1

Театр хочет быть разным

 

 

Фонд поддержки современного искусства РТ «Живой город» выступил организатором масштабного гастрольного проекта «Поехали!», призванного показать всё многообразие сегодняшнего театра зрителям российских регионов.

 

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и включает в себя 19 спектаклей восьми независимых театров из пяти городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Калуги и Нижнего Новгорода. В столице Татарстана спектакли проекта можно будет посмот­реть с 2 по 24 ноября. Среди них и лёгкие комедии, и философские драмы, но все постановки так или иначе выходят за пределы привычного теат­ра. Есть спектакли без декораций и без актёров или с необычной сценографией, а есть и такие, где вместо слов – музыка или хореография.

Казань в этом гастрольном проекте, стартовавшем 9 октября в Москве, в Центре им. Вс.Мейерхольда, представляет театральная площадка «Мон» с тремя постановками. Зрители одной из них оказываются в центре комедийного ситкома о рок-группе, которая готовится к выступлению, и музыканты никак не могут договориться между собой. Вдобавок они говорят то на русском, то на татарском языке. Иногда веселят публику, а иногда ностальгируют о прошлом. Спектакль так и называется – «Мон». Как известно, это самое труднопереводимое слово в татарском языке. Оно означает и «душа», и «мелодия», и «грусть», и любые производные от них слова и понятия.

Слово hava, давшее название второй постановке, тоже имеет как минимум два значения – «воздух» или «Ева». Это тонкий и минималистичный спектакль о женщине. Его исполнительница Айсылу Мирхафизхан танцует и двигается по сцене иногда плавно и грациозно, словно птица, а иногда резко, даже грубо, как раненый зверь… Обе постановки – «Мон» и «hava» – сделаны при участии творческого объединения «Алиф», одним из создателей которого является известный казанский танцовщик Нурбек Батулла.

О спектакле «5 mm/h» мы уже рассказывали в связи с вручением в этом году «Золотой маски» казанскому драматургу Дине Сафиной. Напомним только, что авторы спектакля, действие которого разворачивается в отделении химиотерапии, рассуждают о времени и его скоротечности. Болезнь здесь – только фон для диалога.

В проекте «Поехали!» участвуют также «театр post» (Петербург), «Иновационный культурный центр» (Калуга), Центр театрального мастерства (Нижний Новгород) и Временное объединение «Хронотоп» (Петербург – Москва). Казанцы пока более-менее наслышаны о «театре post», который возглавляет Дмитрий Волкострелов, являющийся также сегодня художественным руководителем Центра им. Вс.Мейерхольда. Известный режиссёр неоднократно участвовал в творческих проектах «Живого города» в Казани и Свияжске. В рамках гастрольного тура «театр post», в частности, вновь привезёт в Казань один из лучших своих спектаклей-перформансов – «Хорошо темперированные грамоты», где проводится параллель между двумя культурными памятниками мирового значения – древнерусскими берестяными грамотами XI–XV веков и циклом прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха «Хорошо темперированный клавир».