Как Роспотребнадзор борется с недобросовестными продавцами
Половина обращений в Управление Роспотребнадзора по РТ связана с нарушенными правами потребителей. Треть из них касается качества товаров и услуг, а лидируют жалобы на деятельность финансовых организаций.
Такую статистику во Всемирный день качества обнародовала заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ Юлия Булатова. По её словам, с развитием дистанционной торговли много нареканий поступает на товары и услуги, реализуемые онлайн. Есть среди них и коллективные. Например, более 120 человек, жителей различных городов России, включая столицу, обратились в ведомство с жалобой на недобросовестного продавца детской мебели – ИП Муллашаехова. Казанская компания FishOpt принимала заказы через мессенджер «Ватсап», получала деньги, но продукцию покупателям не доставляла и контакты с ними обрывала. Причём, как сообщила Юлия Булатова, у фирмы нет офиса, рекламу она размещала через социальную сеть и, кстати, ранее добросовестно исполняла обязательства. Треть обратившихся в РПН сообщили, что ранее приобретали в FishOpt рыбную продукцию, она была отменного качества.
Недобросовестно поступала со своими клиентами казанская компания BioSfera, реализующая сертификаты на спа-услуги. Когда люди приходили в салон, их отказывались принимать под предлогом отсутствия то воды, то света. Поначалу клиенты сами пытались урегулировать проблему, требовали возвращения денег, расторжения договора, но тщетно.
При этом выяснилось, что в первом и втором случаях полученные от покупателей деньги были перечислены физическим лицам. «Правоотношения между физическими лицами, когда они носят возмездный характер, не регулируются законодательством о защите прав потребителей. Если такие споры не урегулируются в добровольном порядке, защитить права потребителя может только суд», – подчеркнула заместитель руководителя Управления РПН по РТ.
Ведомство на своём сайте предупреждает граждан о таких недобросовестных предпринимателях, а также выносит предупреждения тем, кто не исполняет свои обязательства. Так, в этом году вынесено 1,6 тысячи предупреждений, что в шесть раз больше, чем в прошлом году.
Если же конфликт не улажен, управление помогает отстаивать интересы пострадавших в суде, консультируя, давая своё заключение по делу, участвуя в судебных процессах, составляя иски, если пострадали граждане из социально уязвимых групп населения или коллективно (более 30 человек). По словам Юлии Булатовой, по сравнению с прошлым годом более чем в три раза возросло число поданных исковых заявлений в защиту конкретных потребителей и увеличилось количество заключений по искам, поданным пострадавшими. Почти все заключения из 756 были судом удовлетворены, потребителям возмещено 45 млн рублей.
Но и самим гражданам стоит быть более бдительными, советуют в ведомстве. При онлайн-покупке следует обращать внимание на наименование товара, срок его годности, период проведения акции, сведения о продавце, его местонахождении. Отсутствие этой информации должно насторожить, и лучше от такого приобретения воздержаться.
По сравнению с прошлым годом более чем в три раза возросло число поданных исковых заявлений в защиту конкретных потребителей и увеличилось количество заключений по искам, поданным пострадавшими. Почти все заключения из 756 были судом удовлетворены, потребителям возмещено 45 миллионов рублей
Любители офлайн-шопинга могут узнать о товаре через государственную информационную систему «Честный знак», скачав одноимённое приложение на смартфон и наведя камеру на QR-код на бирке изделия. Сейчас маркируются товары лёгкой промышленности, обувь, шины, парфюмерия, фототовары, табачные изделия, молочная продукция. И этот список будет расширяться.
Стоит более критично относиться к различным распродажам и акциям, отметила Юлия Булатова. В преддверие их многие магазины и бутики накручивают цену на товары, а потом её «снижают», удивляя сногсшибательными скидками в 70–80 процентов. Поэтому, если действительно хочется сэкономить, стоит проанализировать, насколько реален подобный дисконт. Также не стоит верить продавцам, когда они уверяют, что акционные товары не подлежат возврату, обмену или ремонту. В этом случае на страже интересов покупателей стоит закон о защите прав потребителей, в котором всё расписано.
Помогают выявить на прилавках некачественную продукцию сотрудники Госалкогольинспекции РТ. Под видом покупателей они приобретают ходовые товары, которые потом отправляют на исследование. Это молочка, хлебобулочные изделия, крупы, другая продукция, входящая в потребительскую корзину.
По словам начальника отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалии Арслановой, факты несоответствия нормативным требованиям и регламентам встречаются почти в каждой контрольной закупке. Причём приобретаются эти товары не на рынках или базах, а в сетевых магазинах. Некоторые чиновница назвала. Это сливочное масло «Крестьянское» и «Деревенская бурёнка» ООО «Лав Продукт» (Московская область), сливочное масло «Царское застолье» (ИП Николаев, Ульяновская область), сливочное масло «Башкирское» ООО «МилиПром» (Дмитров, Московская область), молоко для детского питания «Дабрович» ООО «Дабров и К» (Удмуртская Республика), творог жирностью пять процентов ЗАО «Марийское» (Республика Марий Эл), творог «Фрау Му» ООО ПК «Айсберг-Плюс» (Московская область).
«Ситуация складывается таким образом, что сетям проще платить штрафные санкции и дальше продолжать торговать», – пояснила такое большое количество фальсификата Розалия Арсланова. По каждому факту выявления некачественной продукции информация направляется в Роспотребнадзор, а фальсификата или контрафакта – в УБЭП МВД по РТ.