Только для избранных

В Госсовете обсудили проблему парковки автомобилей, законно отмеченных знаком «Инвалид за рулем»

Разговоров о доступной среде для граждан с ограниченными возможностями здоровья и, в частности, в таком мегаполисе, как столица Татарстана, ведется много, в том числе об ответственности городской администрации за комфорт своих граждан.

278

Автор статьи: Лидия ЕРМОЛАЕВА

Фото: newsvl.ru; m.tatar-inform.ru

В Госсовете обсудили проблему парковки автомобилей, законно отмеченных знаком «Инвалид за рулем»

 

newsvl.ru-29

 

Разговоров о доступной среде для граждан с ограниченными возможностями здоровья и, в частности, в таком мегаполисе, как столица Татарстана, ведется много, в том числе об ответственности городской администрации за комфорт своих граждан.

 

Однако нужно согласиться и с тем, что понимание важности и «неслучайности» различных правил и законных норм должно быть и у самих горожан. Пока рядовые водители оплачивают пятитысячный штраф за парковку, предназначенную для стоянки автомобилей, принадлежащих людям с ограниченными возможностями, владельцы паркингов рискуют отдать в казну десятки тысяч рублей, если не содержат территорию стоянки в надлежащем виде.

По закону собственникам торговых центров, спортивных, медицинских и других общественных учреждений следует обеспечить беспрепятственный доступ к парковочным местам для инвалидов. Так, специальные места должны составлять не менее 10 процентов от общего числа, обозначаться дорожными знаками с двух сторон с указанием протяженности зоны, иметь различимую разметку и т.д. Как обычно бывает, правила соблюдаются не везде и не всегда.

 


Водители, незаконно оставляющие авто на месте для инвалидов, похоже, руководствуются правилом «Если место свободно, значит, его займу я». Отучить автолюбителей от такой привычки сможет разве что штраф


 

Проверить организацию доступной среды недавно решила инициативная группа, в которую вошли депутаты Госсовета, представители общественной организации инвалидов РТ, Министерства труда, занятости и социальной защиты, исполкома Казани, ГИБДД и Общероссийского народного фронта в РТ. Выездные бригады посетили ряд общественных учреждений Казани, куда чаще всего, исходя из практики, могут приезжать маломобильные граждане – столичные супермаркеты, спортивные комплексы и медицинские центры. По итогам проверки в Государственном Совете по инициативе парламентского комитета по социальной политике прошло заседание круглого стола. Сюда же пригласили нарушителей закона и провели с ними своеобразную воспитательную работу.

 

ПАРКОВКА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В городском комитете по транспорту существует так называемый реестр автотранспортных средств, которыми маломобильные граждане либо сами управляют, либо являются пассажирами.

Занято парковочное место или нет, на него могут претендовать лишь автомобили с соответствующим знаком «Инвалид» и имеющимися у водителя подтверждающими документами. Воспользоваться этим правом можно и на муниципальных парковках.

 

 Игорь НОВИКОВ,
начальник отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Казани:

novikov-29

Если нет возможности обустроить беспрепятственный доступ маломобильных граждан, тогда и «учреждение» открывать не нужно.

Сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в РТ Фарида Хузина предлагает разъяснять владельцам парковок и самим водителям, что конкретно понимается под термином «документ, подтверждающий факт инвалидности». Согласно приказу Минздравсоцразвития России это справка, выдаваемая учреждением медико-социальной экспертизы. В ней указываются данные гражданина, группа и причина инвалидности, а также срок действия документа.

А вот представитель ТРО ВОИ Тимур Бекренев считает, что автомобильный знак «Инвалид» нужно убрать из розничной продажи, чтобы исключить факт незаконного его использования.

 

КТО ОТВЕТСТВЕННЫЙ?

Как выяснилось в ходе проверки, попытки организовать парковочные места для спец­автомобилей есть, но, строго говоря, практически все они не соответствуют требуемым стандартам, констатировала уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская.

По ее словам, плохо различима или стерта разметка, количество парковочных мест меньше положенного или площадь места маленькая. Плохо это еще и потому, что в данном случае поставить рядом с дверью инвалидную коляску, если заняты соседние места, совершенно невозможно.

Наносить разметку на парковке и опознавательные знаки, а также содержать их в порядке должны владельцы общественного пространства и прежде всего именно тех учреждений, где чаще всего можно встретить людей с ограниченными возможностями. Случается, что прилегающая территория принадлежит исполкому города и организовать парковку владелец учреждения не имеет права, так как является лишь арендатором. На что категорично отреагировал начальник отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Казани Игорь Новиков: если нет возможности обустроить беспрепятственный доступ маломобильных граждан, тогда и «учреждение» открывать не нужно. В ходе заседания возник вопрос: а кто должен контролировать соблюдение правил «особенной» парковки и сообщать о нарушениях в ГИБДД? У службы охраны торгового центра, например, таких полномочий нет.

Участники круглого стола решили: нужна фото- и видеофиксация. Ведь это удобно – регистрировать нарушение можно онлайн или постфактум. А еще охранникам рекомендуют освоить системы «Народный контроль» и «Народный инспектор». Тут главное – заметить нарушение и сфотографировать, а выписывать штраф или нет, пусть решают сотрудники ГИБДД.

 


«Я знаю: даже если парковка частная, десять процентов должны быть бесплатны для инвалидов. Вот бы еще во дворах такие места выделяли, и чтобы дворник их чистил…»


 

Практика показала, что есть и другие барьеры к свободному пользованию парковкой. Например, на привокзальной площади, подъехав к шлагбауму, водитель должен позвонить по указанному номеру, пригласить работника стоянки, предъявить ему документы и только потом занять место. Случается, что особо равнодушные к окружающим посетители оставляют автомобили перед шлагбаумом и идут провожать знакомых, препятствуя въезду других транспортных средств на парковку.

Несмотря на частные случаи и недоработки на местах, бесплатные места для людей с ограниченными возможностями пользуются спросом и даже бывают в дефиците.

– Раньше я платила за пользование парковочным местом у торговых центров, – рассказывает водитель Инесса Клюкина. – Сейчас я знаю: даже если парковка частная, десять процентов должны быть бесплатны для инвалидов. Вот бы еще во дворах многоквартирных домов такие места организовали…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще