С начала года в республике зарегистрировано 103 происшествия на воде, в которых погибли 84 человека, включая десять детей. Такие неутешительные данные привёл журналистам главный государственный инспектор РТ по маломерным судам Юрий Венедиктов.
Статистика по взрослым хуже аналогичной прошлогодней почти в полтора, по детям – в два с половиной раза, а впереди очередной опасный сезон. Точнее, межсезонье. К этому и был приурочен брифинг о мерах по обеспечению безопасности на водных объектах, состоявшийся в Кабинете Министров РТ. Но сначала – о завершившемся тёплом времени года.
ЖИЛЕТ БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ
Основными причинами трагических происшествий стали купание в необорудованных местах и падение в воду вкупе с отсутствием спасательных жилетов у экипажей маломерных судов. А ведь жилеты эти могли бы сохранить десятки жизней. Поэтому МЧС России планирует внести изменения в регламент надзорной деятельности и правила эксплуатации маломерных судов, с которыми всё чаще происходят неприятные инциденты. Резонансный случай, о котором уже писала наша газета, имел место 4 июля на Каме близ села Икское Устье. Владелец четырёхместной «Казанки» не озаботился жилетами, но зато усадил в лодку семь человек. В результате неудачного манёвра она перевернулась, и все оказались в воде. Шестерых спасли подоспевшие очевидцы. До прибытия помощи 33-летний судоводитель из последних сил удерживал на поверхности жену и пятилетнюю дочь, но самого его откачать не смогли…
Подробности законодательных изменений, запланированных на январь будущего года, до региональных управлений МЧС пока не доведены, но точно известно следующее.
– Исходя из анализа причин гибели людей на воде, – отметил Юрий Венедиктов, – мы будем предлагать обязательное ношение спасательных жилетов всеми членами экипажа маломерных судов со следующего сезона навигации.
Большая часть несчастных случаев на воде сопряжена с пьянством. Так, алкоголь перед последним заплывом употребляли, по официальным данным, 35 из 54 утонувших купальщиков. Этот же фактор часто приводил к фатальным падениям из лодок или просто с берега, унёсшим жизни 27 человек
Нелишним, наверное, было бы также обязать хозяев маломерных судов постоянно следить за их исправностью, сверяться с прогнозом погоды и не забывать об установленных для их лодок ограничениях по силе ветра и высоте волны.
Нельзя, однако, не отметить, что большая часть несчастных случаев на воде сопряжена не «с наличием отсутствия» чего-либо и не с погодой, а с пьянством. Так, алкоголь перед последним заплывом употребляли, по официальным данным, 35 из 54 утонувших купальщиков. Этот же фактор часто приводил к фатальным падениям из лодок или просто с берега, унёсшим жизни 27 человек.
Что касается гибели несовершеннолетних, то здесь первопричиной в подавляющем большинстве случаев оказывается детская безнадзорность.
Случаются, впрочем, и «экзотические» происшествия: Юрий Венедиктов рассказал о гибели людей на подводной охоте. Речь идёт не о профессиональных спортсменах, а о ныряльщиках-любителях, которые лезут в воду, не будучи знакомы с элементарными нормами безопасности.
ЗАКРЫВАЕМ НАВИГАЦИЮ
По действующим правилам плавание маломерных судов на крупных реках, то бишь на Волге, Каме и Белой, разрешено только в период навигации. В этом году она официально закрывается 20 ноября, хотя возможна корректировка сроков в соответствии с погодными условиями. На несудоходных реках и озёрах плавание должно быть завершено с началом ледостава. Сейчас температура воды – около 10 градусов, но с завершением нынешнего щедрого бабьего лета она быстро опустится до 3–4 градусов, приблизившись к зимним значениям.
С ноября в местах массового выхода людей на лёд (речь в первую очередь идёт о фанатах зимней рыбалки) будут организованы девять круглосуточных спасательных постов, оснащённых судами на воздушной подушке. Кроме того, в каждом муниципальном районе безрассудству некоторых граждан будут противостоять сводные мобильные группы
– При такой температуре начинается процесс ледообразования. На внутренних водоёмах, отмелях заливов образуются ледовые закраины, – поясняет главный государственный инспектор. – Соответственно, там, где наблюдается этот процесс, плавание маломерных судов необходимо завершить.
Это значит, что плавсредства надо поднять из воды и перевести на зимнее хранение. Нарушителей, считающих себя бессмертными и не видящих разницы между ледоколом и резиновой лодкой, ждут соответствующие финансовые санкции и даже постановка судна на штраф-стоянку.
СЧЁТ ИДЁТ НА СЕКУНДЫ
Штрафы также ожидают незадачливых рыбаков и обычных пешеходов, которые решат выйти на неокрепший лёд толщиной менее семи сантиметров. Это автоматически считается административным правонарушением, как и «произвольный» выезд в замёрзшую акваторию на автомобиле.
Движение по льду не приветствуется в принципе, за исключением специально оборудованных переправ, где вдоль «дороги» может быть расположен и «тротуар». В противном случае безопасность человека ничем не гарантирована. И если рыбаки хотя бы бурят лунки, определяя толщину и структуру льда, то любители «срезать» путь всегда рискуют провалиться. Это касается и безобидных с виду городских водоёмов. В Казани, к примеру, подобные происшествия с завидным постоянством регистрируются на Кабане, имеющем коварные гидрологические особенности и изменчивый температурный режим. Даже среди зимы в прочном, казалось бы, ледовом панцире могут появляться незаметные сверху, но смертельно опасные промоины, что уж говорить о предстоящем периоде ледостава.
С ноября в местах массового выхода людей на лёд (речь в первую очередь идёт о фанатах зимней рыбалки) будут организованы девять круглосуточных спасательных постов, оснащённых судами на воздушной подушке. Кроме того, в каждом муниципальном районе безрассудству некоторых граждан будут противостоять сводные мобильные группы. Однако за всеми, понятно, не уследишь. Люди сами должны осознавать опасность даже просто оказаться в холодной воде. В этом случае счёт идёт на секунды, о чём, в частности, следует помнить родителям, отпускающим своих чад на прогулку к водоёму.