Не только от режиссера и актеров, но и от осветителей, костюмеров, декораторов и, конечно же, гримеров, зависит успех театральных постановок и кинофильмов. Профессия гримера, возникшая еще во времена античных театров, сегодня переживает кризис. Может оказаться так, что в Татарстане, где работает множество театров, на гримеров будет некого и некому учить.
ЕДИНСТВЕННАЯ И НЕЗАМЕНИМАЯ
Состарить, омолодить, превратить красавицу в дурнушку и наоборот, сделать лысого «волосатым», а худого толстым – на все эти чудеса способны гримеры, призванные вместе с режиссером и актерами как можно точнее передать характеры персонажей и воплотить общий замысел спектакля или фильма. И если для зрителя театр начинается с вешалки в гардеробе, то для артистов он точно начинается с гримерной.
Искусство грима – сложное, на каких-нибудь интернет-курсах визажистов его не освоишь. Казанское театральное училище – единственное учебное заведение в республике, где обучают гримеров. А делает это известная в театральном мире Ирина Григорьянц, выпускники которой с успехом работают в театрах по всей стране. Недавно их наставнице исполнилось 70 лет, в профессии она почти полвека.
– Тяга к рисованию у меня была с детства, а в подростковом возрасте захотела стать педагогом, чтобы быть похожей на свою любимую школьную учительницу. В школьном драмкружке впервые попробовала себя в роли художника, помогая с прическами и декорациями. Потом выступила в школьном спектакле в качестве актрисы. Так возник мой интерес к театральному искусству, – рассказала Ирина Александровна «РТ», как она пришла в профессию. – Руководитель нашего кружка посоветовал мне пойти учиться на актрису в Казанское театральной училище. Я решила попытать счастья. Но, поняв, что это не мое, просто не явилась на третий тур экзаменов. Чтобы не терять время, устроилась работать на Центральный телеграф. Позже узнала, что в театральном училище начался набор гримеров, и решила, что это действительно то, чем мне хочется заниматься.
После окончания училища и замужества Ирина на какое-то время уехала из родного города, первый опыт работы по профессии получила в Каменск-Уральском театре драмы. Через несколько лет семья вернулась в Казань и Григорьянц семь лет проработала гримером в Качаловском театре.
– Работу в театре я обожала, но как-то узнала от актеров, что после выпуска моего курса наше театральное училище отказалось от подготовки гримеров по причинам отсутствия преподавателей и методической базы. Гримеров не набирали целых 11 лет, – продолжает Ирина Александровна. – Я поговорила с директором Казанского театрального училища и решила пойти туда преподавать, поскольку в то время у меня уже был десятилетний опыт работы. Сначала преподавала основы грима будущим актерам, спустя время мне предложили набрать собственный курс. Так сбылась моя юношеская мечта стать педагогом.
Сегодня Ирина Григорьянц гордится своими учениками, которые работают в разных театрах России, но переживает, что ее дело некому будет продолжить. Интерес молодежи к древнейшей профессии гримера поугас, преподавателей тоже не хватает.
ТРЕБУЮТСЯ ГРИМЕРЫ
– Найти дипломированных театральных художников-гримеров сейчас действительно очень сложно, – подтвердила наличие проблемы с кадрами замдиректора Казанского татарского ТЮЗа им. Кариева Альбина Каримова. – Например, в некоторых наших спектаклях играют сразу 34 человека. Это вся труппа, которую необходимо быстро и хорошо подготовить к выходу на сцену. Для этого у нас есть один гример.
– В нашем театре только один гример, но с большим стажем и опытом работы, и мы его очень ценим, – рассказала в свою очередь директор по маркетингу Татарского театра драмы и комедии им. Тинчурина Лилия Гараева.
Марина Евстафьева, которая 23 года работает гримером в Казанском ТЮЗе, – одна из выпускниц Ирины Григорьянц.
– Мой отец всю жизнь работал театральным художником, часто брал меня с собой на работу, поэтому театральную атмосферу я полюбила с детства, – рассказала она «РТ». – Когда училась в детской художественной школе, узнала, что в театральном училище набирают гримеров и сразу решила, что буду туда поступать. Замечательного педагога Ирину Александровну Григорьянц вспоминаю с восхищением. Она научила нас волшебству. Знаю, что во многих театрах сейчас не хватает специалистов нашего профиля. Меня неоднократно звали в другие театры, но родной ТЮЗ я не предам. А вообще универсальный гример востребован не только в театре, но и в разных творческих проектах: кино, клипы, фотосессии… Поэтому надеюсь, что наша профессия не вымрет, и что появятся новые педагоги для будущих поколений.
Директор Казанского театрального училища Руфина Тазетдинова признает, что подготовка гримеров в училище держится на Ирине Григорьянц.
– Конечно, подобрать ей достойную замену будет непросто и последователю придется нелегко, ведь планка задана высокая. Поскольку профессии костюмера, бутафора, гримера сейчас малоизвестны молодежи, ситуация с набором на эти направления достаточно сложная, – отметила директор КТУ. – Мы думаем, как привлечь абитуриентов, наши преподаватели проводят выставки, мастер-классы, чтобы заинтересовать выпускников как художественных, так и обычных школ. Но конкурс и выборка в итоге получаются небольшими, хотя нам везет на толковых и талантливых учеников. Поэтому хочу верить, что все наладится, и обучение гримерному искусству у нас не прекратится.
Фото из архива Ирины Григорьянц, страница в VK Казанского театрального училища