В Татарстане, как и во многих российских регионах, введён масочный режим. Граждан обязали носить маски и перчатки в общественном транспорте, объектах розничной торговли и в других местах массового скопления людей. И теперь работники некоторых магазинов отказываются не только обслуживать, но и пускать покупателей в торговые залы без средств индивидуальной защиты. В одних торговых точках предлагают купить маски и перчатки, в других – раздают вискозные маски-салфетки с прорезями для ушей и целлофановые пакеты вместо перчаток.
Но давайте посмотрим на ситуацию с правовой позиции: не ущемляет ли недопуск нарушителей «масочного режима» в магазин права потребителей?
В Татарстанском управлении Роспотребнадзора заверили, что права потребителей не ущемляются, «если магазины без применения насилия отказывают в доступе к товарам и в их продаже гражданам, которые нарушают введённый «масочный режим».
«Данные действия организаций торговли разумны и не являются необоснованным уклонением от заключения публичного договора (в данном случае – договора розничной купли-продажи). Более того, гражданам, которые не носят маски в общественных местах, может грозить предупреждение или штраф», – пояснили в ведомстве.
В случае несогласия покупателя исполнять требования по индивидуальной защите представитель объекта торговли вправе вызвать сотрудников органов внутренних дел для пресечения нарушения
А как быть продавцам и кассирам, если покупатель категорически отказывается надевать маску или перчатки? На основании какого документа они могут отказать в обслуживании покупателям?
Как пояснила заместитель руководителя татарстанского управления Роспотребнадзора Марина Трофимова, в Татарстане действует режим повышенной готовности, который был установлен указом Президента РТ Рустама Минниханова. Высшие лица субъектов Федерации имеют право вносить дополнительные нормативные акты в целях обеспечения безопасности граждан. Нормативно-правовым актом, на который можно ссылаться, является Постановление Кабмина РТ от 19 марта №208 со всеми внесёнными в него изменениями. Там прописано, что граждане обязаны использовать средства защиты (маски и перчатки) при посещении объектов торговли, общественного транспорта и такси. Это предписание направлено на обеспечение безопасности не только самого гражданина, но и окружающих его лиц, и его обязаны выполнять все. Таким образом, на права граждан, которые предоставлены им Конституцией, сейчас накладываются дополнительные обязательства по использованию средств защиты. Так что предприниматели имеют полное право отказывать гражданину в заключении договора купли-продажи или реализации тех или иных товаров. Более того, за неисполнение постановления Кабмина РТ предусмотрена административная ответственность как в отношении самого гражданина, так и предпринимателя, который осуществляет торговлю.
Кроме того, свои рекомендации по организации торговли при использовании населением средств индивидуальной защиты разработал Минпромторг. В них подробно описано, как реагировать на попытки прохода посетителей без масок и перчаток на территорию магазина. В частности, в случае несогласия покупателя исполнять требования по индивидуальной защите представитель объекта торговли вправе вызвать сотрудников органов внутренних дел для пресечения нарушения.
наш стол
Во саду огнём пылает
Нежная, сочная, душистая… Именно за такой клубникой идёт в магазин или на рынок покупатель. Однако нередко ягода оказывается безвкусной, не ароматной, а то и подпорченной.
Это характерно для ягод, выращенных, собранных, хранившихся или перевозившихся с нарушением технологии. Как правильно выбирать ягоды? На что обращать внимание при покупке? Разобраться во всех вопросах помогут эксперты татарстанского управления Роспотребнадзора. Вот что удалось от них узнать.
Спелые, качественные плоды бывают сухими, без признаков гниения, имеют однородный насыщенный цвет и запах, а обрамляющие их листики – зелёные, без признаков увядания. Поверхность ягод упругая, блестящая, гладкая, без вмятин и повреждений. Ну и, конечно, аромат у них насыщенный, ягодный.
От покупки ягод следует воздержаться, если они влажные, с пятнами на поверхности и не ароматные. Если плоды мягкие, значит, ягоды быстро испортятся, а возможно, уже начался процесс гниения.
Сухие, пожелтевшие листики чашечки либо их полное отсутствие говорят о том, что ягоды были собраны давно либо неправильно.
Оказывается, определить сладость клубники можно даже не пробуя на вкус: если между зелёными листиками и ягодой есть расстояние, то клубника будет сладкой. Если листики плотно прилегают к плоду, то он, скорее всего, будет кислить.
Перед мытьём ягод не нужно удалять зелёные листья чашечки и стебель. Промывать ягоды нужно в дуршлаге под струёй проточной воды, не замачивая. Лишнюю влагу можно убрать, аккуратно промокнув бумажным полотенцем
Клубника справедливо признана одной из самых вкусных и ароматных ягод, но её полезные свойства обычно несправедливо обделены вниманием. Клубника содержит в себе сбалансированное сочетание витаминов и минеральных веществ. Употребление всего пяти ягод компенсирует дневную потребность организма человека в витамине С. Фолиевой кислоты в клубнике больше, чем в винограде и малине. Также в ягодах содержится значительное количество йода. Клубнику можно рассматривать как полноценный источник клетчатки, сахарозы и фруктозы. Калорийность клубники тоже очень мала и не превышает 36 ккал. Этого не хватит для отложения жира, а вот для пополнения энергии организма будет вполне достаточно.
Очень важно тщательно промыть ягоду перед употреблением. Плоды спелой клубники в большинстве случаев бывают загрязнены землёй. Употребление немытых или небрежно вымытых ягод может привести к заражению кишечными инфекциями, паразитарными заболеваниями. Мыть ягоды надо непосредственно перед употреблением. Если не планируете есть ягоды в день приобретения, лучше убрать их в холодильник без предварительного мытья. Срок хранения вымытой клубники значительно сокращается.
Перед мытьём ягод не нужно удалять зелёные листья чашечки и стебель. Промывать ягоды нужно в дуршлаге под струёй проточной воды, не замачивая. Лишнюю влагу можно убрать, аккуратно промокнув бумажным полотенцем.
Некоторые моют ягоды с использованием слабого уксусного раствора (столовая ложка на литр воды) или специального средства для мытья фруктов и овощей. Ягоды нужно поместить в ёмкость с приготовленным раствором на 3–5 минут, затем тщательно ополоснуть под струёй проточной воды. Такой способ обработки избавит ягоды от остатков песка и земли, в которых могут находиться яйца гельминтов, предотвращает порчу и увеличивает срок их хранения.
эксперты
С курьером на «вы»
Роскачество рассказало, как можно вернуть деньги за интернет-заказ в случае его неполной комплектации. Об этом говорится в сообщении организации, опубликованном 6 июля.
Прежде всего, эксперты посоветовали проверять комплектность заказа в присутствии курьера и настоять на внесении в документацию соответствующей отметки в случае отсутствия какой-либо части.
«Комплектность онлайн-заказа должна быть зафиксирована в присутствии курьера в обязательном порядке. Альтернативный метод – видеофиксация сверки товаров в чеке и пакете (коробке) в присутствии курьера. Снимите на видео чек, курьера и продукты, которые вы достаёте из пакета», – рекомендовали в Роскачестве.
В случае если курьер не соглашается на проведение проверки, целесообразнее отказаться от заказа, так как без его присутствия доказать свою правоту в случае некомплекта будет проблематично.
Следующим шагом должна стать заявка на возврат денежной разницы между полной суммой чека и стоимостью доставленных товаров на сайте продавца с предоставлением необходимых доказательств. Как правило, крупные магазины в оперативном порядке решают возникшую проблему.
Если при заказе на сайте-агрегаторе покупатель сталкивается с неполадками, адресатом претензии становится агрегатор, который получает оплату за оказываемые услуги. Порядок их предоставления регламентируется статьёй 399 Гражданского кодекса РФ «Субсидиарная ответственность».
Как отметили в Роскачестве, если возврат денежной суммы так и не был произведён, а на сообщения покупателя не был дан ответ, заказчик имеет право обратиться в Роспотребнадзор, который проведёт проверку и примет меры в защиту прав потребителя. Иск в суд позволит взыскать компенсацию помимо понесённых расходов, а если произошло хищение средств, а диалога об их возврате нет на протяжении длительного времени, стоит обратиться в правоохранительные органы.
«Существует риск сделать заказ на мошенническом сайте, который и не доставляет товары, и не возвращает средства. Если налицо умысел на хищение, это компетенция органов полиции. Поэтому необходимо подать заявление о привлечении к ответственности неизвестных лиц, которые, вводя вас в заблуждение, под видом продажи товаров похитили ваши деньги», – указал заместитель руководителя Роскачества Александр Борисов.
мастерство
Ногти требуют искусного подхода
В Набережночелнинский орган Госалкогольинспекции обратилась женщина, недовольная оказанными ей услугами салона красоты, – шеллак на ногтях начал отслаиваться через неделю. Сотрудники отдела объяснили, что она вправе по своему выбору потребовать от исполнителя безвозмездно устранить недостатки, уменьшить цену выполненной работы, полностью её переделать либо возместить расходы по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.
Вместе с тем хотелось бы разобраться, от чего же может зависеть качество шеллака? И как понять, кто виноват – сам клиент, пренебрегающий правилами ухода за ногтями, или мастер? В этом нам помогла разобраться мастер ногтевого сервиса из Казани Камилла Хусаинова.
– Шеллак объединил в себе обычный лак и гель. Стойкость шеллака в среднем составляет две недели, но часто она увеличивается до 20–25 дней. При соблюдении технологии, аккуратном нанесении, использовании качественных материалов за это время не должно появиться трещин, сколов, отслоек. К концу ношения может лишь незначительно поблёкнуть верхний слой, на нём со временем будут появляться мелкие царапинки.
Мало кто знает, что отрицательно влияют на стойкость шеллака изменения, сбои в гормональном фоне (беременность, приём лекарственных препаратов, другие причины). Шеллак плохо ляжет, если неправильно подготовить ноготь: не убрать, например, кератиновый слой натурального ногтя, расслоения. На качество работы влияют также обезжиривание, дегидратация и дезинфекция; непроведённое запечатывание свободного края (торца) каждым слоем базы, топа, цветного гель-лака. Если вы видите, что свежий гель-лак немного сморщился при сушке, это значит, что мастер наложил слишком толстое покрытие. Оно провоцирует отслойки и сколы.