Три эскиза в одном пейзаже

Седьмой театральной лаборатории «Свияжск АРТель» могло не быть в принципе

Сошлось всё: коронавирус, отсутствие денег, прогноз погоды… Но организаторы лаборатории из фонда «Живой город» так хотели чуда, что оно случилось.

Автор статьи: Ольга СТРЕЛЬНИКОВА

Фото: vk.com

 

Свияжскартель1
Вместе с актёром Романом Гуськовым зрители прошли путь жизни «маленького» советского человека.

Седьмой театральной лаборатории «Свияжск АРТель» могло не быть в принципе. Сошлось всё: коронавирус, отсутствие денег, прогноз погоды… Но организаторы лаборатории из фонда «Живой город» так хотели чуда, что оно случилось.

Кто ещё не знает, свияжская лаборатория – это театр, который рождается на глазах здесь и сейчас. Без сцены как таковой, с минимальными декорациями, а чаще без них. Театральный реквизит собирается по чердакам и «темнушкам», где хранят старые, отжившие своё вещи. В этом году, например, организаторы через соцсети бросили клич: ищем советский радиоприёмник в рабочем состоянии, кепку, как у Ленина, шляпу, как у Берии… Часть из этих вещей мы увидели в эскизе режиссёра из Санкт-Петербурга Елены Павловой «ОА». Свой спектакль-променад она посвятила аббревиатурам, которые сопровождали советского человека по жизни и во многом определяли её. Самая главная из них, конечно же, СССР. Что же произошло с её утратой? Об этом и размышляет режиссёр в контексте Свияжска вместе с актёром Романом Гуськовым.

Стартовой локацией для эскиза вполне ожидаемо стал музей Гражданской войны. По легенде, с резного балкончика именно этого дома Лев Троцкий принимал военный парад и обращал в коммунистическую веру местное население. Мы тоже пройдём здесь краткий курс «азбуки революции», а далее, ведомые брутальным и целеустремлённым Романом, больше часа будем петлять по острову в поисках утраченных – но всё-таки не до конца – примет советского быта. И всё это – под аккомпанемент богатейшего и живучего советского новояза. ВЛКСМ, ОБХСС, НКВД, ГКЧП… При этих чеканных звуках, доносящихся из динамика, даже ко всему привычные туристы, на радостях понаехавшие в Свияжск после долгой самоизоляции, ошарашенно сторонились нашей шумной процессии.

 

Свияжскартель2
Тема трёх эскизов – «алфавит» – получила воплощение абсолютно разными способами.

 

В конце концов мы вышли на пустынный берег, оглашаемый попсой из «лихих 90-х». К этому моменту наш бравый проводник уже превратился в глубокого старика. А берег, усыпанный пустой стеклотарой с пресловутой аббревиатурой «МММ», – последнее, что он увидит в своей жизни…

Эскиз – ещё не совсем спектакль, но вполне может им стать, если сама история заставляет что-то ёкнуть внутри. Так, например, прошлогодний эскиз Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин» стал отправной точкой для одноимённого спектакля, который уже проанонсировал Московский Театр наций. Часть доработанных эскизов вошла в репертуар казанского «Угла», а часть настолько вписалась в свияжский пейзаж, что поныне продолжает свою жизнь на острове. Такой же судьбы хочется пожелать и эскизу Елены Павловой, в котором резонирует всё: история страны, история Свияжска и судьба «маленького» советского человека.

 

 Марина ДАВЫДОВА, режиссёр:

марина-давыдова

«Ровно четыре дня я провела на чудном острове Свияжске, где вот уже семь лет проходит одно из важнейших театральных событий российского лета – лаборатория «Свияжск АРТель»… Два из этих четырёх дней мы без устали репетировали придуманное мною действо под названием «Умаление мира», а ещё два мы его играли. Это был совершенно экстремальный и вдохновляющий опыт».

Тема нынешней лаборатории – «Алфавит». Трудно придумать что-то более абстрактное для театрального эскиза. Но, как видим, приглашённые в Свияжск режиссёры довольно неожиданно её интерпретировали.

«Имя» – так назвал свой эскиз ещё один участник лаборатории Борис Павлович, взяв за его основу тексты известного филолога и философа Владимира Бибихина. В Свияжске их примерила на себя и в каком-то смысле присвоила казанская актриса и режиссёр Регина Саттарова. В результате получилась почти исповедь, пронзительный монолог о том, что человек ощущает себя живым лишь до тех пор, пока кто-то зовёт его по имени. Регина не читала, а выкрикивала свой монолог, стоя на высоком холме и обращаясь к тем, кто находился внизу. В её словах было столько наивной веры и почти детской требовательности, а в голосе – столько недетского отчаяния, что зрители, конечно же, подыгрывали и тоже выкрикивали её имя. Хотя, если честно, многим из них кричать совсем не хотелось. Дело в том, что частью этого перформанса стал красивейший волжский закат, и больше всего хотелось просто молча им любоваться. И этот странный, неотрепетированный диссонанс между криком души одного и невольной умиротворённостью других – может, было самым драматическим в эскизе Бориса Павловича.

Быть зрителем в Свияжске вообще непросто. Мало того, что весь день, когда идут показы эскизов, они проводят на ногах, часто от их вовлечённости в действие зависит если не всё, то очень многое. Например, по ходу третьего, заключительного показа им предложили сыграть в слова. Вроде бы простенькая, всем знакомая забава. Но от того, какие слова они вычеркнут и какие оставят, зависела ни много ни мало – картина мира.

Эскиз для трёх перформеров и ведущего, показанный в свияжском «Саду размышлений», так и называется – «Убывание мира», и у него совершенно непредсказуемый финал. С одной стороны, это представление и визуализация разными способами русских азбук и букварей, всегда несущих в себе некое послание миру, а с другой – попытка составить словарь нового времени.

В создании этого эскиза участвовала очень продвинутая команда. Автор и режиссёр Марина Давыдова больше известна как главный редактор журнала «Театр» и арт-директор фестиваля NET (Новый Европейский Театр). Прежде она уже ставила спектакли за рубежом, и это был её первый режиссёрский опыт в России.

В команде также три перформера: московский композитор Александр Маноцков, местная художница Ксения Шачнева и хореограф Анна Хлесткина. Каждый из них – яркая творческая личность, и это было принципиально для автора эскиза. Маноцков специально для этого показа сочинил несколько музыкальных композиций, а также играл и пропевал алфавит. Анна изображала буквы пластическими средствами, Ксения, соответственно, колдовала кисточкой. Вовсю импровизировал и директор музея «Остров-град Свияжск» Артём Силкин. Ему досталась роль ведущего, которую он исполнил с завидным артистизмом.

 

Свияжскартель3

 

Пересказать словами увиденное в «Саду размышлений» довольно сложно. Это больше, чем театр. Это некий коллективный опыт проживания и обретения заново «азбучных истин», размытых и скомпрометированных временем и людьми.

Опыт созидания и разрушения мира с помощью слов. В финале их должно остаться только три. На нашем показе это – мир, милосердие и любовь. Но не факт, что в следующий раз зрители их тоже выберут.

Чуть позже Марина Давыдова напишет в «Фейсбуке»: «Ровно четыре дня я провела на чудном острове Свияжске, где вот уже семь лет проходит одно из важнейших театральных событий российского лета – лаборатория «Свияжск АРТель»… Два из этих четырёх дней мы без устали репетировали придуманное мною действо под названием «Умаление мира», а еще два мы его играли. Это был совершенно экстремальный и вдохновляющий опыт».

…Когда мы покидали остров, Свияжск уже пребывал в вечерней полудрёме, лениво и, казалось, без сожаления провожая взглядом припозднившихся гостей. Наступало его время – без толп, суеты и ярма «туристической Мекки». Завтра здесь снова будут показы и много туристов. А сейчас остров наслаждался покоем и тишиной, которую нарушали только наши шаги и звучащий внутри нас голосом Александра Маноцкова древнерусский знаменный распев: «Аз… буки… веди…»

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще