5 декабря 2021

Театр как лекарство

Опубликовано: 12.11.2020 23:41

 

Социальный-театр2

 

В конце ноября в Казани пройдёт форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд. Регионы», в программу которого вошли семь спектаклей и пять междисциплинарных проектов, созданных в Приволжском федеральном округе.

 

Конечно, сегодня надо быть готовыми к любым неожиданностям, но будем надеяться, что эпидемиологическая ситуация не нарушит кардинальным образом планы организаторов фестиваля. А в полной мере осознать уникальность этого события можно, лишь уяснив для себя, что такое социальный театр и в чём его миссия?

Несмотря на то что социальный театр как явление существует как минимум несколько десятилетий, единого и чёткого определения этого понятия до сих пор нет. Ясно только, что это театр, который выходит за рамки искусства как такового, выводя на сцену людей с ограниченными возможностями здоровья либо по каким-то другим причинам оказавшихся в непростой жизненной ситуации. И это не только трудные подростки, но и бездомные, мигранты, заключённые… То есть это более широкое понятие, чем инклюзивный театр, который нашёл свою нишу и сравнительно широко практикуется в России и мире.

В поисках более точного определения специалисты часто ссылаются на его английский аналог – theatre for social changes – театр социальных изменений, дабы подчеркнуть, что это явление с двусторонним движением. К сожалению, искусством невозможно вылечить физическую слепоту или поставить на ноги человека с ДЦП. Но душевные слепота и глухота во многих случаях вполне поддаются лечению, если сделать видимым и громко, внятно проартикулировать то, что обычно гнездится где-то на периферии общественного сознания либо вовсе не попадает в поле зрения социума в силу нашей психологической зашоренности.

Иными словами, социальный театр начинается там, где искусство с помощью своих уникальных инструментов входит на территорию реальной жизни и прямо, без эвфемизмов говорит о том, что принято называть болевыми точками общества.

Год назад социальный театр в России обзавёлся своим фестивалем «Особый взгляд», который собрал более 250 участников из разных регионов. Например, в спектакле «Неприкасаемые» участвовали реальные бездомные из питерской «Ночлежки». Причём, по словам организаторов, после этого проекта в жизни некоторых «артистов» произошли кардинальные перемены к лучшему. В рамках первого фестиваля была также показана экспериментальная постановка Туфана Имамутдинова «Аллюки» с участием глухих артистов. «Я не вижу принципиальных различий между людьми, – говорит казанский режиссёр. – Если ты немой, то просто имеешь иной способ выражения, если у человека ДЦП, то это просто другой способ движения и т. д. По-моему, «человеком с ограниченными возможностями» становишься тогда, когда теряешь свои язык и культуру».

Главную награду фестиваля получил спектакль «Одиссея 2К19», в основу которого легли подлинные истории подростков из детских домов и приютов. Сами эти подростки и вышли на сцену. Кстати, недавно они показали свою «Одиссею» в Казани, и эти гастроли стали своеобразным прологом предстоящего фестиваля.

 


Cоциальный театр начинается там, где искусство с помощью своих уникальных инструментов входит на территорию реальной жизни и прямо, без эвфемизмов говорит о том, что принято называть болевыми точками общества


 

«Весь социальный театр – это про самовыражение и чувство локтя. Он показывает, что вокруг много совершенно разных людей, и что своё отношение к ним можно изменить. Все люди, чьи физические и ментальные особенности в обычной жизни мешают им войти в социум, становятся не только участниками спектаклей, но и темой художественного исследования», – говорит креативный продюсер фестиваля «Особый взгляд», театральный критик Ника Пархомовская. По её словам, несмотря на то что социальный театр по сравнению с традиционным довольно дешёвое удовольствие (здесь не нужны большие декорации, спецэффекты и т.д.), часто актёрам просто негде проводить репетиции, потому что не найти бесплатных площадок. «Если в регионе, в принципе, сильный театр, то и это направление тоже развивается. И наоборот. Если в регионе с театром не очень хорошо, то и инклюзивными постановками там никто заниматься не будет», – отметила Ника Пархомовская.

Это лишнее подтверждение того, что Казань неслучайно выбрана местом проведения фестиваля «Особый взгляд. Регионы». В этом году из семи спектаклей, вошедших в театральную программу форума, четыре созданы в Татарстане. Казанские театры активно участвуют в развитии тифлокомментирования, обеспечивая доступ к своим постановкам зрителям с инвалидностью по зрению. Кроме того, с 2017 года здесь действует один из филиалов центра реализации творческих проектов «Инклюзион», который входит в число организаторов фестиваля. А в этом году его партнёром выступает также фонд поддержки современного искусства РТ «Живой город».

«Очень ценно, что Казань и наш фонд в этом году принимают у себя фестиваль «Особый взгляд». Для нас социальный театр – это неотъемлемая часть работы, а с «Инклюзионом» сложились многолетние плодотворные отношения, – говорит Диана Сафарова, соучредитель фонда «Живой город». – Принимать фестиваль мы будем на нашей новой площадке, открывшейся на днях в обновлённом пространстве Национальной библиотеки Татарстана. Уверена: форум-фестиваль «Особый взгляд» станет ещё одной точкой роста для современного искусства в Казани».

 


Казань неслучайно выбрана местом проведения фестиваля «Особый взгляд. Регионы». В этом году из семи спектаклей, вошедших в театральную программу форума, четыре созданы в Татарстане


 

Среди татарстанских участников театральной программы спектакль-исповедь «Дети над пропастью» – совместная работа Казанского ТЮЗа и студии для подростков «Театралка», мюзикл «Сон шарманщика», в котором заняты молодые незрячие артисты ансамбля «НеЗаМи» и его руководитель Дмитрий Бикчентаев, пластический спектакль от театральной школы «Инклюзион», а также совместный проект фонда «Солнце внутри» и Набережночелнинской картинной галереи «Плюс-минус спектакль». Кроме этого, свои работы представят театральные студии из Перми, Ижевска и Ульяновска.

«Социальный театр – понятие, прочно поселившееся в облаке тэгов современного театра. При этом у него так и не появилось более-менее удовлетворительного словарного определения. В рамках фестиваля «Особый взгляд» мы хотели бы собрать спектакли, которые пытаются вдохнуть жизнь в это мерцающее словосочетание. Пожалуй, именно этого мы и ждём от участников: чтобы в своих работах они дали собственный ответ на вопрос, что же такое социальный театр в сегодняшней России», – отметил куратор театральной программы режиссёр Борис Павлович.

Помимо спектаклей, на фестивале в рамках образовательной программы пройдут мастер-классы, лекции, тренинги. Впервые предусмотрена также междисциплинарная программа, которая включает инсталляции, перформансы, произведения медиаискусства, поднимающие социальную проблематику. По итогам фестиваля экспертами будет отобран один спектакль, который станет участником федерального этапа проекта – II форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд», который пройдет в Москве в следующем году.

P.S. Когда верстался этот номер, стало известно, что в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации организаторы форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд. Регионы» приняли непростое решение перенести сроки его проведения в Казани на весну 2021 года. «Трудное, но, на мой взгляд, правильное решение, потому что социальный театр сегодня – это и про ответственность перед каждым человеком, и перед обществом в целом», — прокомментировала член дирекции «Особого взгляда» Татьяна Медюх.

image_printРаспечатать

Фото: tatar-inform.ru
Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Выпуск: №166 (28935)


Добавить комментарий

02.12.2021

Как архитекторы ловили «дух места»

Разрабатывается новый облик театра имени Г.Камала

Как уже сообщалось, в Казани прошёл двухдневный установочный семинар для финалистов международного конкурса на разработку архитектурной концепции нового здания Татарского академического театра им. Г.Камала, старт которому был дан в июле этого года.

6721
01.12.2021

Дом для «Мастеровых»

Новое здание русского драматического театра «Мастеровые» в Набережных Челнах готово наполовину. Открытие состоится в следующем году и станет большим событием в культурной жизни Закамья.

6820
29.11.2021

По «Пушкинской карте» пустят в кино

Татарстан вошёл в пятёрку российских регионов, где наиболее активно используется «Пушкинская карта» при покупке билетов на культурные мероприятия.

8860
29.11.2021

Маленькая дверь в большую литературу

В Казани наградили победителей восьмого сезона независимой литературной премии «Глаголица»

Этому предшествовала пятидневная литературная смена с мастер-классами и увлекательными экскурсиями, в которой приняли участие 120 финалистов конкурса, в том числе из ближнего зарубежья – Молдовы, Казахстана, Киргизии и Украины.

6200
26.11.2021

С миру по гранту…

Президентский фонд культурных инициатив поддержал более семидесяти татарстанских проектов

Понятие «грант» появилось в нашем обиходе недавно, но уже сейчас это один из самых эффективных механизмов государственной поддержки проектов, которые не являются прибыльными, но нередко привносят в нашу жизнь то, чего не купить ни за какие деньги.

10300

Мнение

Алексей КУРТОВ, президент Российской ассоциации политических консультантов, на заседании экспертного клуба «Волга» в Казани:


Бесспорно, цифровизация госуслуг – это огромное благо, и Россия развивается здесь семимильными шагами. Однако оценивать это явление нужно и с социальной стороны. А между тем общество просто не поспевает за темпом внедрения новых технологий, ведь ещё много людей живут без компьютеров и с кнопочными телефонами. Иными словами, любая бабушка должна верить, что цифровизацию Правительство проводит именно для неё. Однако до этого весьма далеко.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    4 декабря

    Владимир Романович Алекно (1966), тренер-волейболист, обладатель многочисленных спортивных трофеев, бывший главный тренер мужской команды «Зенит-Казань».

    Николай Николаевич Рыбушкин (1954), депутат Госсовета Татарстана, доцент кафедры уголовного права КФУ.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров