Технический осмотр для владельца автотранспортного средства – это всегда довольно сложная процедура. А если учесть, что в последнее время принимается немало законодательных новшеств в системе обязательного страхования и проведения техосмотра, то можно представить, в какую острую проблему превращается для водителя это обязательное действо. Попробуем свести воедино некоторые нововведения, а какие-то – проанализировать.
ПРОГНОЗЫ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ
Как известно, 1 марта будущего года вступает в силу часть 1.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой на водителей транспортных средств за отсутствие техосмотра (диагностической карты) будет налагаться штраф в размере до двух тысяч рублей. Напомним: пока за отсутствие техосмотра на сумму от 500 до 800 рублей штрафуют только водителей такси, автобусов и машин, предназначенных для перевозки опасных грузов. Кроме того, к ответственности привлекают и лицо, выпустившее авто на линию.
Вместе с тем 14 сентября сего года партия «Единая Россия» внесла в Государственную Думу законопроект об отмене обязательного технического осмотра для личных автомобилей и мотоциклов.
«Обязанность владельца по исключению из эксплуатации технически неисправного автомобиля вытекает из положений Правил дорожного движения Российской Федерации (водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить его исправное техническое состояние), вне зависимости от факта прохождения технического осмотра», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Идея одобрена правительственной Комиссией по безопасности дорожного движения под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина и поддержана Премьер-министром Михаилом Мишустиным. Поэтому эксперты полагают, что уже в ноябре текущего года законопроект могут принять.
Но автовладельцы задаются резонным вопросом: будет ли с 1 марта 2022 года действовать мера, предусмотренная статьёй 12.5 КоАП в отношении водителей частных легковых автомобилей, если Государственная Дума примет закон об отмене их обязательного техосмотра? Мы спросили об этом заместителя генерального директора АО «Таттехконтроль» Дамира Хамидуллина.
– Только после принятия Госдумой законопроекта об отмене обязательного технического осмотра для личных автомобилей и мотоциклов у нас сложится понимание того, как будет организована процедура ТО. И только после этого станет ясно, какова будет правоприменительная практика по части 1.1 статьи 12.5 КоАП и станет ли это нововведение действовать в отношении других видов транспорта. Так что говорить что-то определённое в этом отношении преждевременно, – считает представитель «Таттехконтроля».
Но кто нам запретит строить прогнозы? Тем более в предложенном единороссами нововведении не всё так однозначно. Дело в том, что в нижнюю палату российского парламента внесён проект поправок только к двум законам: «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств». По ним техосмотр для легковушек, не используемых в каком-либо бизнесе, сохраняется лишь в случае изменения конструкции машины и при смене её собственника.
1 марта будущего года вступает в силу часть 1.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой на водителей транспортных средств за отсутствие техосмотра (диагностической карты) будет налагаться штраф в размере до двух тысяч рублей
Представим себе, что эти поправки приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом страны Владимиром Путиным. Владельцы частных некоммерческих авто ликуют… Но вот наступает 1 марта 2022 года, и все узнают, что оформить диагностическую карту с результатами техосмотра и передачей сведений в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) всё-таки было нужно.
Как пишет портал «АвтоВзгляд», эту «благую» весть людям принесут сотрудники ДПС, объясняющие, что за непройденный техосмотр теперь в соответствии со вступившей в силу частью 1.1 статьи 12.5 КоАП положено наказывать. Она предусматривает штраф за «управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».
То есть существует мнение, по которому при отменённом обязательном техосмотре перестанет существовать только сам факт обязательности его прохождения, а само по себе «оформление в установленном порядке» сохранится. А это значит, что и штраф за отсутствие диагностической карты никуда не денется. Ведь в тексте данной статьи КоАП ничего не сказано о том, что она не распространяется на легковые авто частников.
Впрочем, не будем делать преждевременных выводов.
Какие ещё новости интересуют автолюбителей? К одной из них можно отнести то, что с 22 августа этого года оформление ОСАГО для автомобилей частных лиц объявлено не зависящим от наличия диагностической карты. Эта мера была вызвана тем, что автолюбители не могли оформить страховой полис в тех регионах, где пунктов техобслуживания недостаточно. К тому же, по статистике, в России из двух миллионов аварий только две тысячи происходят из-за технической неисправности транспорта. Это всего 0,1 процента.
НОВЫЕ ПРАВИЛА В ДЕЙСТВИИ
Новые правила проведения техосмотра, утверждённые постановлением Правительства №1434, должны были стартовать с 1 марта этого года, но из-за пандемии и неготовности пунктов ТО их введение было перенесено на 1 октября. Часть положений уже реализована. Фактически создана ЕАИСТО, диагностическая карта теперь существует в электронном и, по желанию автовладельца, бумажном виде. Изменены также периодичность прохождения ТО и его стоимость.
Срок диагностических карт, которые действовали с 1 февраля по 1 апреля, был продлён Правительством до 30 сентября, но с 1 октября такие карты считаются недействительными.
– Но если у автовладельца срок техосмотра заканчивался, например, 30 сентября, то он продлевается до 1 марта 2022 года, – сообщает приятную весть Дамир Хамидуллин и добавляет, что данная «амнистия» для многих СТО сопряжена с большими финансовыми потерями, так как они вложились в модернизацию, а поток автомобилей значительно уменьшился.
Что касается периодичности. Как сообщает информационный ресурс Calmins.com, пока техосмотр нового автомобиля не старше четырёх лет категории B не производится. Легковой транспорт возрастом от четырёх до десяти лет подлежит осмотру каждые два года, а старше десяти лет – ежегодно. С такой же периодичностью проходят ТО мотоциклы, грузовики весом до 3,5 тонны, полуприцепы и прицепы.
Стоимость техосмотра лучше узнать, зайдя на сайт СТО или позвонив по телефону. Ориентировочно цена техосмотра легкового авто колеблется от 300 до 700 рублей, грузового – от 600 до 1000. Госпошлины за техосмотр больше не существует
Машины грузоподъёмностью более 3,5 тонны, такси, автобусы, учебные авто, транспорт со специальными сигналами возрастом до пяти лет подлежат осмотру ежегодно, а старше – дважды в год. Машины (включая прицепы) для транспортировки опасных грузов должны проходить ТО также раз в полгода.
Как сообщил на одной из встреч с журналистами главный государственный инспектор по безопасности дорожного движения РТ Ленар Габдурахманов, особое внимание будет уделено техническому осмотру общественного транспорта. При техосмотрах автобусов обязательно будут присутствовать сотрудники ГИБДД. Заявку на техосмотр водитель автобуса может подать в любой пункт, независимо от места регистрации транспортного средства. Пройти техосмотр можно будет в Казани, Набережных Челнах, а также в Агрызском, Актанышском, Альметьевском, Арском, Бавлинском, Балтасинском, Бугульминском, Буинском, Высокогорском, Елабужском, Заинском, Зеленодольском, Кукморском, Лениногорском, Менделеевском, Мензелинском, Нижнекамском, Нурлатском, Сабинском, Сармановском, Чистопольском и Ютазинском районах.
Стоимость техосмотра лучше узнать, зайдя на сайт СТО или позвонив по телефону. Ориентировочно цена техосмотра легкового авто колеблется от 300 до 700 рублей, грузового – от 600 до 1000. Госпошлины за техосмотр больше не существует.
Пункты техобслуживания, нарушившие регламент, могут быть наказаны штрафом от пяти тысяч рублей до 300 тысяч, а оператора, выдавшего карту, не аккредитованную в Российском союзе автостраховщиков (РСА), ждёт уголовная ответственность. Не минует она и водителя, который сознательно приобрёл карту на такой СТО. По статье 327 УК РФ ему грозит ограничение свободы сроком до одного года.
К слову, ГИБДД сможет аннулировать диагностические карты в период их действия. Основанием для этого может послужить прекращение аккредитации у пункта техосмотра; выявление фактов, что машина в реальности не проходила диагностику. Также госавтоинспекторы вправе проводить контрольные закупки на пунктах техосмотра, чтобы выявить нарушения и отозвать аккредитацию.
В Госавтоинспекции предупреждают, что камеры слежения уже дополнены функцией сверки номера авто с базой данных техосмотра. Если ТО для легковых частных авто отменят, камеры перепрограммируют для сверки только коммерческого транспорта и авто юридических лиц.
Как и прежде, виновнику ДТП без диагностической карты может быть предъявлен регрессный иск страховщиком, выплатившим возмещение ущерба пострадавшему.
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Новое правило для проведения ТО, которое действует с марта 2021 года: перед началом техосмотра и в конце процедуры операторы пункта обязательно должны cфотографировать машину. На изображениях должны быть видны не только госномер, марка, модель и цвет автомобиля, нужна также информация о времени съёмки и географические координаты места диагностики. Фотографии вместе с результатами осмотра загружают в единую базу ЕАИСТО. То есть пройти техосмотр без фактического обследования машины невозможно, как и нельзя больше покупать диагностические карты онлайн.
Для прохождения ТО понадобятся паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о его регистрации (СТС) или любой другой документ, идентифицирующий автомобиль. Перед этим нужно проверить аптечку, аварийный треугольник, запаску и огнетушитель. Если на СТО оператор выяснит, что огнетушитель или аптечка просрочены, то в прохождении техосмотра откажут.
При техосмотре ничего не меняют, не ремонтируют, не регулируют, а только проверяют исправность. Перед началом диагностики оператор сверит идентификационные номера автомобиля, кабины, рамы и кузова с номерами, которые указаны в документах. Если данные не совпадут или их вообще не окажется, сотрудник станции откажет в проведении ТО и сделает соответствующую отметку в информационной системе. Соответственно, карту вам не выдадут.
Если всё в порядке, водитель должен оплатить услугу, после чего автомобиль отправят на диагностику. Эксперт-техник с помощью специального оборудования проверит тормоза, шины, колёса, рулевую рейку, фары, зеркала, двигатель и другие части. Весь процесс обычно занимает около 30 минут.
В случае если специалисты выявляют технические неисправности, они ставят в карте отметку о необходимости устранить недостатки. Это нужно сделать в течение двадцати календарных дней, а затем приехать в пункт ТО, чтобы снова пройти осмотр. Повторная процедура займёт меньше времени, так как на этот раз проверят только агрегаты, которые были неисправны. Если всё пройдёт успешно, информация в диагностической карте изменится.