Три четверти века Агтаса Галиахметова

История его жизни – это история простого человека, волею судеб и благодаря собственной силе воли достигшего значимых высот.

 

агтас-галиахметов

 

История его жизни – это история простого человека, волею судеб и благодаря собственной силе воли достигшего значимых высот. Главе администрации Нижнекамска и Нижнекамского района в 1992–1998 годах, заслуженному работнику транспорта РФ и РТ, почетному транспортнику РФ, председателю совета директоров АО «Нижнекамское ПАТП-1», почетному гражданину Нижнекамска Агтасу Нургатиевичу Галиахметову исполняется 75 лет.

 

«Я КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН!»

23 февраля 1944 года – в этот день в крестьянской семье Нургаты и Хуршиды Галиахметовых в селе Камышла Куйбышевской области на свет появился третий ребёнок, которого нарекли Агтасом. Его родители – простые, широкие душой, трудолюбивые люди. О таких говорят: соль земли.

После распада Советского Союза стало модным отыскивать в своей биографии дворянские корни, приписывать себе какое-то непростое, благородное происхождение, даже если его нет и в помине. А Галиахметов говорит:

– Я крестьянский сын и горжусь этим!

Труд у сельского пацана идёт рука об руку с учёбой. Работы для Агтаса хватало и в семье, и в родном колхозе. При этом детские годы он вспоминает с особой теплотой и нежностью. Именно тогда, считает он, сформировались в нём те необходимые качества, которые помогли пробиться на самые высокие ступени жизни. Это трудолюбие, уважение к старшим, честность, порядочность, соревновательный дух. И, конечно же, умение брать ответственность на себя.

После школы Агтас Галиахметов поступает в Куйбышевский сельскохозяйственный институт. После первого курса отправляется на три года служить в Польшу, в танковые войска. Отслужив, возвращается в институт и успешно оканчивает его в 1970 году. Выпускной вечер почти совпадает со свадьбой. Избранницей Агтаса стала его односельчанка – очаровательная девушка Роза. В том же 1970 году молодая семья переезжает в строящийся Нижнекамск.

 

НИЖНЕКАМСК БУРЛЯЩИЙ

Всесоюзная ударная комсомольская стройка – в таком статусе пребывал в те годы юный город. Возведение нефтехимического комбината и прилегающего к нему крупного поселения рассматривалось как один из наиболее важных, прорывных проектов отечественной экономики.

Первым рабочим местом молодого специалиста становится производственное объединение «Камэнергостройпром», куда он устроился механиком автоколонны. Следующее место приложения сил и талантов – работа в подразделениях треста «Строймеханизация», крупного и мощного строительного объединения «Татэнергострой». Здесь Галиахметов за короткий срок проходит путь до руководителя СУМР-2. «Повелитель котлованов» – так с добродушной иронией можно определить его деятельность в должности начальника этой организации. Именно второе управление механизированных работ обеспечило «нулевой цикл», вертикальную планировку, благоустройство и производство земляных работ для множества важных объектов как в городе, так и в промышленной зоне: городское жильё, соцкультбыт, объекты «Нижнекамскнефтехима», «Нижнекамскшины», «Техуглерода», ТЭЦ-2, а кроме того, и сельскохозяйственные объекты по всей республике.

 


Первым рабочим местом молодого специалиста становится производственное объединение «Камэнергостройпром», куда он устроился механиком автоколонны. Следующее место приложения сил и талантов – работа в подразделениях треста «Строймеханизация», крупного и мощного строительного объединения «Татэнергострой». Здесь Галиахметов за короткий срок проходит путь до руководителя СУМР-2


 

Это время стало для молодого руководителя школой испытаний и становления как личности. Жизнь бурлила, работа звала и наполняла душу большим, всеобъемлющим смыслом: создать промышленный красавец-город, служить людям, нести добро…

В эти годы нашему герою посчастливилось бок о бок поработать с выдающимися руководителями, настоящими легендами – Ильдусом Садыковым, Николаем Лемаевым, Евгением Королёвым, Гаязом Сахаповым, Николаем Зеленовым, Александром Обыденновым, Валентином Кассони, Робертом Шамгуновым, Мансуром Хуснуллиным и многими другими.

В семидесятые годы растёт семья Агтаса Галиахметова: на свет появляются сыновья Азат и Марат. Оба они ныне – известные в республике и далеко за ее пределами руководители. Оба пошли по стопам отца, став автотранспортниками.

Впрочем, в те годы и сам отец ещё не подозревал, что в начале восьмидесятых его судьба примет достаточно неожиданный поворот и сделает его руководителем автотранспортного предприятия.

 

НА ТРАНСПОРТНОЙ «НИВЕ»

В июле 1982 года Агтас Галиахметов по направлению бюро городского комитета партии был назначен на должность начальника Нижнекамского ПАТП.

Назначение не было дежурным. Галиахметова направили на эту работу с конкретной задачей – исправить ситуацию в работе пассажирского автобусного транспорта, который систематически вызывал массу нареканий у населения. Не будет преувеличением сказать, что именно с его приходом Нижнекамское ПАТП совершило мощный рывок в развитии пассажирского автотранспорта города и района.

В кратчайшие сроки новому руководителю удалось повысить качество обслуживания пассажиров на городских и специальных маршрутах. Добиться этого получилось отнюдь не увещеваниями, а жёсткими и решительными мерами. Зато существенно повысились личная ответственность и трудовая дисциплина работников ПАТП.

 


В июле 1982 года Агтас Галиахметов по направлению бюро городского комитета партии был назначен на должность начальника Нижнекамского ПАТП. Назначение не было дежурным. Галиахметова направили на эту работу с конкретной задачей – исправить ситуацию в работе пассажирского автобусного транспорта, который систематически вызывал массу нареканий у населения


 

Предприятие набирало уважение и авторитет. Уже по итогам 1983 года ему было присвоено звание «Пассажирское автотранспортное предприятие образцового обслуживания населения» среди предприятий Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Звание это Нижнекамское ПАТП неоднократно подтверждало и в последующие годы.

Одной из серьезных мер в повышении удобства перевозок стало расширение сети пригородных, междугородных и межобластных маршрутов. Все центральные усадьбы колхозов и совхозов Нижнекамского района отныне имели автобусное сообщение с городом. Существенно вырос автопарк предприятия.

Наступили девяностые годы – самое проблемное десятилетие в новейшей истории страны. Сам Галиахметов и не подозревал, что вот-вот случится необыкновенно крутой поворот в его судьбе. Поворот, о котором сам он никогда не задумывался и даже не представлял его возможным.

 

КОРИДОРЫ ВЛАСТИ

17 января 1992 года указом Президента Татарстана Минтимера Шаймиева Агтас Галиахметов был назначен главой Нижнекамской городской и районной администрации. Главная задача, поставленная Президентом, звучала так: сформировать исполнительную и законодательную власть. Первоначально планировалось, что главой Галиахметов проработает лишь один год, но этот «год» растянулся на шесть с половиной трудных постперестроечных лет, когда страна переживала огромные трудности не только с выплатой зарплат и поддержкой промышленности на плаву, но и с самим смыслом своего существования.

 

 Перечень личных наград Агтаса Галиахметова  впечатляет.
За годы своей трудовой деятельности он награждён многочисленными медалями, орденами, почётными званиями, грамотами и знаками. Среди них – орден «Знак Почёта», медаль «За доблестный труд» Республики Татарстан, орден «Почёт и Слава», медаль «За заслуги в развитии местного самоуправления в Республике Татарстан».

Но даже в эти трудные годы удавалось создавать что-то новое. Сам Агтас Нургатиевич к числу своих главных достижений на посту главы относит несколько объектов, возникновение (или же модернизация) которых позволили Нижнекамску и его жителям повысить уровень жизни, духовности, транспортной доступности и инфраструктурной значимости. Это появление культурно-спортивного комплекса «Ильинка», где сейчас проводятся масштабные городские праздники. Это возведение крупнейшей в Закамье соборной мечети Нижнекамска. Это создание вещевого рынка, который придал организованность и удобство центральному рынку города и всей торговле в Нижнекамске, а также обеспечил в это непростое время тысячи горожан работой. Это присвоение международного статуса аэропорту «Бегишево», что позволило поднять значение всей Закамской зоны.

Были и другие достижения, вроде бы не столь громкие, но важные – как то самое формирование исполнительной и законодательной власти, прозвучавшее в поручении Президента и вылившееся в создание первого в республике объединенного Совета народных депутатов, первым руководителем которого он стал. В эти сложные годы удалось сохранить лицо города, оказать максимальную помощь населению, поддержать социальные объекты, сохранить в собственности республики городские промышленные объекты, строить жильё и соцкульбыт, ремонтировать и реконструировать дороги, оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.

Испытание властью оказалось суровой, но вдохновляющей школой жизни.

В сентябре 1998 года бурный и не всегда взаимный роман с властью завершился. За эти шесть с половиной лет в должности главы Агтас Галиахметов пережил забастовки учителей и строителей, острые критические выпады в свой адрес с самых разных сторон, недовольство горожан задержками зарплат и прочими жизненными проблемами. Но в то же время этот период ознаменовался яркими победами и прорывами.

 

ВПЕРЁД И ВВЕРХ!

В июле 1999 года Галиахметов возвращается в родной коллектив ПАТП-1, ставшего к тому времени акционерным обществом. Вопрос тогда (да и поныне) для любого автотранспортника стоял один-единственный: как выжить? Один за другим автотранспортные предприятия Татарстана и всей России закрывались, не выдержав конкуренции с серым рынком пассажирских перевозок, не справившись с постоянным ростом цен на горюче-смазочные материалы, теряя опытных водителей и не имея возможности обновлять подвижной состав.

На этом фоне Нижнекамское ПАТП-1 – редкий пример стабильности и устойчивости. После возвращения в родные пенаты Агтас Галиахметов активизирует работу по увеличению доходов предприятия, в том числе и от неосновной деятельности по ремонту автомобилей и техническому обслуживанию населения. Были построены собственная котельная и автомойка автобусов, обеспеченная водой от артезианской скважины, пробуренной на территории предприятия. ПАТП-1 вовремя выплачивает зарплату, не закрывает маршруты, закупает новые современные автобусы.

 


Сам Агтас Нургатиевич к числу своих главных достижений на посту главы относит несколько объектов, возникновение (или же модернизация) которых позволили Нижнекамску и его жителям повысить уровень жизни, духовности, транспортной доступности и инфраструктурной значимости


 

Тысячелетний юбилей Казани, Универсиада-2013 и чемпионат по водным видам спорта 2015 года, многочисленные федеральные сабантуи, проходящие в различных регионах России, – во всех этих мероприятиях принимают участие водители «Первого автотранспортного».

В феврале 2014 года должность генерального директора занимает младший сын Агтаса Нургатиевича – Марат. Но сам Агтас Галиахметов от дел не отходит. Отныне он – председатель совета директоров предприятия. В работе для него заключен весь смысл жизни. Он просто не может существовать без активной повседневной деятельности на благо окружающих.

АО «Нижнекамское ПАТП-1» продолжает оставаться одним из передовых автопредприятий не только республиканского, но и всероссийского уровня. В XXI веке ПАТП-1 становится лауреатом сразу нескольких престижных конкурсов и премий: «Лучшие товары Республики Татарстан», «Сто лучших товаров России», «Золотая колесница» и многих других. В прошлом году предприятие добилось успеха сразу в нескольких профессиональных конкурсах. Генеральный директор Марат Галиахметов стал лауреатом республиканского общественного конкурса «Руководитель года» в номинации «За высокую социальную ответственность». Коллектив предприятия награжден почетным дипломом Министерства транспорта РФ за достижение высоких производственных результатов в повышении эффективности и качества транспортного обслуживания. На республиканском этапе Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» предприятие заняло второе место в номинации «За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях непроизводственной сферы».

Перечень личных наград Агтаса Галиахметова ещё более впечатляющ. За годы своей трудовой деятельности он награждён многочисленными медалями, орденами, почётными званиями, грамотами и знаками. Среди них – орден «Знак Почёта», медаль «За доблестный труд» Республики Татарстан, орден «Почёт и Слава», медаль «За заслуги в развитии местного самоуправления в Республике Татарстан».

 


АО «Нижнекамское ПАТП-1» продолжает оставаться одним из передовых автопредприятий не только республиканского, но и всероссийского уровня. В XXI веке ПАТП-1 становится лауреатом сразу нескольких престижных конкурсов и премий: «Лучшие товары Республики Татарстан», «Сто лучших товаров России», «Золотая колесница» и многих других


 

Вперёд и вверх – вот своеобразный жизненный девиз этого неутомимого человека. Ни дня без промедления! Ни минуты покоя!

– Я люблю этот город не только потому, что в его строительстве принимал участие, – рассуждает Агтас Нургатиевич. – Здесь, на этой земле, родились мои сыновья. Мне дорог Нижнекамск ещё и потому, что в нём живут прекрасные, трудолюбивые люди. Ведь другие на таких трудных стройках, какой была наша, и на таких сложных предприятиях, как нижнекамские, не приживаются.

Что немаловажно, пройдя огонь, воду и медные трубы, Агтас Галиахметов сумел сохранить в себе простоту и доступность. Он отнюдь не «человек из бронзы». На протяжении всей жизни красной нитью жила в нём вложенная родителями установка: не отрываться от корней, быть всегда с людьми.

На восьмом десятке лет силы, помимо работы, придает ему семья: любимая супруга, дети, многочисленные внуки. Жизнь продолжается!

Олег ЛУКОШИН

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще