Ещё недавно простенький музейный аудиогид казался вершиной технологического прогресса в мире культуры. Но жизнь не стоит на месте. Глобальная цифровая революция предвещает значительные сдвиги и в области художественных идей.
Виртуальная и дополненная реальности, нейросети, блокчейн – всё это уже сегодня входит в профессиональный инструментарий творческих людей. А если взять те же музеи, то некоторые из них в принципе существуют только в виртуальном пространстве. И не только из желания сэкономить на строительстве реального музея и показать экспозицию большему количеству людей. Картины и предметы в VR-музее можно рассматривать с разных сторон, в деталях и даже с помощью «рентгеновского зрения», чтобы увидеть то, что скрыто под слоями краски.
Цифровые технологии приходят в театры, библиотеки, концертные залы, расширяя их аудиторию. Сделать культурное пространство технологичным и по-настоящему доступным для всех – одна из главных целей национального проекта «Культура». При этом не стоит задача заменить искусство виртуальными технологиями, но они могут и должны стимулировать спрос на культурные события в первую очередь среди жителей регионов, у которых зачастую есть желание, но нет возможности лично посетить условные Третьяковку и Московскую филармонию. Только в Татарстане в рамках нацпроекта открылось восемь виртуальных концертных залов и ещё два появятся в ближайшее время. в республике также создано три виртуальных музея. Кроме этого, продолжается оцифровка книжного фонда для портала «Национальная электронная библиотека Республики Татарстан» (НЭБ РТ).
Не секрет, что ускоренные темпы цифровизации культуры, в том числе и в Татарстане, отчасти были спровоцированы пандемией, которая вынудила музеи, театры и другие культурные институции «прорубить окно» в онлайн-пространство. Но и после снятия санитарных ограничений на посещение учреждений культуры многие из них не отказались от этого формата и даже пошли дальше.
Например, ещё в начале двухтысячных театру им. Г.Камала было передано историческое помещение «Восточного клуба» («Шарык клубы») для создания театрального музея. Место, действительно, знаковое – здесь играла труппа «Сайяр», бывали Тукай и весь цвет татарской интеллигенции. Но музейная концепция сложилась далеко не сразу. Назвать это музеем в привычном понимании нельзя и сегодня. В интерактивном мультимедийном комплексе истории татарского театра «Шарык клубы» практически отсутствуют артефакты, а полное погружение в историческую эпоху и театральное закулисье происходит, можно сказать, помимо вашей воли. И всё это опять же благодаря цифровым технологиям. Здесь и AR-буклет дополненной реальности, и панорамный экран с видеолетописью театра, которую можно «листать» взмахом руки, и «Призрачный театр» с виртуальными гримёрной и костюмерной… И тут же – небольшая, но настоящая сцена, на которой молодые артисты вживую играют «Несчастную девушку» и другие спектакли из репертуара труппы «Сайяр».
Современные мультимедийные решения востребованы сегодня не только музейщиками. Весьма наглядно это продемонстрировали и недавние показы оперы «Кара пулат» в Болгаре на фоне овеянной легендами Чёрной палаты. Наверняка масштабное музыкальное действо под открытым небом и без спецэффектов доставило бы зрителям огромное удовольствие. Но участие в проекте медиахудожников, прибегнувших к 3D-анимации, которая проецировалась непосредственно на объект культурного наследия ЮНЕСКО, безусловно, в разы усилило эмоциональное воздействие на публику.
Одни упрекают медиаискусство в элитарности, другие называют «деградацией», третьи же уверены, что, если искусство не владеет языком своей эпохи, оно стремительно теряет искренность и актуальность
Некоторые эксперты называют «цифру» самой мощной художественной средой нашего времени. И это похоже на правду. Влияние новых технологий на традиционное искусство неоспоримо, а кроме того, можно сказать, на наших глазах зарождаются совершенно новые виды искусства. И даже если вы ничего не слышали о медиаарте, то наверняка сталкивались с ним в той или иной форме: будь то зрелищная компьютерная анимация, световые инсталляции на фасадах зданий или так называемые поющие фонтаны.
Цифровое искусство сегодня – это не только компьютерная живопись и 3D-анимация, но и электронная музыка, видео-арт, нет-арт (сетевое искусство) и даже био-арт (рефлексии на тему живой материи). Медиаискусству свойственны интерактивность и иммерсивность, то есть оно рассчитано на активное взаимодействие со зрителем. Больше того, без этой погружённости человека в художественное пространство цифровое искусство мертво. Проще говоря: когда мы имеем дело с «традиционным» произведением искусства, то, как правило, задаёмся вопросом, что хотел сказать автор, и пытаемся расшифровать его замысел. В медиаискусстве автор «растворяется», и взаимодействие происходит на уровне эмоционального, внутреннего переживания зрителя. То есть не так важно, что хотел донести автор, сколько то, что мы почувствовали и как далеко готовы идти в этом самопознании.
Несмотря на то что история медиаарта насчитывает уже полвека (пионером считается корейский художник Нам Джун Пайк), споры вокруг него не утихают. Одни упрекают медиаискусство в элитарности, другие в принципе его не приемлют и называют «деградацией». Третьи же уверены, что, если искусство не развивается, не владеет языком своей эпохи, оно стремительно теряет искренность и актуальность, а потому считают это направление перспективным.
В настоящее время по всему миру проводится более пятисот фестивалей, так или иначе связанных с технологическими видами искусства. Один из самых авторитетных, Ars Electronica, проходит ежегодно в австрийском городе Линце. Приятно, что и Казань не отстаёт. С 9 по 11 сентября здесь уже во второй раз пройдёт международный фестиваль медиаискусства NUR. Организатором этого масштабного события (сто участников, десять локаций) выступает казанская концепт-студия FORMATE, выигравшая грант Президентского фонда культурных инициатив. В программе – инсталляции, выставки цифрового искусства, перфомансы и многое другое.
Своеобразной презентацией фестиваля стал аудиовизуальный перфоманс Unison, который казанские музыканты и медиахудожники показали на днях в стенах Евангелическо-лютераской церкви св. Екатерины (ул. Карла Маркса, 26). Как и во время церковной службы, играл орган (Карина Горбанова), и в зависимости от характера звуковых вибраций пространство кирхи наполнялось причудливыми визуальными образами… Сразу же вспомнился фильм «Маленький триптих» – один из первых в Советском Союзе опытов визуализации музыки, созданный при участии Булата Галеева и таких же, как он, энтузиастов из студенческого конструкторского бюро «Прометей». Кстати, в студии Formate и не скрывают своего пиетета перед казанскими пионерами медиаарта, но при этом идут дальше…