В ДУМ РТ – за объективное освещение мусульманской тематики в средствах массовой информации
Мы привыкли доверять всему, что читаем в «жёлтых» газетах, слышим и видим по телевизору, что предлагают сайты, социальные сети. При этом зачастую невольно становимся жертвами информационных хайперов, не отдающих себе отчёта о последствиях своих неосторожных высказываний. О хайпе и спекуляциях на «хорошо продаваемой» теме ислама – в беседе с руководителем пресс-службы Духовного управления мусульман Татарстана Резедой Закировой.
– Резеда Маратовна, нередко приходится слышать о предвзятом отношении к верующим, о нелепых и нездоровых ассоциациях, которые распространяются в их адрес. Как обстоят дела в этом отношении в Татарстане?
– Межрелигиозный, межнациональный мир – материя очень хрупкая и тонкая. Чтобы его разрушить, иногда достаточно одного неосторожного слова. И у нас в Татарстане знают ему цену. Есть осознание того, что мы живём в многонациональной республике. Есть и понимание, как необходимо, важно межконфессиональное и межнациональное взаимопонимание.
То, что вы называете предвзятым отношением, является исламофобией. Аллага шокер, на государственном уровне об этом нет и речи. У нас светское демократическое государство, где все имеют равные права и свободы, в том числе свободу вероисповедания. Напомню в связи с этим: Президент России поддержал проведение 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии.
Но в сознании общества бытовая исламофобия, что тут лукавить, всё-таки присутствует. В итоге иногда приходят сообщения, что в некоторых российских регионах пытаются бороться с внешними проявлениями ислама, например с хиджабами. Но не в Татарстане! У нас если и возникнет такой вопрос, то только по недоразумению.
А вот кое-где такое недопонимание действительно встречается. Например, в прошлом году к нам в ДУМ поступила жалоба абитуриентки Свердловского медицинского колледжа. Девушка сообщила, что руководство учебного заведения предупредило её, что в случае успешного прохождения одного из творческих конкурсов ей придётся снять хиджаб, объяснив это тем, что «вид студента не должен нарушать психологический комфорт пациентов и должен учитывать особенности даже самых консервативных больных». Несколько дней мы вели с руководством учебного заведения переговоры, но, к сожалению, понимания не нашли. Вот почему нужно в этом отношении информационно формировать общественное мнение, объяснять, напоминать, что мы живём в многонациональной и многоконфессиональной стране.
Нам могут возразить, что страна наша в первую очередь светская. Но, как любит повторять муфтий Камиль хазрат Самигуллин, светский не значит атеистический. Светскость означает равные права и свободу совести для представителей всех вероисповеданий. В этом и есть демократия. Мы в ДУМ РТ исходим именно из такой позиции.
Но из-за разницы во взглядах, из-за нехватки культуры взаимоуважения ещё происходят столкновения мнений. Нам, например, до сих пор приходится объяснять общественно-политическим СМИ, что такие понятия, как «халяль», «пятничные намазы», «курбан», «гаеты», формируют образ жизни мусульман. Мусульмане, даже если очень захотят, просто не могут поступиться ими в угоду кому-то или чему-то. Это всё – наказ Всевышнего, записанный в Коране. Этим и объясняется их желание обеспечить детей халяльным питанием, строить мечети, носить в школах или в общественных местах хиджаб и так далее.
– В Татарстане официально празднуется Курбан-байрам, и каждый год за пару недель до этого события средства массовой информации начинают муссировать тему жестокого обращения с животными. Этот год, насколько я знаю, не является исключением.
– Да, к сожалению. Например, недавно поступил запрос из редакции одного московского издания. Федеральных журналистов интересовало, как появилась идея разместить в сториз ДУМ викторину на тему Курбан-байрама. Спрашивают: почему была выбрана такая форма? То есть даже безобидный тест на знание истории одного из двух главных мусульманских праздников воспринимается очень болезненно. Но это религиозное просвещение, и многим, напротив, нравится, что мы используем современные методы и формы!
Почему-то некоторым СМИ не интересна тема продовольственного обеспечения нуждающихся в дни Курбан-байрама. А ведь у нас есть благотворительный фонд «Закят», полторы тысячи мечетей, где задолго до праздника формируются списки тех, кому будут раздавать жертвенное мясо. Это малоимущие семьи – многодетные, неполные или воспитывающие детей-инвалидов, одинокие пожилые люди… Они ждут Курбан-байрам. И среди них не только мусульмане! Мы не отказываем никому. Почему бы об этом не рассказывать журналистам и не писать блогерам?
Стоит отметить, что у республиканских журналистов и собкоров федеральных массмедиа, работающих в Казани, подход к подаче материалов об исламе, к освещению процессов, происходящих в исламском мире, обдуманный, взвешенный и ответственный. Они знают цену межнациональному и межконфессиональному миру и согласию, и мы им за это благодарны
– «Исламский след» некоторые «знатоки» ищут во всём, а информационные хайперы, очень далёкие от каких-либо религиозных познаний, пытаются делать себе имя даже на горе людей. Как руководство ДУМ реагирует на попытки «хайпануть» на теме религии?
– В некоторых случаях мы считаем, что будет лучше такие факты игнорировать. Так, мы больше не комментируем танцы на фоне мечетей, хотя, разумеется, осуждаем это. Но нам понятны цели этих танцоров, и в наших интересах – чтобы интерес общества к ним пропал, и их примеру больше никто не следовал. Каждое действие рождает противодействие. А если такие случаи комментировать и обсуждать, это не забудется, и горе-блогеры будут продолжать зарабатывать на этом. Во-вторых, такое обсуждение создаёт напряжение в обществе – кто-то за них начинает заступаться, кто-то – осуждать. Но разве танцы стоят того, чтобы расшатывался межконфессиональный и межнациональный мир?
Бывают и крайне необдуманные попытки хайпа. Так, на одном из федеральных порталов о керченском стрелке написали, что он «похож на татарина». Община крымских татар в Москве отреагировала на новость, и достаточно скоро этот речевой оборот с портала был удалён. Однако материалы успели растиражировать другие СМИ, и их прочитали миллионы людей.
А вспомним трагедию в казанской 175-й гимназии. В первый же день на нас обрушился шквал звонков – журналисты просили комментарии. Мы поначалу даже не поняли, почему за этим обращаются именно в ДУМ. А оказалось, представители СМИ увидели в этой истории «исламский след» потому, что в школе учились в том числе дети из мусульманских семей. Усугубило ситуацию одно из информагентств, опубликовавшее новость, в которой сообщалось, что у подозреваемого нашли взрывчатку и Коран. Почему Коран и взрывчатка были упомянуты в одном ряду? Мы сочли, что это нездоровый ассоциативный ряд человека с искажённым мировосприятием. После этих новостей пришлось реагировать – Камиль хазрат выступил с официальным комментарием о том, как СМИ делают хайп на поиске «исламского следа» в трагедии.
Да, бывает, что мы вынуждены выступать в качестве волнореза и давать разъяснения. Терпеливо, доходчиво, обдуманно, цивилизованно, потому что мы хотим, чтобы в обществе укреплялось мнение: мусульмане – это нравственные, грамотные, образованные, активные граждане. Мусульмане проводят различные молодёжные, благотворительные, спортивные и другие мероприятия… Камиль хазрат и сам разрушает стереотипы об исламе: он кандидат в мастера спорта, увлекается борьбой, атлетикой, учится в аспирантуре Казанского федерального университета и в докторантуре Болгарской исламской академии. У него много увлечений, и этим он интересен молодёжи.
Сегодня для человека, который хочет получить знания об исламе, созданы все цивилизованные и современные возможности: в Татарстане работают восемь медресе, 700 примечетских курсов (20 тысяч слушателей), два вуза и Болгарская исламская академия
– Духовное управление мусульман Татарстана и лично муфтий Камиль хазрат Самигуллин делают действительно очень большую работу по просвещению населения…
– Да, и в первую очередь сегодня для человека, который хочет получить знания об исламе, созданы все цивилизованные и современные возможности: в Татарстане работают восемь медресе, 700 примечетских курсов (20 тысяч слушателей), два вуза и Болгарская исламская академия. Есть и дистанционные программы, и публичные лекции. Обучение в них бесплатно. ДУМ Татарстана проводит мусульманские молодёжные форумы, на которых парням и девушкам прививается интерес к отечественному богословскому наследию. Нет никакой необходимости учиться исламу у сомнительных личностей, называющих себя религиозными деятелями, а на деле не имеющих даже официального права на ведение подобной деятельности.
– Зато журналисты порой легко оперируют религиозными терминами, в том числе и таким серьёзным, как «исламский терроризм»…
– Стоит отметить, что у республиканских журналистов и собкоров федеральных массмедиа, работающих в Казани, подход к подаче материалов об исламе, к освещению процессов, происходящих в исламском мире, обдуманный, взвешенный и ответственный. Они знают цену межнациональному и межконфессиональному миру и согласию, и мы им за это благодарны. Но вот, к сожалению, большинство их федеральных коллег и журналистов из других регионов подают всё, что связано с исламом, как бы выдавая это за странность, за диковинку, часто с предубеждением.
Что касается «исламского терроризма», то этот термин звучит кощунственно даже по отношению к жертвам терроризма. Мы периодически проводим в Казани публичные лектории, на которых компетентные спикеры выступают на популярные темы об исламе, разрушают стереотипы о нём. И на одной из лекций, посвящённой теме исламофобии, популярный проповедник, преподаватель Российского исламского института, шариатский специалист ДУМ РТ Ахмад хазрат Абу Яхья привёл данные ежегодного глобального индекса терроризма. В первой десятке стран – жертв терроризма оказались государства с преобладающим мусульманским населением – Афганистан, Ирак, Нигерия, Сирия, Пакистан… Получается, что основными жертвами терроризма являются мусульмане. Так что очень странно называть терроризм исламским.
Исламу 1400 лет, и объективно в России он находится на стадии возрождения.
Проторенных дорожек здесь нет, есть только хоть и огромный, но неизученный пласт наследия. И иман – вера, которая осталась нам от бабушек и дедушек. Поэтому, давая оценку тем или иным процессам, происходящим сегодня в умме Татарстана и России, безусловно, нужно учитывать объективные условия, в которых сейчас ислам находится.