Казанский цирк – самое доходное учреждение культуры в Татарстане. Это следует из ежегодных отчётов республиканского Минкульта, где по одним и тем же критериям сегодня оценивают работу музеев, театров и того же цирка. Но корректно ли в принципе ставить их на одну доску?
Наверное, в детстве мало что может сравниться с цирком по зрелищности. В сознательном же возрасте так или иначе приходит понимание, что это не только «прибежище чистого искусства», по выражению Франсуа Мориака, но и плоть от плоти индустрии развлечений. Конечно, само по себе это ещё не повод разлюбить цирк. Кому-то даже нравится, что здесь много блеска и мишуры, а главное, ни от кого нет секретов, и дверь в закулисье интригующе приоткрыта. Ну в общем, всё, как в пресловутом шоу-бизнесе.
Достаточно вспомнить, например, «реалити» под названием открытый конкурс на должность директора Казанского цирка, который проводился несколько лет назад под личным приглядом Эдгарда Запашного и местных блогеров (см. «РТ» от 1.03.2019). Причём выбирали не просто директора, а концепцию, которая бы чудесным образом помогла казанской «летающей тарелке» взлететь на ранее невиданную творческую высоту. И вроде как даже нашли… Но в цирке, правда, трудно что-либо утаить. То два слона подерутся прямо во время представления (зрители, по счастью, успеют ретироваться), то героем «шоу за стеклом», замешанного на горячительном адреналине, окажется сам директор цирка. Тот самый, с концепцией…
Но бывают исключения. Скажем, назначение нынешнего директора Эльмиры Булатовой прошло на удивление тихо, а вот над вверенным ей учреждением культуры недавно снова нависла тень громкого скандала. На этот раз шум в соцсетях подняла некая «часть городской общественности», к своему ужасу обнаружившая в Казанском цирке молельные комнаты. Дескать, это светское учреждение, клоуны кругом и вдруг – такое… Дошло до того, что комментировать ситуацию пришлось министру культуры, которая деликатно напомнила бдительной части общественности, что «молельные комнаты есть везде – в театрах, аэропортах, и это нормально». Действительно, можно подумать, что верующие люди в цирк не ходят.
Всё это было бы смешно, но есть вещи посерьёзнее таких казусов. И особенно много в последнее время говорится о негуманности отдельных цирковых жанров. Конкретно – с участием дрессированных животных. Хотя если вспомнить историю советского цирка, то его всемирную славу ковали в том числе выдающиеся дрессировщики, такие как Маргарита Назарова, Валентин Филатов, Ирина Бугримова, Михаил Багдасаров и другие. Причём и тогда, и сейчас многие родители, приводя детей на цирковые представления с дрессированными животными, движимы искренним желанием привить им как раз гуманное, бережное отношение к меньшим братьям. Вот такой парадокс.
Справедливости ради, эта двойственность заложена в самой природе цирка. С одной стороны, как уже сказано, это возвращение в детство с его абсолютной верой в добрых и сильных волшебников. Даже привычные к спецэффектам современные дети обмирают в цирке от восторга и реже тянутся к гаджетам. С другой стороны, цирк манит к себе тех, кто любит всё экстремальное и не прочь, что называется, пощекотать себе нервы. Те же укротители ведут свою родословную от римских гладиаторов, сражавшихся на арене с дикими зверями. И, кстати, уже тогда хищников иногда дрессировали и выводили на потеху публике. Но бескровные цирковые номера в Риме как-то не прижились.
Понятно, что сегодня бравировать таким «родством» не принято, а во многих странах участие животных в цирковых программах ограничено или полностью запрещено, как, например, в Индии, Швеции и Франции. В России отношение к этому не столь однозначное, всё-таки традиция есть традиция. Но в хороших цирках понимают, что у зрителей как минимум должен быть выбор, то есть программы с участием дрессированных животных можно и нужно чередовать с условным Цирком дю Солей.
В цирк всегда шли за зрелищем, и частью этого зрелища были именно животные. Но примеры ярких, успешных представлений без зверей сегодня тоже на слуху
В Казанском цирке, например, презентовали уже две программы без животных – мюзикл «Аладдин» и клоунский спектакль Circus Live. Ну а прямо сейчас на казанском манеже идёт цирковая программа «На грани», название которой говорит само за себя. Гвоздь программы – шоу белых тигров «Шамбала» (дрессировщик – Сергей Нестеров).
«Цирк без животных – философия только части сегодняшних зрителей, но мы стараемся уважать их мнение», – говорит Эльмира Булатова. В то же время, по её словам, казанцы всё-таки больше любят классический цирк с животными. Такие представления по-прежнему пользуются успехом, и в Казани не планируют от них отказываться.
Напомним, что в 2018 году само здание и все помещения в Казанском цирке капитально отремонтировали. Здесь обновилось практически всё – от фасада до конюшен. Если раньше зрители жаловались на запах животных, то теперь, говорят, эта проблема решена. «Мы находимся под контролем Россельхознадзора и ветеринарных служб. Когда гастролирует цирк со зверями, контролирующие органы проверяют не только документы на животных, но и условия их содержания», – упреждает директор цирка вопросы о «голодных и замученных» четвероногих артистах.
Да, в цирк всегда шли за зрелищем, и частью этого зрелища были именно животные. Но примеры ярких, успешных представлений без зверей сегодня тоже на слуху. Хотя наивно думать, что все без исключения цирки в одночасье смогут, а главное – захотят перейти на новый язык общения с публикой. Да и у самих зрителей вкусы очень разные. Кто-то согласен максимум на дрессированных собачек и кошечек, а для кого-то цирк без животных – это уже не совсем цирк.
Тем не менее акценты, в том числе в стратегии Казанского цирка, постепенно смещаются в сторону новых веяний. К примеру, недавно здесь впервые была поставлена новогодняя цирковая сказка с участием творческих и спортивных коллективов республики. Кроме того, цирковые артисты – жонглёры, акробаты, клоуны стали чаще выходить на казанские улицы, выступать в парках и на площадках.
Понятно, что в таком древнем искусстве, как цирк, трудно придумать что-то инновационное. Всё давно изобретено. Если здесь и случаются открытия, то, как правило, ценой больших затрат, и не только творческих. Проблема же ещё и в том, что в Казанском цирке уже более тридцати лет нет своей труппы, и все попытки её возродить пока не увенчались успехом. И это несмотря на наличие в Казани уникальной цирковой школы, выпускники которой выступают в знаменитых цирках, но реализовать себя, не уезжая из Казани, удаётся только единицам. Получится ли на этот раз?
Постскриптум. Планы Казанского государственного цирка расписаны на год вперёд. Здесь уже анонсировали гастроли Бурятского цирка, Московского цирка Никулина на Цветном бульваре и других приезжих коллективов. Иными словами, трудностей со сборами и прочими «целевыми» показателями у Казанского цирка, скорее всего, не будет.