Фонд поддержки современного искусства РТ «Живой город» выступил организатором масштабного гастрольного проекта «Поехали!», призванного показать всё многообразие сегодняшнего театра зрителям российских регионов.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и включает в себя 19 спектаклей восьми независимых театров из пяти городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Калуги и Нижнего Новгорода. В столице Татарстана спектакли проекта можно будет посмотреть с 2 по 24 ноября. Среди них и лёгкие комедии, и философские драмы, но все постановки так или иначе выходят за пределы привычного театра. Есть спектакли без декораций и без актёров или с необычной сценографией, а есть и такие, где вместо слов – музыка или хореография.
Казань в этом гастрольном проекте, стартовавшем 9 октября в Москве, в Центре им. Вс.Мейерхольда, представляет театральная площадка «Мон» с тремя постановками. Зрители одной из них оказываются в центре комедийного ситкома о рок-группе, которая готовится к выступлению, и музыканты никак не могут договориться между собой. Вдобавок они говорят то на русском, то на татарском языке. Иногда веселят публику, а иногда ностальгируют о прошлом. Спектакль так и называется – «Мон». Как известно, это самое труднопереводимое слово в татарском языке. Оно означает и «душа», и «мелодия», и «грусть», и любые производные от них слова и понятия.
Слово hava, давшее название второй постановке, тоже имеет как минимум два значения – «воздух» или «Ева». Это тонкий и минималистичный спектакль о женщине. Его исполнительница Айсылу Мирхафизхан танцует и двигается по сцене иногда плавно и грациозно, словно птица, а иногда резко, даже грубо, как раненый зверь… Обе постановки – «Мон» и «hava» – сделаны при участии творческого объединения «Алиф», одним из создателей которого является известный казанский танцовщик Нурбек Батулла.
О спектакле «5 mm/h» мы уже рассказывали в связи с вручением в этом году «Золотой маски» казанскому драматургу Дине Сафиной. Напомним только, что авторы спектакля, действие которого разворачивается в отделении химиотерапии, рассуждают о времени и его скоротечности. Болезнь здесь – только фон для диалога.
В проекте «Поехали!» участвуют также «театр post» (Петербург), «Иновационный культурный центр» (Калуга), Центр театрального мастерства (Нижний Новгород) и Временное объединение «Хронотоп» (Петербург – Москва). Казанцы пока более-менее наслышаны о «театре post», который возглавляет Дмитрий Волкострелов, являющийся также сегодня художественным руководителем Центра им. Вс.Мейерхольда. Известный режиссёр неоднократно участвовал в творческих проектах «Живого города» в Казани и Свияжске. В рамках гастрольного тура «театр post», в частности, вновь привезёт в Казань один из лучших своих спектаклей-перформансов – «Хорошо темперированные грамоты», где проводится параллель между двумя культурными памятниками мирового значения – древнерусскими берестяными грамотами XI–XV веков и циклом прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха «Хорошо темперированный клавир».