Опубликовано: 23.01.2023 17:39
Мастер резьбы по дереву Джалиль Вильданов из села Куркачи Высокогорского района бережно сохраняет и развивает народные традиции, более тридцати лет изготавливая разные виды изделий: сундуки, ларцы, шкатулки, ключницы, сувениры. Но последние четыре года он больше известен как мастер по изготовлению музыкальных инструментов тюркоязычных народов.
-Мой сын занялся горловым пением, а для этого необходим специальный музыкальный инструмент. И я изготовил монгольский морин хуур, который звучит как оркестр, – рассказывает мастер. – Инструмент получился отменным. На выставке в Москве на нём пробовал играть этнический монгол и был удивлён, что такие инструменты изготавливают в Татарстане, в то время как даже в Монголии это редкость. Потом по просьбе руководителя фолк-группы ALPAR Алмаза Асхадуллина я изготовил домбру и кыл-кубыз. Последний есть у всех тюркских народов – у казахов, башкир, киргизов. Когда-то он был популярен и у татар. Поскольку татарские кыл-кубызы не дошли до наших дней, за основу я взял казахский.
Нужно отметить, что татарский кыл-кубыз отличается от казахского размером грифа – он несколько длиннее. У татар в музыкальной культуре вокал богаче, изящнее, чем у других тюркских народов, и, соответственно, музыкальный звукоряд больше. Джалиль Вильданов создал восемь кыл-кубызов и двенадцать домбр. На инструментах играют профессиональные музыканты и композиторы и высоко оценивают их качество.
Удивительно, как человек без музыкального образования изготавливает инструменты, которые все называют уникальными. Наверное, это генетическая память. Ведь наши предки в добулгарские времена на точно таких же инструментах исполняли кюйи (инструментальные пьесы) и мунаджаты, рассказывая историю своего народа.
В принципе, у кыл-кубызов всех тюркских народов структура одна. Но процесс изготовления инструмента далеко не прост. Изначально берётся кусок дерева. Ольху Джалиль Габдулхакович не покупает – при желании её можно найти около любой бобровой плотины. Топором вырубается форма инструмента, с помощью различных стамесок и ножей вырезается резонатор, доводится до ума гриф, где сверлятся отверстия под колки, которые регулируют натяжение струн и изготавливаются из твёрдых пород дерева.
– Но изготовление резонатора и грифа – это лишь начало работы, – продолжает Джалиль Габдулхакович. – У кыл-кубыза две струны. Они изготавливаются из конского волоса. В тонкой струне 67 соединённых вместе волос, в толстой – 78. Внизу они крепятся специальным шнурком к пуговке (струнодержателю), сделанной из твёрдой породы дерева. Далее изделие шлифуется, на верхушку грифа и на резонатор наносится орнамент. Его придумываю сам. На гриф (я называю его шея) и на резонатор (тело) ставятся накладки из дорогих пород – бука, красного дерева и других. Иногда гриф инкрустирую металлом или даже драгоценными камнями. Под инструмент по желанию заказчика можно сделать декоративную деревянную подставку. Смычок, вернее его форма – это лично моё авторское изобретение.
При игре инструмент прикладывается не к плечу, а ставится вертикально, на колено, как виолончель. Но в отличие от неё кыл-кубыз звучит резче и более тягуче. Раз услышишь, больше ни с чем не перепутаешь.
Джалиль Габдулхакович уверен, что музыка кыл-кубыза исцеляет. Ведь недаром в давние времена он был основным инструментом шаманов, знахарей и заклинателей.
Музыкальные инструменты Джалиля Вильданова побывали на многих крупных выставках в Татарстане, а также в Москве, Республике Саха (Якутия) и в Туве. Его работы презентованы в каталоге народных художественных промыслов и ремёсел Республики Татарстан «От тамги до авангарда».
![]() |
23.09.2023
Путешествие через три столицыСтатус национального присвоен туристическому маршруту «Великий Волжский путь» на полях завершившегося во Владивостоке Восточного экономического форума. |
![]() |
22.09.2023
Байопик на пуантахТатарский театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет новый сезон 26 сентября мировой премьерой балета «Иакинф» Резеды Ахияровой на либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса. |
![]() |
22.09.2023
Рассказать молодежи о Пушкине на ее языкеXVI съезд Сообщества пушкинских музеев состоялся в казанском Музее Е.А.Боратынского. Съезд проходил в столице Татарстана впервые. |
![]() |
21.09.2023
Храм возродили, вернется ли жизнь в село?.. В Татарстане открыли после реставрации старинную церковьКолокольный благовест над деревней Архангельские Кляри Камско-Устьинского района возвестил на днях местным жителям и всей округе о возрождении одного из старейших в республике деревянного храма ˗ церкви Архангела Михаила. |
![]() |
18.09.2023
Сцены в театральном буфетеСозданная при арт-резиденции «Созвездие – Йолдызлык» труппа, не дожидаясь окончания ремонта в пострадавшем от пожара Алафузовском театре, решила вернуться в родные стены и приспособить под сценическую площадку бывший буфет. |