Целительные звуки кыл-кубыза

Мастер резьбы по дереву Джалиль Вильданов из села Куркачи Высокогорского района бережно сохраняет и развивает народные традиции, более тридцати лет изготавливая разные виды изделий: сундуки, ларцы, шкатулки, ключницы, сувениры.

Автор статьи: ШЕМЕЛОВА Евгения

Фото: Диляра Фаррахова

 

 

Мастер резьбы по дереву Джалиль Вильданов из села Куркачи Высокогорского района бережно сохраняет и развивает народные традиции, более тридцати лет изготавливая разные виды изделий: сундуки, ларцы, шкатулки, ключницы, сувениры. Но последние четыре года он больше известен как мастер по изготовлению музыкальных инструментов тюркоязычных народов.

 

-Мой сын занялся горловым пением, а для этого необходим специальный музыкальный инструмент. И я изготовил монгольский морин хуур, который звучит как оркестр, – рассказывает мастер. – Инструмент получился отменным. На выставке в Москве на нём пробовал играть этнический монгол и был удивлён, что такие инструменты изготавливают в Татарстане, в то время как даже в Монголии это редкость. Потом по просьбе руководителя фолк-группы ALPAR Алмаза Асхадуллина я изготовил домбру и кыл-кубыз. Последний есть у всех тюркских народов – у казахов, башкир, киргизов. Когда-то он был популярен и у татар. Поскольку татарские кыл-кубызы не дошли до наших дней, за основу я взял казахский.

Нужно отметить, что татарский кыл-кубыз отличается от казахского размером грифа – он несколько длиннее. У татар в музыкальной культуре вокал богаче, изящнее, чем у других тюркских народов, и, соответственно, музыкальный звукоряд больше. Джалиль Вильданов создал восемь кыл-кубызов и двенадцать домбр. На инструментах играют профессиональные музыканты и композиторы и высоко оценивают их качество.

Удивительно, как человек без музыкального образования изготавливает инструменты, которые все называют уникальными. Наверное, это генетическая память. Ведь наши предки в добулгарские времена на точно таких же инструментах исполняли кюйи (инструментальные пьесы) и мунаджаты, рассказывая историю своего народа.

 


В 2022 году Джалиль Вильданов стал победителем республиканского конкурса «Ремесленник года» в номинации «Реконструкция». Мастер очень рад, что сейчас в Татарстане активно возрождается искусство игры на инструментах, считавшихся забытыми. Появляются музыкальные этногруппы. Помимо домбр и кыл-кубызов, он хочет приступить к изготовлению ятаганов и нар-кубызов. Также Джалиль Габдулхакович надеется, что поступит большой заказ на музыкальные инструменты тюркских народов от музыкальных школ Татарстана.


 

В принципе, у кыл-кубызов всех тюркских народов структура одна. Но процесс изготовления инструмента далеко не прост. Изначально берётся кусок дерева. Ольху Джалиль Габдулхакович не покупает – при желании её можно найти около любой бобровой плотины. Топором вырубается форма инструмента, с помощью различных стамесок и ножей вырезается резонатор, доводится до ума гриф, где сверлятся отверстия под колки, которые регулируют натяжение струн и изготавливаются из твёрдых пород дерева.

– Но изготовление резонатора и грифа – это лишь начало работы, – продолжает Джалиль Габдулхакович. – У кыл-кубыза две струны. Они изготавливаются из конского волоса. В тонкой струне 67 соединённых вместе волос, в толстой – 78. Внизу они крепятся специальным шнурком к пуговке (струнодержателю), сделанной из твёрдой породы дерева. Далее изделие шлифуется, на верхушку грифа и на резонатор наносится орнамент. Его придумываю сам. На гриф (я называю его шея) и на резонатор (тело) ставятся накладки из дорогих пород – бука, красного дерева и других. Иногда гриф инкрустирую металлом или даже драгоценными камнями. Под инструмент по желанию заказчика можно сделать декоративную деревянную подставку. Смычок, вернее его форма – это лично моё авторское изобретение. 

При игре инструмент прикладывается не к плечу, а ставится вертикально, на колено, как виолончель. Но в отличие от неё кыл-кубыз звучит резче и более тягуче. Раз услышишь, больше ни с чем не перепутаешь.

Джалиль Габдулхакович уверен, что музыка кыл-кубыза исцеляет. Ведь недаром в давние времена он был основным инструментом шаманов, знахарей и заклинателей.

Музыкальные инструменты Джалиля Вильданова побывали на многих крупных выставках в Татарстане, а также в Москве, Республике Саха (Якутия) и в Туве. Его работы презентованы в каталоге народных художественных промыслов и ремёсел Респуб­лики Татарстан «От тамги до авангарда».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x