Какие вопросы, касающиеся здравоохранения, волнуют россиян в период пандемии? Как ни удивительно, не только «ковидные». Похоже, эта серьёзнейшая проблема, которая держит в напряжении, без преувеличения, весь мир, понемногу становится если не привычной, то уже как минимум не парализующей сознание. Тем более что выход найден, остаётся только идти по предложенному медициной пути – массовой вакцинации. С ковидом мы всё равно когда-нибудь справимся. Но ведь и другие проблемы здравоохранения никуда не исчезли. В азарте борьбы с пандемией о них тоже забывать нельзя. Возьмите крайне актуальный вопрос цифровизации здравоохранения, которая должна повысить качество и доступность медицинской помощи. По каким направлениям идёт сегодня эта работа? В какие сроки ждать здесь замечательных изменений?
Наш разговор об этом – с врачом, депутатом Государственной Думы, членом Комитета ГД по охране здоровья Борисом Менделевичем (на снимке).
– Да, россияне понемногу начинают отходить от растерянности, которая появилась во время пандемии новой коронавирусной инфекции, – говорит Борис Давыдович. – К чести наших соотечественников могу сказать, что глубокого шока, как во многих западных странах, россияне не испытали. Тут сказались и особый российский менталитет, и грамотно организованная работа с населением, и продуманная, ещё в советские времена созданная система борьбы с инфекционными заболеваниями.
Недавно у меня состоялся сеанс связи с избирателями, который прошёл в режиме онлайн. Было около десятка звонков, причём не только из Татарстана, но и из Краснодарского края, Воронежской области. Меня это не удивило. Активно использую соцсети, и там ко мне обращаются многие. Увидели анонс по поводу приёма избирателей, вот и позвонили. К слову, наши граждане уже хорошо начали разбираться, к какому депутату и по какому вопросу следует обращаться. Во всяком случае, со мной больше общаются именно по здравоохранению. Были вопросы по поводу лекарственного обеспечения, психологической помощи. Мне это показалось особенно интересным. Я не так давно вышел с депутатской инициативой в Госдуме о том, что нам очень нужен закон о психологической помощи. Такие услуги у нас никак не регламентированы на уровне государства, их никто не сертифицирует и не лицензирует. Следовательно, в качестве психолога может выступать кто угодно. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, насколько это опасно.
Поступали вопросы по коронавирусу, в первую очередь по поводу получения бесплатных лекарств на этапе амбулаторного лечения. Один из татарстанцев обратился с просьбой помочь в госпитализации из-за заражения новой коронавирусной инфекцией. По моей заявке его ещё раз осмотрели на предмет помещения в инфекционную клинику. К счастью, в госпитализации обратившийся не нуждался, его состояние позволяет лечиться дома.
– Получается, вы выполнили свою профессиональную функцию как психолог?
– Так часто бывает. В депутатской приёмной знают мою первоначальную профессию и не боятся направлять ко мне людей, с которыми нужно беседовать, скажем так, используя элементы психотерапии. В приёмную ведь по мелочам не обращаются. Как минимум повышенный эмоциональный фон в разговоре обязательно наличествует. Поэтому просто выслушать человека и поговорить с ним – уже помощь. Так что прежние навыки пригождаются.
– А теперь вопрос более широкий – цифровизация медицины. Сейчас этому направлению руководством страны уделяется огромное внимание. Телемедицина, например, которая в республике уже давно считается делом вполне обыденным, к фантастике не имеющим никакого отношения, в целом по России делает только первые шаги.
– Да, сегодня в каждом медучреждении уже есть свой электронный архив, есть и соответствующая связь между некоторыми больницами. А вот общий контур цифровизации ещё не завершён, это нужно будет сделать в ближайшие годы. Так, к концу нынешнего в стране к сети Интернет должны быть подключены абсолютно все лечебные учреждения. Понятно, что в большей степени это касается отдалённых уголков страны, огромных территорий Сибири, Зауралья, Якутии, Красноярского края. И тогда возможность передавать цифровые данные и проводить телемедицинские консультации будет на территории всей страны. Это Татарстан уже сполна оценил возможности телемедицины, а для большинства регионов это ещё недостижимая роскошь.
– Уже существующую татарстанскую цифровую медицинскую сеть будут адаптировать в общероссийскую систему или просто переделают, поставив все регионы в равные условия – и тех, у кого есть свои наработки, и тех, к кому только подтягивают оптоволоконную связь?
– Увы, участь первых всегда сложна. Но, с другой стороны, если бы мы сидели и ждали, когда всё это сделают на федеральном уровне, то потеряли бы много времени и средств. И не достигли бы того, что имеем сейчас. В том числе в области здравоохранения. Нынешний Татарстан в этом отношении один из самых передовых субъектов Федерации и уступает здесь разве что Москве.
Я в Госдуме возглавляю рабочую группу по контролю за реализацией национального проекта «Здравоохранение». В нём есть восемь подпроектов, и один из них – как раз цифровизация здравоохранения, создание всероссийского единого цифрового контура в этой сфере, в который войдут контуры внутренние – для каждого субъекта. Мы ежемесячно проводим заседание по отдельной теме. И когда состоялось заседание, посвящённое цифровизации, было чрезвычайно приятно слышать, как многие выступающие, причём не только из Министерства здравоохранения, но и из Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, отмечали, что в Татарстане сделано здесь очень многое и опыт республики перенимается федеральным центром с точки зрения развития вот этого единого контура. Понятно, что какие-то нестыковки при адаптации будут, но всё это решаемо, и уровень нашей цифровизации выше, чем в любом другом регионе страны.
По большому счёту, отчего зависит единый контур? В первую очередь, как вы заметили, от единых подходов в этом деле. Ну, фигурально выражаясь, чтобы любая вилка подходила к розетке.
Цифровизацией сегодня необходимо заниматься не из желания быть первыми и поразить мир, а из реалий – не отстать, сохранить и приумножить здоровье населения. Чтобы врач в любой точке страны мог оказать вам помощь, основываясь не только на своих знаниях и наблюдениях в данный момент, но и на полном медицинском досье с момента вашего рождения
Теперь о телемедицине как об одном из элементов цифровизации. На мой взгляд, одна из главных проблем отечественного здравоохранения состоит в дублировании исследований и обследований. Вот мы говорим, что бюджет отрасли чересчур скромен, в большинстве государств тратят на эти цели куда больше. Нам, мол, денег не хватает. Согласен, средств на здравоохранение в России выделяется несколько меньше, чем в развитых странах. Но ведь и те финансы, что выделяются, мы часто тратим крайне нерационально.
Простой пример. Кстати, из татарстанской жизни. У женщины из Рыбно-Слободского района появились проблемы с желудком. Сначала из местной амбулатории её направляют в центральную районную больницу, что правильно. Проводят ФГДС – процедуру недешёвую, крайне неприятную. Затем гастроэнтеролог ЦРБ направляет пациентку в Чистопольский окружной центр. Снова ФГДС и масса других анализов. В завершение – направление в РКБ, где все манипуляции проводятся заново.
Во-первых, четыре процедуры ФГДС за два месяца точно не добавят здоровья пациентке. А во-вторых, сколько денег тратится впустую?.. И это далеко не уникальный случай.
Единый архив всех медицинских данных, в который может войти любой врач с компьютера у себя в кабинете, – полное досье на пациента со дня его рождения. Удобнее же ничего не придумать ни с точки зрения лечащего врача, ни в части правильного сбора анамнеза и постановки диагноза. Плюс к этому здесь ещё и немалая экономия средств.
В определённой мере сегодня снимается проблема медицинских кадров на селе и качества оборудования – ведь посредством телемедицины можно получить консультацию самого большого светила, даже не выезжая из родной деревни. В каждое село и даже в каждую ЦРБ пока невозможно посадить высококвалифицированного узкого специалиста. Нет их столько, да и нецелесообразно такое решение.
Кстати, борьба с ковидом, как любая другая, сильно продвигает научную мысль, особенно если она подкреплена практической пользой. Года два-три назад, когда был принят закон о телемедицине, в документе существовал ряд ограничений в её применении. В частности, закреплено, что телемедконсультация может быть только повторной процедурой, которой должен предшествовать обычный, очный осмотр врача. Однако в условиях ковида, когда ситуация была очень напряжённой, мы принимали специальные изменения в законе, согласно которым и первый приём может быть удалённым. И это спасло не одну жизнь, я уверен. К тому же очный приём не обязателен во многих медицинских профессиях. К примеру, так ли важно психиатру «потрогать» больного? Для выводов вполне достаточно наблюдения некоторых его поведенческих отклонений. И так по многим медицинским профессиям. Психологи, к примеру, давно в Сеть ушли. Так что ковид, как война, – это толчок к развитию. Цифровизация – один из таких рывков. И в здравоохранении в частности.
– Какое из профильных министерств получит средства на цифровизацию? Понятно же, что результат напрямую зависит от того, кто будет готовить этот цифровой «пирог»…
– Вся работа идёт в рамках национального проекта, есть паспорт проекта цифровизации. Закопёрщиком является Минздрав. Он ответственный, он – заказчик. Минцифра – соисполнитель с технической точки зрения. Минздрав выдаёт техническое задание, Минцифра его обеспечивает. Идеология идёт от Минздрава.
– А «кошелёк» в чьих руках?
– В государственных, естественно. Финансы распределяет Правительство. Идёт целевое финансирование – каждый готовит свой кусочек, как вы выразились, «пирога».
Цифровизацией сегодня необходимо заниматься не из желания быть первыми и поразить мир, а из реалий – не отстать, сохранить и приумножить здоровье населения. Чтобы врач в любой точке страны мог оказать вам помощь, основываясь не только на своих знаниях и наблюдениях в данный момент, но и на полном медицинском досье с момента вашего рождения. Врачебных ошибок точно будет меньше, а значит, и люди станут здоровее.