Расположенная между Западом и Востоком, Казань с древнейших времен считается крупным логистический центром России. В Китае такой же важной точкой на карте является Чунцин, который раскинулся на месте слияния рек Янцзы и Цзялинцзян. Корреспондент «РТ» посетил этот необычный город и узнал, чем Казань и Чунцин могут быть полезны друг другу.
ГОРОД, КОТОРЫЙ БОЛЬШЕ ТАТАРСТАНА
Чунцин считается самым крупным городом в мире. Его площадь – более 82,4 тысячи километров, что превышает размер такой европейской страны, как Чехия. Для сравнения: площадь Татарстана составляет 67,8 тысячи километров.
Справедливости ради стоит отметить, что муниципалитеты Поднебесной отличаются от российских и европейских. По сути, это агломерации, объединяющие городские застройки с небоскребами и сельские окраины с чайными плантациями. В Чунцине к сугубо городским жителям относят около 10 миллионов человек, что тоже немало.
В представлении многих россиян города центральной части Китая – это большие «муравейники», окутанные смогом от многочисленных заводов и фабрик, где туристам нечего делать. Но это неправда. Представьте себе лодку длиной 6 километров с 500метровыми веслами и парусом из девяти 250-метровых небоскребов. Так выглядит центральный район Чунцина, который называется Юйчжун. С одной стороны его омывают воды стремительной Янцзы, которые из-за примесей песка и глины имеют желтый цвет. С другой стороны центральной части города протекает более спокойная Цзялинцзян яркого малахитового цвета. Вид, как желтая и зеленая реки сливаются в единой целое, завораживает и надолго остается в памяти.
«Парусом» района Юйчжун является комплекс зданий Raffles City Chongqing. Он интересен тем, что один небоскреб из девяти расположен горизонтально и лежит на крайних башнях. Лежащий небоскреб Crystal имеет длину 300 метров. Внутри расположены общественный сад, смотровые площадки, конференц-залы, рестораны и даже бассейн.
«Веслами» района Юйчжун являются многоуровневые вантовые мосты. По ним передвигаются и машины, и поезда метрополитена, состоящего из десяти веток. Часть линий имеет обычную железно-дорожную колею, а часть построена по схеме монорельса, поэтому некоторые станции расположены выше поверхности земли. А одна из них вообще занимает часть жилого дома. Для движения поездов было сделано сквозное отверстие в здании на уровне седьмого и восьмого этажей. Со стороны забавно наблюдать, как серебристые змейки скоростных поездов залетают прямо в дом, где светятся окна квартир.
Чунцин расположен в гористой местности, которая окружает долину слияния двух рек. Чтобы попасть из одной части города в другую, в горах проложены тоннели для проезда автомобилей. Благодаря перепадам высот в Чунцине открыта одна из самых больших автотранспортных развязок в мире. Она состоит из 5 уровней и 20 эстакад, расходящихся в 8 направлениях.
ИНОМАРКИ И ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО
Со времен Великого шелкового пути регионы Китая и России связывают международные логистические коридоры. В Чунцине берет начало грузовой железнодорожный маршрут Чунцин – Синьцзян – Европа, по которому товары с берегов Янцзы переправляют в германский город Дайсбург через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу. Общая протяженность маршрута составляет около 10 тысяч километров, время товаров в пути – 15 дней. По этому коридору из Китая везут широкую линейку товаров, среди которых львиную долю занимают компьютерная техника и легковые автомобили.
В Чунцине расположен крупный логистический парк, где происходят комплектование и отправка товаров. Им управляет компания Chongqing Pan-European Railway Port Operation and Management. В 2022 году отсюда в Россию было отправлено более 100 тысяч стандартных контейнеров с разными грузами. В первом полугодии 2023го объем поставок вырос почти на 50 процентов.
«Сейчас мы в основном отправляем в Россию собранные автомобили, с начала года отгрузили около 10 тысяч машин. Транзит через Россию в страны Европы очень сильно сократился из-за санкций, но суммарный объем поставок увеличился за счет растущего потребления в регионах России», – рассказал корреспонденту «РТ» руководитель управляющей компании Чжу Юань.
По его словам, поставки из России в Китай также растут, при этом структура грузов меняется. «Раньше из вашей страны привозили необработанную древесину, сейчас в основном отправляют подсолнечное масло и минеральные удобрения. Еще мы получили разрешение на транспортировку мяса, будем привозить из регионов России говядину и куриные лапки», – отметил Чжу Юань.
Руководитель управляющей компании рассказал, что бизнесмены Китая знают о высоком промышленном потенциале Татарстана. Знают Казань, столицу республики, и Набережные Челны, где выпускают грузовики «КАМАЗ». «Мы готовы подобрать автопроизводителей из Китая, которые заинтересованы в работе на рынке России. Можно создать такой механизм сотрудничества, чтобы автозапчасти приходили в Татарстан и собирались на местных заводах. Сейчас по такой схеме мы работаем с партнерами в Беларуси, где производят автомобили из китайских автозапчастей», – сообщил Чжу Юань.
САМОВАР С КУРИНЫМИ ЛАПКАМИ
Руководитель управляющей компании неслучайно упомянул в разговоре куриные лапки. Если на птицефабриках России головы и лапки домашней птицы считают едва ли не отходами производства, то в Поднебесной это лакомство. Их продают почти во всех супермаркетах в вялено-сушеном виде со специями, подают в ресторанах в составе различных блюд, а иногда и просто в сыром виде. Да-да, дело в том, что многие блюда китайской кухни так или иначе связаны с хого – китайским самоваром. Выглядит он так: на столе в кафе или ресторане есть горелка, на которую ставится кастрюлька с бульоном. Посетителю предлагают соусы и наборы из сырого мяса, овощей, грибов, морепродуктов. Еда кладется в кастрюльку, немного варится, затем макается в соус. Можно есть.
При использовании китайского самовара остается риск отведать недоваренное мясо или рыбу, но для гостя из России это лучше, чем есть блюда, приготовленные местными поварами. Дело в том, что пища в Чунцине бывает двух видов: острая и очень острая. Причина этому – жаркий и очень влажный климат. Температура с июня по август обычно превышает 30 градусов тепла, а зимой редко опускается ниже ноля. При очень высокой влажности здесь часто бывают туманы. А дождь очень мелкий, плотный и теплый как душ. Щедро добавляя специи в пищу, жители Поднебесной с древних времен продляют срок годности продуктов и проводят профилактику болезней пищеварения. Если не использовать острые соусы, то в Китае можно без всякой опаски есть традиционную лапшу, соевый сыр тофу, десерты из тыквы, нута или риса. Эти блюда больше всего похожи на европейские.
Важный момент: в китайской кухне практически нет продуктов из молока, поскольку для его переработки в организме человека необходим специальный фермент. У большинства китайцев он отсутствует, поэтому молочные продукты заменяются соевыми. Впрочем, соевое молоко тоже полезно и приятно на вкус. Зато китайцы активно употребляют в пищу грибы, многие из которых непривычны россиянам, но очень вкусны. Например, грибы эноки, внешне похожие на лапшу, иньер, напоминающие крупнопористую губку. А самые распространенные в Китае грибы – муэр. Они вообще ни на что не похожи: выглядят как скомканные лоскуты коричневой полупрозрачной ткани, имеют нейтральный вкус, поэтому сочетаются со всеми блюдами.
БЕСПИЛОТНЫЕ ТАКСИ И УМНЫЕ «ТАНКИ»
Чунцин является городом с практически полным спектром промышленного производства. Здесь выпускают большую часть товаров, которая используется в городском хозяйстве. Одновременно город является одним из мировых центров автомобилестроения и производства компьютерной техники. Как сообщила заместитель начальника канцелярии иностранных дел Народного правительства Чунцина Чжан Яцянь, в городе несколько автозаводов, которые суммарно выпускают около 2 миллионов машин в год. Кроме того, здесь производят почти 30 процентов всех ноутбуков в мире.
«Сейчас правительство города планируется создать три новых кластера промышленности. Они будут выпускать смарт-автомобили с интернетом вещей, компьютерную технику и IТ-продукты, а также новые материалы. Хотя Чунцин располагается в центре Китая и не имеет выхода к морю, мы находимся в орбите экономического пояса реки Янцзы. Схема железнодорожного логистического маршрута Китай – Европа была разработана в Чунцине, здесь она берет свое начало, поэтому мы имеем тесные логистические связи с Россией, в том числе с Татарстаном», – рассказала Чжан Яцянь.
Как реализуется принцип кластерного подхода, очень хорошо видно в одном из районов Чунцина, который называется Юнчуань. Здесь расположен автозавод Great Wall Motor, где собирают популярные в России кроссоверы, в частности автомобиль Tank 300. На заводе организовано производство машин по полному циклу – от штамповки деталей кузова до отделки салона. В цехах практически не видно работников, большинство операций выполняют роботы. Рядом с заводом расположены офисы IТ-компаний, где занимаются разработкой систем на основе искусственного интеллекта. Часть из них используется в автопроме. В Юнчуане также открыт крупный инженерный колледж, где готовят высококвалифицированных специалистов по программированию, робототехнике, системам связи. Все это позволяет не только создавать автотехнику будущего, но и испытывать ее здесь же, на городских улицах.
В некотором смысле Юнчуань отдаленно напоминает Иннополис, только китайский город имеет более крупный масштаб. Здесь тоже ездят беспилотные такси, но это не эксперимент, а полноценное коммерческое использование автомобилей-роботов. В город ежедневно выезжают 52 машины, которые ориентируются на улицах при помощи видеокамер и лидаров. Заказать такое такси можно через мобильное приложение, где указывается маршрут. В салон пассажиры садятся только на задние сиденья, передняя часть отгорожена стеклом. В подголовники передних кресел вмонтированы интерактивные экраны, куда выводится информация о поездке. Здесь же расположена кнопка Start, без нажатия на которую автомобиль не тронется с места.
Корреспондент «РТ» прокатился на таком автомобиле по улицам Юнчуаня. Машина разгоняется быстро, едет с максимально разрешенной скоростью. От живого водителя компьютер отличает разве что заметная консервативность. Беспилотное такси стремится избегать лишних перестроений и маневров на дороге, едет очень аккуратно, обеспечивая максимальную безопасность.
Эксплуатацией роботакси в Чунцине занимается IТ-гигант Baidu. В офисе этой компании есть большое электронное табло, где отображается расположение каждой машины. В соседнем помещении стоят ряды автокресел с мониторами и рулевым управлением. Здесь сидят диспетчеры, которые в любую минуту могут дистанционно перевести каждую из машин в ручной режим. Это необходимо, если на дороге произойдет затор из-за аварии или дорожных работ. Беспилотный автомобиль слишком вежливо ведет себя в пробках, и без вмешательства диспетчера пассажир может опоздать в пункт назначения.
СТАРАЯ ДРУЖБА В ЭПОХУ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Еще одной важной частью экономики Чунцина является туризм. Гостей из России и других стран здесь не очень много, зато большой поток туристов из других регионов Китая. Жители Поднебесной проезжают сотни километров, чтобы покататься на прогулочных кораблях по
Янцзы, посмотреть на небоскребы и мосты, побродить по пешеходной улочке Цицикоу, где много ресторанов, кафе и сувенирных магазинов. Наконец, в Чунцине можно посетить знаменитую сычуаньскую оперу. Вопреки названию, актеры здесь не поют, а изображают различные сцены из жизни. Сычуаньская опера – это одна из форм народного театра, ее особым отличием являются ярко раскрашенные маски. Во время представления актеры меняют их за доли секунды и совершенно незаметно для зрителя.
Еще одним центром притяжения туристов в Чунцине является комплекс древних наскальных рельефов, который расположен в районе Дацзу. Это музей под открытым небом, где в скалах высечено около 50 тысяч статуй, рассказывающих об истории и традициях буддизма. Одна из самых крупных скульптур – длиной 31 метр – изображает спящего на боку Будду. Скалы со статуями расположены вокруг глубокого ущелья с небольшой речушкой на дне, заросшей бамбуком. В некоторых местах между статуями есть пещерные храмы. Это уникальное место внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Отношение к россиянам в Чунцине очень благожелательное как со стороны властей, так и со стороны простых горожан. Китайцы знают, что Россия – не просто дружественное государство, это стратегический союзник, проверенный временем. В центральном парке Чунцина есть могила погибших советских воинов – полковника Петра Скокова и майора Василия Котолупенко. Во времена японской агрессии против Китая они были летчиками, отправились в Поднебесную добровольцами, числились военными советниками под псевдонимами Сторф и Катнов. Василий Котолупенко погиб в ноябре 1940 года, Пётр Скоков – в мае 1941-го. Их захоронение в Чунцине входит в реестр особо охраняемых памятников.
Во время войны с Японией 1937–1945 годов Чунцин являлся временной столицей Китая. Город находится далеко от границы, тем не менее сильно пострадал от бомбардировок. Добровольцы Сторф и Катнов защищали город от японских самолетов, их подвиг вошел в историю Поднебесной.
Гостей из России в Чунцине бывает немного, но русская речь здесь звучит постоянно. В городе есть крупная школа по изучению иностранных языков, где ведут предметы сильные преподаватели русского языка. Журналисты из Татарстана побывали на открытом уроке, где ребята в форме диалога рассказали об истории Казани, а затем провели концерт на русском языке. Школьники организовали для гостей чайную церемонию, а также продемонстрировали искусство каллиграфии, показали традиционные китайские игры.
Показателем высокого качества образования в школе является тот факт, что один из ее выпускников – Генеральный консул КНР в Казани Сян Бо говорит на русском языке практически без акцента. Для него Чунцин – родной город. Это еще один мостик между Казанью и этим удивительным городом Поднебесной.
В эпоху противостояния с Западом Китай становится для России не только единомышленником и другом. Из Поднебесной в Россию поступают высокотехнологичные товары и инвестиции, взамен поставляются продукты питания, природные материалы, энергоносители. И этот процесс будет только усиливаться. К 74й годовщине образования КНР, которая отмечалась 1 октября, Сян Бо написал статью, где рассказал о сотрудничестве регионов Китая и Приволжского федерального округа России. Он отметил, что объем межрегионального товарооборота в 2022 году вырос на 45 процентов, эта динамика сохраняется. Развиваются такие проекты, как индустриальный парк Haier, выпуск легких коммерческих автомобилей в «Алабуге» и строительство логистического терминала имени Дэн Сяопина. Сотрудничество в формате «Волга – Янцзы» набирает силу и стремительность подобно этим двум великим рекам.