Начальник отделения информационных технологий и телекоммуникаций Управления МВД России по городу Валех Алиев рассказал о популярных видах мошенничества.
Звонки из «банков»
Самым распространенным видом обмана стали звонки от злоумышленников, которые выдают себя за сотрудников банков. Телефонные мошенничества составляют 65% от общей массы. Будущим жертвам поступает звонок, где злоумышленники говорят, что на человека вот-вот возьмут кредит и нужно срочно перевести деньги на «безопасный» счет.
Нередко встречаются случаи, когда создают фейк-страницы руководителей выбранных жертв. И с этой страницы пишут жертве: «Сейчас тебе поступит звонок от правоохранительных органов. Пожалуйста, сделай все, как они просят. Это важно».
Были зарегистрированы случаи, когда мошенники не просто выманивали деньги, но убеждали пострадавших продавать имущество. Этим человеком стала пенсионерка Казани. Ее смогли обмануть на 17 миллионов рублей.
В феврале этого года женщине позвонили «представители банка» и сказали, что на пенсионерку оформлены доверенности, с помощью которых мошенники пытаются снять деньги с ее карт. Чтобы этого не произошло, женщину убедили взять кредиты, а деньги передать на «сберегательные счета».
Спустя время ей позвонили и сказали, что на этот раз мошенничество связано с имуществом. Пенсионерка продала две свои квартиры, а деньги снова отдала мошенникам.
«Твой родственник в беде»
Злоумышленник представляется сотрудником правоохранительных органов и говорит, что якобы родственник жертвы совершил ДТП или попал в него. В конце диалога лжеполицейский предлагает заплатить крупную сумму, чтобы близкий смог избежать наказания за содеянное.
Мошенники все время «на телефоне» с жертвой. Это делается для того, чтобы человек не мог позвонить кому-то и уточнить правдивость информации. Большая часть потерпевших от этого вида обмана – люди старше 60 лет. Им чаще всего звонят на домашний телефон.
«Следует помнить, что сотрудники правоохранительных органов не будут требовать денежные средства для урегулирования вопросов при совершении преступления или административного правонарушения», – заявил Валех Алиев.
Но не всегда злоумышленники звонят жертвам. Сейчас технологии дошли до того, что стали обманывать в соцсетях и мессенджерах, рассылая голосовые сообщения из взломанных аккаунтов. Оттуда скачивают старые голосовые сообщения, записанные владельцем, и генерируют новые – с новым текстом. Хозяин аккаунта обычно не сразу обнаруживает, что от его имени и его голосом у родных и знакомых выманивают деньги.
Житель Казани рассказал об идентичном случае журналисту нашего издания. Его родных и друзей просили отправить деньги, чтобы «откупиться» от правоохранителей, так как он якобы спровоцировал аварию.
После того, как жертву убеждают передать деньги, за ними приезжает курьер.
Остерегайтесь курьеров
В мессенджерах мошенники могут предложить и хорошо оплачиваемую «вакансию». Нужно всего лишь забирать пакеты у людей и привозить их в назначенное место. Иногда деньги курьеры не передают, а, забрав у жертв, переводят на счета «работодателей».
«Курьеры – лица, которые осознавая всю преступность, все равно соглашаются работать. Устраиваются через соцсеть, получают инструкцию и ждут “заказ”», – говорит представитель МВД по Казани.
Чаще всего это молодые люди 20-25 лет, которые хотят легкого заработка, не думая о последствиях.
Напомним, что вчера задержали молодого парня, который тоже работал курьером. Он успел обмануть пенсионеров на 390 тысяч рублей. Сейчас на него заведено уголовное дело по статье «Мошенничества».