В своём выступлении на итоговой коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Президент Татарстана Рустам Минниханов акцентировал внимание собравшихся на не самой блестящей работе общественного транспорта и безопасности на дорогах. При безусловно положительных результатах работы дорожно-транспортной отрасли республики, озвученных на этом мероприятии главой министерства Фаритом Ханифовым и руководителями его подразделений, эти два вопроса существенно портят общую картину. Особенно это касается обстановки в муниципалитетах, откуда поступает наибольшее количество жалоб от жителей.
В муниципалитетах нет системной работы, а министерство факультативно занимается этим вопросом, заявил Рустам Минниханов. По его мнению, для устранения проблемы с общественным транспортом в Татарстане потребуется принять серьёзные решения. В частности, он предложил прибегнуть к бюджетным инвестиционным кредитам. Собственно, проблемы в этой сфере возникли не сегодня, причём последние десять лет они только усугубляются. «Серьёзно надо обратить внимание на речной транспорт, состояние наших судов оставляет желать лучшего. Этим видом транспорта в основном пользуются люди, не имеющие высоких доходов. Причалы в плачевном состоянии, сами корабли старенькие. Никакого обновления нет, кроме «Метеоров», которые мы ремонтировали. Пока по обслуживанию населения на речном транспорте к нам много претензий. Целиком и полностью в свой адрес принимаю эти замечания», – сказал Рустам Минниханов, подчеркнув, что внутренняя сеть речного транспорта должна быть эффективной.
По мнению главы Татарстана, у нас всё же больше времени, усилий и финансов направляется на дорожную инфраструктуру, и это правильно – без нормальных дорог не может быть успешной экономики. Однако… «В целом по стране мы видим серьёзное падение использования общественного транспорта населением. Это, наверное, связано и с техническим состоянием, и с маршрутной сетью, и со всем вместе. С большими проблемами столкнулись в Нижнекамске, Альметьевске, Набережных Челнах, Бугульме», – констатировал Президент.
По программе дорожных работ в прошлом году построено и реконструировано 90,7 км и отремонтировано около 854 км автодорог общего пользования. В 2021 году общий объём финансирования дорожно-транспортного комплекса республики за счёт средств бюджетов всех уровней составил более 102 млрд рублей. В том числе на транспортный комплекс было направлено 3 млрд 363 млн рублей, на дорожные работы (с учётом федеральных дорог) – 98 млрд 857 млн рублей. «По сравнению с 2019 годом это практически в два раза выше», – резюмировал глава Миндортранса
Есть проблемы и с автобусными перевозками. Например, в прошлом году для Нижнекамска приобрели пятьдесят автобусов «ПАЗ» – по поручению Рустама Минниханова городу выделили 227,3 млн рублей из республиканского бюджета, из которых 218,25 млн направлены на обновление автопарка. Теперь в городе нехватка водителей для этих автобусов. Прошлой осенью проблемы с общественным транспортом возникли и в Бугульме – автобусы перестали выходить на маршруты. Прокуратура после проверки пришла к выводу, что эксплуатация транспорта небезопасна, и подала иск в суд на перевозчика. Его деятельность приостановили, а властям пришлось досрочно расторгнуть договор. В Альметьевске в конце прошлого года единственный городской перевозчик «АПОПАТ» отказывался от участия в торгах по перевозкам на 2022 год… За прошедший год автотранспортные предприятия республики на регулярных маршрутах перевезли 157,6 млн пассажиров, что на 27,2 процента меньше по отношению к уровню прошлого года.
Не может не беспокоить и состояние аварийности на дорогах республики. Да, в последние годы идёт снижение числа погибших и травмированных. В прошлом году зарегистрировано 3684 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 312 человек и 4542 были ранены. Но первый, ещё не завершившийся месяц 2022 года унёс жизни 31 человека, и если так пойдёт дальше… Рустам Минниханов призвал Правительство, Миндортранс, ГИБДД, муниципалитеты обратить особое внимание на вопрос безопасности на дорогах.
Конечно, существенная часть транспортных проблем возникла в связи с ограничениями, введёнными в целях предотвращения распространения на территории республики коронавирусной инфекции. Но оправдывать такое падение только внешними причинами было бы неправильно. Так что для транспортников этот год обещает стать непростым – предстоит исправлять ошибки и восстанавливать соответствующую званию успешного региона инфраструктуру в сфере пассажирских перевозок.