23 сентября 2023

Целительные звуки кыл-кубыза

Опубликовано: 23.01.2023 17:39

 

 

Мастер резьбы по дереву Джалиль Вильданов из села Куркачи Высокогорского района бережно сохраняет и развивает народные традиции, более тридцати лет изготавливая разные виды изделий: сундуки, ларцы, шкатулки, ключницы, сувениры. Но последние четыре года он больше известен как мастер по изготовлению музыкальных инструментов тюркоязычных народов.

 

-Мой сын занялся горловым пением, а для этого необходим специальный музыкальный инструмент. И я изготовил монгольский морин хуур, который звучит как оркестр, – рассказывает мастер. – Инструмент получился отменным. На выставке в Москве на нём пробовал играть этнический монгол и был удивлён, что такие инструменты изготавливают в Татарстане, в то время как даже в Монголии это редкость. Потом по просьбе руководителя фолк-группы ALPAR Алмаза Асхадуллина я изготовил домбру и кыл-кубыз. Последний есть у всех тюркских народов – у казахов, башкир, киргизов. Когда-то он был популярен и у татар. Поскольку татарские кыл-кубызы не дошли до наших дней, за основу я взял казахский.

Нужно отметить, что татарский кыл-кубыз отличается от казахского размером грифа – он несколько длиннее. У татар в музыкальной культуре вокал богаче, изящнее, чем у других тюркских народов, и, соответственно, музыкальный звукоряд больше. Джалиль Вильданов создал восемь кыл-кубызов и двенадцать домбр. На инструментах играют профессиональные музыканты и композиторы и высоко оценивают их качество.

Удивительно, как человек без музыкального образования изготавливает инструменты, которые все называют уникальными. Наверное, это генетическая память. Ведь наши предки в добулгарские времена на точно таких же инструментах исполняли кюйи (инструментальные пьесы) и мунаджаты, рассказывая историю своего народа.

 


В 2022 году Джалиль Вильданов стал победителем республиканского конкурса «Ремесленник года» в номинации «Реконструкция». Мастер очень рад, что сейчас в Татарстане активно возрождается искусство игры на инструментах, считавшихся забытыми. Появляются музыкальные этногруппы. Помимо домбр и кыл-кубызов, он хочет приступить к изготовлению ятаганов и нар-кубызов. Также Джалиль Габдулхакович надеется, что поступит большой заказ на музыкальные инструменты тюркских народов от музыкальных школ Татарстана.


 

В принципе, у кыл-кубызов всех тюркских народов структура одна. Но процесс изготовления инструмента далеко не прост. Изначально берётся кусок дерева. Ольху Джалиль Габдулхакович не покупает – при желании её можно найти около любой бобровой плотины. Топором вырубается форма инструмента, с помощью различных стамесок и ножей вырезается резонатор, доводится до ума гриф, где сверлятся отверстия под колки, которые регулируют натяжение струн и изготавливаются из твёрдых пород дерева.

– Но изготовление резонатора и грифа – это лишь начало работы, – продолжает Джалиль Габдулхакович. – У кыл-кубыза две струны. Они изготавливаются из конского волоса. В тонкой струне 67 соединённых вместе волос, в толстой – 78. Внизу они крепятся специальным шнурком к пуговке (струнодержателю), сделанной из твёрдой породы дерева. Далее изделие шлифуется, на верхушку грифа и на резонатор наносится орнамент. Его придумываю сам. На гриф (я называю его шея) и на резонатор (тело) ставятся накладки из дорогих пород – бука, красного дерева и других. Иногда гриф инкрустирую металлом или даже драгоценными камнями. Под инструмент по желанию заказчика можно сделать декоративную деревянную подставку. Смычок, вернее его форма – это лично моё авторское изобретение. 

При игре инструмент прикладывается не к плечу, а ставится вертикально, на колено, как виолончель. Но в отличие от неё кыл-кубыз звучит резче и более тягуче. Раз услышишь, больше ни с чем не перепутаешь.

Джалиль Габдулхакович уверен, что музыка кыл-кубыза исцеляет. Ведь недаром в давние времена он был основным инструментом шаманов, знахарей и заклинателей.

Музыкальные инструменты Джалиля Вильданова побывали на многих крупных выставках в Татарстане, а также в Москве, Республике Саха (Якутия) и в Туве. Его работы презентованы в каталоге народных художественных промыслов и ремёсел Респуб­лики Татарстан «От тамги до авангарда».


Фото: Диляра Фаррахова
Автор статьи: ШЕМЕЛОВА Евгения
Выпуск: №10 (29361)


Добавить комментарий

23.09.2023

Путешествие через три столицы

Статус национального присвоен туристическому маршруту «Великий Волжский путь» на полях завершившегося во Владивостоке Восточного экономического форума.

22.09.2023

Байопик на пуантах

Татарский театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет новый сезон 26 сентября мировой премьерой балета «Иакинф» Резеды Ахияровой на либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса.

22.09.2023

Рассказать молодежи о Пушкине на ее языке

XVI съезд Сообщест­ва пушкинских музеев состоялся в казанском Музее Е.А.Боратынского. Съезд проходил в столице Татарстана впервые.

21.09.2023

Храм возродили, вернется ли жизнь в село?.. В Татарстане открыли после реставрации старинную церковь

Колокольный благовест над деревней Архангельские Кляри Камско-Устьинского района возвестил на днях местным жителям и всей округе о возрождении одного из старейших в республике деревянного храма ˗ церкви Архангела Михаила.

18.09.2023

Сцены в театральном буфете

Созданная при арт-резиденции «Созвездие – Йолдызлык» труппа, не дожидаясь окончания ремонта в пострадавшем от пожара Алафузовском театре, решила вернуться в родные стены и приспособить под сценическую площадку бывший буфет.

  • Мы в соцсетях

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru