.