В Татарстане начала действовать служба, призванная повысить степень взаимодействия органов власти и населения
В текущем году в России стартовала новая государственная IТ-инициатива: Правительству страны совместно с главами регионов поручено до 1 декабря создать в каждом субъекте Центр управления регионом (ЦУР). Его задача – слышать, в широком смысле, чего хотят жители, выявлять проблемные вопросы, помогать в их оперативном решении, а также способствовать предотвращению появления аналогичных проблем в будущем.
Татарстан вошёл в число первых регионов, где появился этот новый канал взаимодействия власти и населения. «По факту бренд ЦУРа объединяет процессы, которые уже успешно внедряются в стране в течение нескольких лет, и республика является примером для других регионов в организации системы обратной связи властей с населением. У меня нет сомнений, что в Татарстане центр будет работать эффективно», – сказал заместитель генерального директора АНО «Диалог» (этот центр компетенций помогает регионам с внедрением системы) Владимир Табак на открытии офиса ЦУР в Казани в здании Уполномоченного по правам человека.
Татарстанский Центр управления регионом будет работать на базе государственной информационной системы «Народный контроль». По мнению руководителя Аппарата Президента РТ Асгата Сафарова, курирующего проект, «Народный контроль», по сути, является прообразом ЦУР: тоже аккумулирует жалобы и обращения граждан (в среднем – до трёхсот в день) и контролирует работу по решению возникших вопросов. Так, за восемь лет функционирования «Народного контроля» от жителей республики поступило более 307 тысяч обращений, свыше 270 тысяч из них решены положительно.
«Народный контроль» продолжит работать, только отныне его функционал будет интегрироваться с федеральной системой мониторинга «Инцидент менеджмент», которая отслеживает важные для общества сообщения, упоминания, темы, высказывания и жалобы в популярных социальных сетях, а также на видеохостинге.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КНИГА ЖАЛОБ
Центр управления регионом призван повысить качество взаимодействия властей с населением. Как это работает на практике?
ЦУР – это система по сбору, обработке, анализу и реагированию на все жалобы и запросы жителей. Но при этом людям не нужно специально обращаться в центр – система сама аккумулирует все сообщения и жалобы, поступающие в федеральные и региональные органы власти, местное самоуправление, государственные и муниципальные структуры. Обращения будут собираться с официальных порталов организаций, сайта госуслуг и горячих линий, в соцсетях и в мессенджерах – в открытых группах и на личных страницах пользователей. То есть каждый может написать о возникающих проблемах в социальных сетях, а сотрудники ЦУРов доведут информацию до сведения компетентной в этом вопросе службы. При этом будут обеспечены не только мгновенная доставка сообщений жителей до ответственных исполнителей, но и контроль эффективности принимаемых мер.
«Раньше многие чиновники могли «не заметить» и проигнорировать сообщения на сайтах и в соцсетях, поскольку формально у них не было таких полномочий. Но Татарстан одним из первых в стране утвердил необходимую нормативную базу, и теперь такие «непрямые» обращения необходимо брать в работу», – отметил Владимир Табак.
«ГРАДУСНИК» ДЛЯ СТРАНЫ
ЦУРы будут связаны с единой федеральной централизованной системой. «Это максимально прозрачная и открытая для граждан система, – говорит Асгат Сафаров. – Благодаря своему масштабу она позволяет отслеживать ситуацию в конкретном субъекте и по стране в целом и даёт возможность федеральному центру оперативно решать вопросы, которые уже возникли, а также спрогнозировать и вовремя предотвратить проблемы, которые ещё только зреют в том или ином регионе или отрасли».
Важным инструментом работы ЦУР станет «тепловая карта», которую можно назвать картой здоровья страны. Этот федеральной «градусник» будет отражать в режиме реального времени точки напряжённости в разрезе отдельных территорий и отраслей. Чем ярче цвет, тем сложнее обстановка. При этом «тепловая карта» даст возможность максимальной детализации характера проблем, которые волнуют жителей.
Пока данная карта рассматривается как рабочий инструмент и доступна только для служебного пользования, но со временем, когда она полностью интегрируется в систему, её предполагается сделать публичной.
В идеале работа системы цифрового управления регионом подразумевает выявление проблемы с последующим принятием необходимого управленческого решения по её устранению уже на этапе прогнозирования. В случае возникновения критической ситуации она может послужить катализатором для оперативного принятия необходимых мер. Если так, то ЦУР станет не только «жалобной книгой» федерального масштаба, но и действенным механизмом решения вопросов и аналитическим инструментом, позволяющим понять глубину проблем и дающим рекомендации органам государственной власти по их оперативному решению.