3 декабря 2021

Тех ли осмотр?

Опубликовано: 19.10.2021 16:51

 

 

Технический осмотр для владельца автотранспортного средства – это всегда довольно сложная процедура. А если учесть, что в последнее время принимается немало законодательных новшеств в системе обязательного страхования и проведения техосмотра, то можно представить, в какую острую проблему превращается для водителя это обязательное действо. Попробуем свести воедино некоторые нововведения, а какие-то – про­анализировать.

 

ПРОГНОЗЫ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ

Как известно, 1 марта будущего года вступает в силу часть 1.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой на водителей транспортных средств за отсутствие техосмотра (диагностической карты) будет налагаться штраф в размере до двух тысяч рублей. Напомним: пока за отсутствие техосмотра на сумму от 500 до 800 рублей штрафуют только водителей такси, автобусов и машин, предназначенных для перевозки опасных грузов. Кроме того, к ответственности привлекают и лицо, выпустившее авто на линию.

Вместе с тем 14 сентября сего года партия «Единая Россия» внесла в Государственную Думу законопроект об отмене обязательного технического осмотра для личных автомобилей и мотоциклов.

«Обязанность владельца по исключению из эксплуатации технически неисправного автомобиля вытекает из положений Правил дорожного движения Российской Федерации (водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить его исправное техническое состояние), вне зависимости от факта прохождения технического осмотра», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Идея одобрена правительственной Комиссией по безопасности дорожного движения под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина и поддержана Премьер-минис­тром Михаи­лом Мишустиным. Поэтому эксперты полагают, что уже в ноябре текущего года законопроект могут принять.

Но автовладельцы задаются резонным вопросом: будет ли с 1 марта 2022 года действовать мера, предусмотренная статьёй 12.5 КоАП в отношении водителей частных легковых автомобилей, если Государственная Дума примет закон об отмене их обязательного техосмотра? Мы спросили об этом заместителя генерального директора АО «Таттехконтроль» Дамира Хамидуллина.

– Только после принятия Госдумой законопроекта об отмене обязательного технического осмотра для личных автомобилей и мотоциклов у нас сложится понимание того, как будет организована процедура ТО. И только после этого станет ясно, какова будет правоприменительная практика по части 1.1 статьи 12.5 КоАП и станет ли это нововведение действовать в отношении других видов транспорта. Так что говорить что-то определённое в этом отношении преждевременно, – считает представитель «Таттехконтроля».

Но кто нам запретит строить прогнозы? Тем более в предложенном единороссами нововведении не всё так однозначно. Дело в том, что в нижнюю палату российского парламента внесён проект поправок только к двум законам: «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств». По ним техосмотр для легковушек, не используемых в каком-либо бизнесе, сохраняется лишь в случае изменения конструкции машины и при смене её собственника.

 


1 марта будущего года вступает в силу часть 1.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой на водителей транспортных средств за отсутствие техосмотра (диагностической карты) будет налагаться штраф в размере до двух тысяч рублей


 

Представим себе, что эти поправки приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом страны Владимиром Путиным. Владельцы частных некоммерческих авто ликуют… Но вот наступает 1 марта 2022 года, и все узнают, что оформить диагностическую карту с результатами техосмотра и передачей сведений в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) всё-таки было нужно.

Как пишет портал «АвтоВзгляд», эту «благую» весть людям принесут сотрудники ДПС, объясняющие, что за непройденный техосмотр теперь в соответствии со вступившей в силу частью 1.1 статьи 12.5 КоАП положено наказывать. Она предусматривает штраф за «управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

То есть существует мнение, по которому при отменённом обязательном техосмотре перестанет существовать только сам факт обязательности его прохождения, а само по себе «оформление в установленном порядке» сохранится. А это значит, что и штраф за отсутствие диагностической карты никуда не денется. Ведь в тексте данной статьи КоАП ничего не сказано о том, что она не распространяется на легковые авто частников.

Впрочем, не будем делать преждевременных выводов.

Какие ещё новости интересуют автолюбителей? К одной из них можно отнести то, что с 22 августа этого года оформ­ление ОСАГО для автомобилей частных лиц объявлено не зависящим от наличия диагностической карты. Эта мера была вызвана тем, что автолюбители не могли оформить страховой полис в тех регионах, где пунктов техобслуживания недостаточно. К тому же, по статистике, в России из двух миллионов аварий только две тысячи происходят из-за технической неисправности транспорта. Это всего 0,1 процента.

 

НОВЫЕ ПРАВИЛА В ДЕЙСТВИИ

Новые правила проведения техосмотра, утверждённые постановлением Правительства №1434, должны были стартовать с 1 марта этого года, но из-за пандемии и неготовности пунктов ТО их введение было перенесено на 1 октября. Часть положений уже реализована. Фактически создана ЕАИСТО, диагностическая карта теперь существует в электронном и, по желанию автовладельца, бумажном виде. Изменены также периодичность прохождения ТО и его стоимость.

Срок диагностических карт, которые действовали с 1 февраля по 1 апреля, был продлён Правительством до 30 сентября, но с 1 октября такие карты считаются недействительными.

– Но если у автовладельца срок техосмотра заканчивался, например, 30 сентября, то он продлевается до 1 марта 2022 года, – сообщает приятную весть Дамир Хамидуллин и добавляет, что данная «амнистия» для многих СТО сопряжена с большими финансовыми потерями, так как они вложились в модернизацию, а поток автомобилей значительно уменьшился.

Что касается периодичности. Как сообщает информационный ресурс Calmins.com, пока техосмотр нового автомобиля не старше четырёх лет категории B не производится. Легковой транспорт возрастом от четырёх до десяти лет подлежит осмотру каждые два года, а старше десяти лет – ежегодно. С такой же периодичностью проходят ТО мотоциклы, грузовики весом до 3,5 тонны, полуприцепы и прицепы.

 


Стоимость техосмотра лучше узнать, зайдя на сайт СТО или позвонив по телефону. Ориентировочно цена техосмотра легкового авто колеблется от 300 до 700 рублей, грузового – от 600 до 1000. Госпошлины за техосмотр больше не существует


 

Машины грузоподъёмностью более 3,5 тонны, такси, автобусы, учебные авто, транспорт со специальными сигналами возрастом до пяти лет подлежат осмотру ежегодно, а старше – дважды в год. Машины (включая прицепы) для транспортировки опасных грузов должны проходить ТО также раз в полгода.

Как сообщил на одной из встреч с журналистами главный государственный инспектор по безопасности дорожного движения РТ Ленар Габдурахманов, особое внимание будет уделено техническому осмотру общественного транспорта. При тех­осмотрах автобусов обязательно будут присутствовать сотрудники ГИБДД. Заявку на техосмотр водитель автобуса может подать в любой пункт, независимо от места регистрации транспортного средства. Пройти тех­осмотр можно будет в Казани, Набережных Челнах, а также в Агрызском, Актанышском, Альметьевском, Арском, Бавлинском, Балтасинском, Бугульминском, Буинском, Высокогорском, Елабужском, Заинском, Зеленодольском, Кукморском, Лениногорском, Менделеевском, Мензелинском, Нижнекамском, Нурлатском, Сабинском, Сармановском, Чистопольском и Ютазинском районах.

Стоимость техосмотра лучше узнать, зайдя на сайт СТО или позвонив по телефону. Ориентировочно цена техосмотра легкового авто колеблется от 300 до 700 рублей, грузового – от 600 до 1000. Госпошлины за техосмотр больше не существует.

Пункты техобслуживания, нарушившие регламент, могут быть наказаны штрафом от пяти тысяч рублей до 300 тысяч, а оператора, выдавшего карту, не аккредитованную в Российском союзе автостраховщиков (РСА), ждёт уголовная ответственность. Не минует она и водителя, который сознательно приобрёл карту на такой СТО. По статье 327 УК РФ ему грозит ограничение свободы сроком до одного года.

К слову, ГИБДД сможет аннулировать диагностические карты в период их действия. Основанием для этого может послужить прекращение аккредитации у пункта техосмотра; выявление фактов, что машина в реальности не проходила диагностику. Также госавтоинспекторы вправе проводить контрольные закупки на пунктах тех­осмотра, чтобы выявить нарушения и отозвать аккредитацию.

В Госавтоинспекции предупреждают, что камеры слежения уже дополнены функцией сверки номера авто с базой данных техосмотра. Если ТО для легковых частных авто отменят, камеры перепрограммируют для сверки только коммерческого транспорта и авто юридических лиц.

Как и прежде, виновнику ДТП без диагностической карты может быть предъявлен регрессный иск страховщиком, выплатившим возмещение ущерба пострадавшему.

 

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Новое правило для проведения ТО, которое действует с марта 2021 года: перед началом техосмотра и в конце процедуры операторы пункта обязательно должны cфотографировать машину. На изображениях должны быть видны не только госномер, марка, модель и цвет автомобиля, нужна также информация о времени съёмки и географические координаты места диагностики. Фотографии вместе с результатами осмотра загружают в единую базу ЕАИСТО. То есть пройти техосмотр без фактического обследования машины невозможно, как и нельзя больше покупать диагностические карты онлайн.

Для прохождения ТО понадобятся паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о его регистрации (СТС) или любой другой документ, идентифицирующий автомобиль. Перед этим нужно проверить аптечку, аварийный тре­угольник, запаску и огнетушитель. Если на СТО оператор выяснит, что огнетушитель или аптечка про­срочены, то в прохождении техосмотра откажут.

При техосмотре ничего не меняют, не ремонтируют, не регулируют, а только проверяют исправность. Перед началом диагностики оператор сверит идентификационные номера автомобиля, кабины, рамы и кузова с номерами, которые указаны в документах. Если данные не совпадут или их вообще не окажется, сотрудник станции откажет в проведении ТО и сделает соответствующую отметку в информационной системе. Соответственно, карту вам не выдадут.

Если всё в порядке, водитель должен оплатить услугу, после чего автомобиль отправят на диагностику. Эксперт-техник с помощью специального оборудования проверит тормоза, шины, колёса, рулевую рейку, фары, зеркала, двигатель и другие части. Весь процесс обычно занимает около 30 минут.

В случае если специалисты выявляют технические неисправности, они ставят в карте отметку о необходимости устранить недостатки. Это нужно сделать в течение двадцати календарных дней, а затем приехать в пункт ТО, чтобы снова пройти осмотр. Повторная процедура займёт меньше времени, так как на этот раз проверят только агрегаты, которые были неисправны. Если всё пройдёт успешно, информация в диагностической карте изменится.

image_printРаспечатать

Фото: thebenzconnection.net
Автор статьи: БАГАУТДИНОВ Шамиль
Выпуск: №155 (29117)


Добавить комментарий

03.12.2021

Когда безопасность измеряется в сантиметрах

С приходом холодов стартует горячий сезон для спасателей

Несмотря на наступление календарной зимы, погода по-прежнему демонстрирует межсезонный характер, и с зимней рыбалкой, понятно, придётся повременить. Впрочем, понятно это не всем…

1020
03.12.2021

«Атмосфера» для общественных инициатив

В Татарстане состоялось открытие нового сезона образовательной программы «Атмосфера», посвящённой избирательным кампаниям.

840
03.12.2021

Из моногородов в стерео

Татарстанские города попали в федеральный рейтинг

Набережные Челны и Нижнекамск вошли в топ-10 наиболее эффективных моногородов России. Результаты конкурса, а также итоги работы федерального Фонда развития моногородов подвели в Москве с участием глав регионов и руководителей городов-победителей.

1090
03.12.2021

Идёт декада инвалидов

Помощь государства, общества людям с инвалидностью нацелена не только на поддержание их здоровья. Главное – дать им возможность быть востребованными, полноценными участниками всех событий в окружающем мире.

1140
03.12.2021

Объединяя усилия

В Казани обсудили проблемы детей с расстройствами аутистического спектра

О том, как важно детям с расстройствами аутистического спектра с раннего возраста иметь возможность общаться с социу­мом, говорили в Казани на коммуникационной сессии по вопросам инклюзивного образования детей с РАС.

1050

Мнение

Алексей КУРТОВ, президент Российской ассоциации политических консультантов, на заседании экспертного клуба «Волга» в Казани:


Бесспорно, цифровизация госуслуг – это огромное благо, и Россия развивается здесь семимильными шагами. Однако оценивать это явление нужно и с социальной стороны. А между тем общество просто не поспевает за темпом внедрения новых технологий, ведь ещё много людей живут без компьютеров и с кнопочными телефонами. Иными словами, любая бабушка должна верить, что цифровизацию Правительство проводит именно для неё. Однако до этого весьма далеко.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    4 декабря

    Владимир Романович Алекно (1966), тренер-волейболист, обладатель многочисленных спортивных трофеев, бывший главный тренер мужской команды «Зенит-Казань».

    Николай Николаевич Рыбушкин (1954), депутат Госсовета Татарстана, доцент кафедры уголовного права КФУ.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров