В Казани обсудили вопросы художественного творчества как одного из инструментов национальной политики.
Тема, которую подняли участники круглого стола под названием «Роль художественного творчества в укреплении духовного единства народов» в Доме дружбы народов РТ, достаточно редкая. Сразу отметим, что заседание прошло в онлайн- и офлайн-форматах. В нём приняли участие представители органов власти, национально-культурных объединений, общественных организаций и творческих союзов Татарстана, а также гости из Санкт-Петербурга, Тверской и Оренбургской областей.
Голос художника – вне политики, а его творчество не имеет национальности и объединяет нас в любви к человеку и к Родине. Вот в таком ключе, прямо скажем, не без пафоса, но искренне обсуждали эти вопросы люди, заинтересованные в продвижении художественного творчества, в его популяризации, доступности широким массам.
Директор Дома дружбы Ирек Шарипов, который выступил модератором круглого стола, подводил его итоги с ноткой удивления в голосе, отметив, что сам не ожидал, насколько востребованной и перспективной окажется предложенная для разговора тема.
Заседание прошло в рамках цикла мероприятий, прошедших под эгидой Ассамблеи народов РТ и посвящённых Году родных языков и народного единства в Татарстане.
Почётным гостем и спикером круглого стола стал председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин, который отметил, что проекты и инициативы Татарстана, направленные на укрепление межнациональной политики, заслуживают внимания на самом высоком уровне. Не случайно Общественная палата России планирует провести заседание двух своих комиссий в Казани и обсудить в том числе вопросы сохранения родных языков.
Пожалуй, ещё одна особенность круглого стола: его участники меньше обсуждали проблемы, связанные, скажем так, с материальной стороной заявленной темы. Больше шла речь о том, что когда люди делают одно общее дело, смотрят в одном направлении и действуют в интересах своей страны или региона, то для противоречий и нездоровой конкуренции не остаётся места.
Присутствующих интересовал также имеющийся у коллег опыт. Какие, помимо традиционных выставок и вернисажей, должны появиться (и появляются, как выяснилось) новые форматы этого вида искусства, притягивающие в первую очередь талантливую творческую молодёжь.
Проектов, связанных с сохранением языков, традиций, народных обрядов в художественной сфере, обнаружилось много. Из авторов презентаций, представленных в ходе заседания, на мой взгляд, выделяются Союз художников Татарстана, Казанское художественное училище им. Н.Фешина и художественная галерея Дома культуры города Кимры Тверской области. Любопытно, что столичная принадлежность или провинциальность в данной ситуации не имеют значения.
Не в обиду остальным выступающим, запомнились больше других творческие презентации директора Казанского училища Ольги Гильмутдиновой и директора Дома культуры в Кимрах Ирины Берёзиной.
«Будущее, в котором нам предстоит жить, будут создавать молодые, – отметила Ольга Гильмутдинова. – И если сейчас мы не будем им рассказывать, как важно межнациональное и межконфессиональное согласие, нетрудно представить, что может случиться. К счастью, у нас в среде художников эти проблемы отсутствуют». По её словам, в училище получают образование студенты разных национальностей и тема единения культур и традиций народов в их работах представлена совершенно естественно.
Участников круглого стола заинтересовал проект «Лики Татарстана». Дипломная работа одной из выпускниц состоит из пяти портретов девушек в национальных костюмах народов РТ. Молодая художница много времени проводила в Доме дружбы, познакомилась с представителями национально-культурных автономий. В итоге получилась очень интересная серия. Представители Дома дружбы немедленно стали просить отдать им эти работы, «чтобы украсить стены» и продолжить проект.
«Дипломные работы должны храниться определённое время в училище. Но мы поищем вариант, как их вам передать, не нарушая условий», – откликнулась директор училища.
Любопытный опыт представила упомянутая выше Ирина Берёзина. Она является также руководителем художественной галереи при ДК. Гостья буквально покорила своим энтузиазмом, рассказывая, как развивается искусство в городе с населением около 45 тысяч жителей. Уникальный по-своему факт – в Кимрах пять художественных школ!
Логично, что приоритет в работе руководство города и Дома культуры отдают молодёжи. Разработали интересный формат проведения выставок – используют уличное пространство в сочетании с галерейными экспозициями. О золотом фонде – известных художниках, уроженцах города – рассказывают в социальных сетях, готовят специальные видеоролики. «Убеждаем молодёжь, что творчески развиваться можно и в маленьком городе», – говорит Ирина Берёзина.
Конечно, и Татарстан в этом году отличится в художественной сфере. Один из самых интересных проектов, предусмотренный в плане Года родных языков и народного единства, – первый всероссийский пленэр «Родные просторы». В его рамках Татарстан посетят сотни художников из национальных республик, а также из стран СНГ.
«Более недели они будут жить в Татарстане, посещать интересные места, где компактно проживают представители разных национальностей. Через свои картины они покажут жизнь, быт, культуру этих народов. По итогам пленэра будет организована большая выставка картин. Мы предполагаем, что каждый известный художник подарит по одной своей картине музею Дома дружбы народов», – отметил глава исполкома Совета Ассамблеи народов РТ Константин Яковлев.
Владимир Зорин в свою очередь отметил, что необходимо наладить работу с частными коллекционерами и собирателями живописи. Таких энтузиастов необходимо поддерживать и мотивировать к тому, чтобы они не прятали в запасниках коллекции, а выносили их на широкую публику. (Пример тому – «передвижная» экспозиция семьи Зориных.)
«Не всегда творчество наших национально-культурных объединений, народное прикладное искусство, ремёсла находят свое место на современных выставочных площадях», – подчеркнул Ирек Шарипов. Он напомнил, что для этих целей в Доме дружбы специально были созданы две площадки, что позволяет проводить в год не менее двадцати выставок авторов – представителей разных народов.