Катастрофа L-410 под Мензелинском в воскресенье унесла жизни шестнадцати человек, ещё шестеро госпитализированы
Сегодняшний понедельник был объявлен в республике днём траура. Соболезнования родственникам и близким погибших выразили полномочный представитель Президента России в ПФО Игорь Комаров, Президент Татарстана Рустам Минниханов. Об упокоении погибших и выздоровлении пострадавших молится cвятейший Патриарх Кирилл. Телеграммы со словами сочувствия и поддержки поступают из разных регионов России и из-за рубежа.
Одним из первых после сотрудников пожарно-спасательного подразделения на место трагедии прибыл Рустам Минниханов. Получив необходимую оперативную информацию, глава республики озвучил журналистам предварительную картину произошедшего.
НА 70 МЕТРАХ ОТКАЗАЛ ДВИГАТЕЛЬ
В начале десятого утра лёгкий двухмоторный самолёт L-410 ДОСААФ России, базирующийся на аэродроме мензелинского аэроклуба (филиал Центрального аэроклуба РТ), получил разрешение на взлёт. Он прошёл в штатном режиме, однако на высоте всего в семьдесят метров экипаж доложил об отказе левого двигателя и заходе на аварийную посадку. Лётчики пытались дотянуть до любой ровной площадки, однако земля была уже слишком близко. Жёсткая посадка произошла в районе базы Мензелинских районных электросетей в километре от аэродрома. При этом самолёт зацепил крылом стоявшую по курсу «газель», перевернулся, а затем протаранил бетонный забор и складированные брёвна.
В итоге относительно целой осталась лишь хвостовая часть фюзеляжа. Именно здесь находились шестеро выживших, доставленных в БСМП Набережных Челнов и Республиканскую клиническую больницу в Казани. Позднее пострадавших, находящихся в тяжёлом состоянии, отправили в Москву спецбортом МЧС России (Superjet 100), на котором вместе с медиками и спасателями прибыл врио главы МЧС РФ Александр Чуприян. Вопросы медицинской помощи пострадавшим взял под личный контроль министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко.
Первоначально ряд СМИ сообщил, что выживших семеро, однако седьмым оказался потерявший сознание на месте катастрофы родственник погибшего. Разумеется, помощь психологов и врачей сейчас требуется не только ему, и необходимая работа организована в полном объёме. Но вернёмся к обстоятельствам катастрофы.
Всего на борту было 22 человека – два пилота и двадцать парашютистов из Татарстана, Башкортостана, Марий Эл, Удмуртии, Ульяновской, Кировской и Челябинской областей. Четверо из них собирались совершить первый прыжок в тандеме с инструкторами. Для одного из погибших это был подарок на день рождения, и парень искренне делился радостью в соцсетях…
В кабине в роковой момент находились опытные лётчики – 60-летний командир воздушного судна Михаил Беляев и второй пилот 61-летний Александр Зыков, отдавшие (теперь, к сожалению, в самом прямом смысле) жизнь авиации. Можно с большой долей уверенности предположить, что они сделали всё возможное для спасения самолёта, но судьба свела шансы на выживание к минимуму. С другой стороны, то, что самолёт не сгорел и удалось спасти шестерых парашютистов, уже можно назвать чудом.
ДЕЛО ПЕРЕДАНО В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ СКР
Спасательные работы на месте катастрофы, в которых участвовали почти пятьдесят человек и пятнадцать единиц техники, завершились в воскресенье. Однако в понедельник в Мензелинске продолжали работать сотрудники Следственного комитета России. Уголовное дело возбуждено по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц.
По распоряжению руководителя СКР Александра Бастрыкина дело передано в центральный аппарат ведомства, что отражает тяжесть происшествия. «По числу жертв, – отмечает ТАСС, – крушение L-410 в Татарстане стало крупнейшей катастрофой самолёта этого типа на территории России с 1993 года, когда в Якутии упал пассажирский самолёт ныне не существующей компании «Саха-Авиа». Тогда погибли все 24 человека, которые находились на борту».
При разборе обстоятельств нынешней катастрофы, как, впрочем, и в других случаях, следователям предстоит выяснить, имели ли здесь место фатальная техническая неисправность, перегруз или же речь идёт о пресловутом человеческом факторе. Это касается не только действий лётчиков, но и тех, кто отвечал за готовность самолёта к вылету. До выяснения причин в ДОСААФ прекращены все полёты L-410. Кроме того, на время проведения следственных действий полностью закрыт мензелинский аэродром.
Упавший самолёт с бортовым номером RF-94591 был выпущен в Чехословакии в 1987 году, после чего использовался в советских и российских Военно-воздушных силах. В 2014 году он был передан в ДОСААФ России. Косвенным свидетельством исправности борта (точнее, того, что он проходил необходимые регламентные работы), а также нормальной организации работы в аэроклубе может служить его сотрудничество с Центром подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Впрочем, до установления всех обстоятельств трагедии это сотрудничество приостановлено.
…В понедельник из морга в Набережных Челнах родственникам по завершении процедуры опознания начали выдавать тела погибших. Их семьям по распоряжению руководства республики РТ будет выделено по миллиону рублей и оказана другая необходимая помощь.