8 декабря после масштабной реконструкции вновь открывает свои двери для посетителей Галерея современного искусства Государственного музея ИЗО РТ.
Обновленная Галерея современного искусства – это шесть выставочных пространств общей площадью полторы тысячи квадратных метров. После реконструкции здесь получит «прописку» Культурно-выставочный центр Русского музея, а также появится детская арт-площадка. ГСИ объединит и выставочные программы, и дискуссионные форматы (лекции, ридинг-группы и др.).
Завершение реконструкции ознаменуется сразу тремя выставками. Две из них – «Россия. Реализм. XXI век» и «Андрей Тарковский. Художник пространства» – организованы совместно с Государственным Русским музеем. Событием для Казани можно назвать и ретроспективную выставку известного художника-абстракциониста казанского происхождения Игоря Вулоха «Эволюция белого».
ПУТЬ НОНКОНФОРМИСТА
Уроженец Казани Игорь Вулох (1938–2012) потерял на фронте отца, воспитывался в детском доме и только после войны воссоединился с матерью. Он был одним из лучших выпускников Казанского художественного училища, где испытал сильное влияние своего мастера, Виктора Подгурского, долгое время жившего в Шанхае и прекрасно разбиравшегося в китайском и японском искусстве. Дальнейший путь Игоря Вулоха оказался необыкновенно самобытным и сложным. После переезда в 1958 году в Москву он выбирает стезю свободного художника и становится одним из ярких представителей советского нонконформистского искусства. Он дружил с Анатолием Зверевым, чувашским поэтом-новатором Геннадием Айги, был лично знаком с живыми свидетелями русского авангарда начала XX века Алексеем Крученых и Николаем Харджиевым. В то же время путь Вулоха – это путь одиночки, художник всегда сторонился политики и каких бы то ни было группировок. В настоящее время его работы входят в собрания Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного музея концептуального искусства (Салоники, Греция), выставляются на торги аукционными домами Sotheby’s и MacDougall’s. К слову, Игорь Вулох входит в топ-100 самых дорогих художников-шестидесятников.
На выставке в ГСИ представлены ранние работы Вулоха, произведения легендарного «Белого периода», знаменитые графические циклы к стихам поэтов Геннадия Айги и Тумаса Транстрёмера, а также серия авторского фарфора, выполненного по эскизам художника.
РЕАЛИЗМ, ДА НЕ ТОТ
Выставка «Россия. Реализм. XXI век» – это не привычный нашему взгляду реализм прошлого и девятнадцатого столетий. Экспозиция представляет различные пути развития реалистической традиции в творчестве современных российских художников, работающих на грани академизма, фотореализма и других вариаций этого направления, возникших в последние десятилетия. Выставка масштабная и впечатляющая, и тем приятнее, что в ней участвуют и казанские живописцы – Ильнур Сиразиев, Ирик Мусин и молодой художник Алексей Цыбисов, чьи полотна, отобранные кураторами, органично вписываются в концепцию.
По мере того как меняются формы и язык искусства, привычные жанры наполняются новым содержанием. Именно это и стремятся зафиксировать художники порой в острой, провокативной форме. Выставка в обновленной Галерее современного искусства также демонстрирует инновационные жанры и виды творчества: инсталляции, медиа-арт и другие.
ВСПОМИНАЯ ТАРКОВСКОГО
Андрей Тарковский по праву считается создателем нового киноязыка, художником, привнёсшим в мировой кинематограф новую эстетику и философию, которые поныне не утратили актуальности. На посвящённой ему выставке «Андрей Тарковский. Художник пространства» представлены фотоработы как самого режиссёра, так и его коллег, фотографов, работавших и друживших с мастером. На этих снимках зримо предстаёт сам процесс рождения киномира Андрея Тарковского, а также они возвращают нас в места съемок его знаменитых фильмов.
В числе участников выставки – известный татарстанский художник Рашит Сафиуллин, которому посчастливилось работать вместе с Тарковским. Причём дважды: он входил в творческую группу фильма «Сталкер», а также был художником спектакля «Гамлет», который Тарковский поставил в Московском театре «Ленком».
Экспозицию также дополняют документальные фильмы, посвящённые жизни и творчеству режиссера.