Историю отечественной таможни можно разделить на периоды древнего мира, средних веков, новую и новейшую. У современных таможенников была реальная возможность называться мытарями или целовальниками, так как на Руси мытный двор был местом сбора пошлины, а целовальниками называли помощников управителя таможни. Тем не менее в нашей стране прижилось производное от тюркского слова «тамга», которым кочевые племена Средней Азии называли клеймо, проставляемое на наиболее ценных предметах.
С этих фактов началась наша беседа с начальником Татарстанской таможни Альбертом Мавликовым (на снимке).
– Альберт Вазилович, помогите, пожалуйста, разобраться в запутанной истории одной из старейших служб России, которая нынче почему-то отмечает всего четверть века…
– Таможенная служба всегда была тесно связана с внутренней и внешней политикой государства. Считается общепризнанным, что она возникла с появления в Древней Руси торгового обмена и существует около тысячи лет. Вместе с границами отдельных княжеств появились и первые таможенные заставы. «Мыто» – торговую и провозную пошлину – князья назначали и взимали сами. Позже появились специальные служащие. Принятие царем Алексеем Михайловичем 25 октября 1653 года Торгового устава, последующее появление Уставной таможенной грамоты и Новоторгового устава заложили основу реформ в российской таможенной системе.
– Отсюда и дата 25 октября – день, когда российские таможенники празднуют юбилей?
– Не забывайте про новый и старый стиль календаря. Но совпадение, бесспорно, интересное. Замечу также, что новейшая история таможенных органов России исчисляется с 25 октября 1991 года. Именно в этот день Президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ о создании Государственного таможенного комитета.
Таможенная служба всегда была тесно связана с внутренней и внешней политикой государства. Считается общепризнанным, что она возникла с появления в Древней Руси торгового обмена и существует около тысячи лет
– Менее запутанной история от этого не становится…
– Развитие таможенных органов во все века сопровождалось перестройками. В реформенные 1753–1757 годы любой желающий мог взять таможню на откуп – заплати государству энную сумму и собирай налоги, пошлины, распоряжайся ими, как хочешь. Правда, и неси все расходы по содержанию работающих там людей.
Первым, кто взял таможню на откуп, был купец Никита Шемякин. Будучи практически хозяином таможни, он посчитал возможным диктовать свои правила игры. Многочисленные нарушения таможенного законодательства заставили Екатерину II отказаться от системы передачи таможенных сборов на откуп. В 1764 году эта практика прекратилась, таможенными сборами занялось казенное ведомство. На протяжении более ста лет таможенная служба находилась в ведении Министерства финансов. Оно стояло на страже бездефицитного госбюджета со всеми вытекающими для таможенных органов последствиями. А когда после Октября 1917-го прежняя власть развалилась, новыми хозяевами страны были приняты другие законы, таможенный контроль стал чисто вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности. Уже в 1964 году таможню подчинили Министерству внешней торговли СССР, а в 1986 году на базе Главного таможенного управления при МВД СССР было образовано Главное управление государственного таможенного контроля. И вот 25 октября 1991 года, как я уже говорил, после образования Государственного таможенного комитета начался отсчет новейшей истории этой службы.
– С чего началась история Татарстанской таможни? Ведь она старше нынешней российской на пять лет.
– Казанская таможня была создана в 1986 году – сразу после придания казанскому аэропорту статуса международного. В сферу ее деятельности входили Татарстан, Чувашия, Марийская и Удмуртская республики. Единственной функцией в то время было оформление багажа физических лиц, преимущественно немцев, путешествующих в рамках Волго-Донского круиза.
С распадом СССР ситуация кардинально изменилась. В стране была отменена госмонополия на внешне-экономическую деятельность, и предприятия стали активно торговать с зарубежными компаниями. Понятно, что наша служба из «чемоданной» должна была превратиться в реально действующий инструмент регулирования. Таможня «надела погоны», получив фискально-экономические, контрольные, защитные и правоохранительные функции, в том числе полномочия на осуществление валютного контроля. Число таможенных управлений удвоилось, при этом на большей части границы такие структуры создавались заново. За 1991–1992 годы было создано восемь региональных управлений, в том числе и Татарское, в которое вошли Казанская и Набережночелнинская таможни и шесть таможенных постов.
Казанская таможня была создана в 1986 году – сразу после придания казанскому аэропорту статуса международного. В сферу ее деятельности входили Татарстан, Чувашия, Марийская и Удмуртская республики. Единственной функцией в то время было оформление багажа физических лиц, преимущественно немцев, путешествующих в рамках Волго-Донского круиза
– Это были, насколько я знаю, годы расцвета службы. Работа таможенника считалась престижной, была не только интересной, но и высокооплачиваемой.
– Административная реформа 2000 года – учреждение института полномочных представителей Президента России и создание семи федеральных округов – повлекла за собой изменения и в системе таможенных органов. Тринадцать региональных управлений были реорганизованы в семь, по одному в каждом федеральном округе. Наше управление было преобразовано в Татарстанскую таможню и стало подчиняться Приволжскому таможенному управлению. В 2004-м ГТК стал Федеральной таможенной службой и два последующих года подчинялся Министерству экономического развития и торговли РФ. В 2006 году руководство таможенной службой снова стало прерогативой Правительства Российской Федерации. ФТС России были возвращены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. С января 2016 года, как и век назад, Федеральная таможенная служба перешла в подчинение Министерству финансов…
– …которое традиционно стремится выйти в бездефицитный бюджет.
– Во все времена госказна пополнялась таможенными платежами. За восемь месяцев 2016 года Татарстанской таможней перечислено в федеральный бюджет более 15 миллиардов рублей – это один из лучших показателей в Приволжском округе.
– Рассталась ли таможня со своими правоохранительными функциями?
– Нет, конечно. Они остались важной составляющей нашей деятельности. С одной стороны, мы должны обеспечить благоприятные условия для развития внешней торговли, развития экономики страны, всех сфер бизнеса, а с другой – выявлять и пресекать деятельность лиц, нарушающих таможенное законодательство и подрывающих экономику России. В первой половине этого года нами возбуждено 594 дела об административных правонарушениях. Чаще всего при недекларировании товаров, несоблюдении запретов и ограничений на ввоз-вывоз и непредставление отчетности. Предметами административных правонарушений, совершенных физическими лицами, являлись в основном алкоголь и табачная продукция, валюта, холодное оружие и лекарственные препараты. Юридические лица допускали нарушения в основном при декларировании продукции химической промышленности, изделий из пластмасс, различного оборудования и его частей.
Во все времена госказна пополнялась таможенными платежами. | |
За восемь месяцев 2016 года Татарстанской таможней перечислено в федеральный бюджет более 15 миллиардов рублей – это один из лучших показателей в Приволжском округе. |
– Таможенное законодательство является одним из наиболее динамичных. Меняются правила – меняется характер нарушений. А какое из них стало характерным в последние годы?
– Появились новые незаконные схемы использования автомобилей, стоящих на регистрационном учете за рубежами России. По законодательству Таможенного союза иностранные граждане могут временно ввозить их для личного пользования – на срок своего временного пребывания в России. Такое разрешение, с освобождением от уплаты таможенных платежей, действует не более одного года.
Однако такая норма стала использоваться в мошеннических схемах. Иностранец, временно ввозя автомобиль на территорию Таможенного союза, не соблюдает взятых обязательств по его обратному вывозу, вместо этого отчуждает его или отдает в пользование кому-то другому. Использование отчужденного иностранного транспортного средства на таможенной территории союза является незаконным без уплаты таможенных платежей. Только в регионе деятельности Татарстанской таможни в 2015 году по факту передачи права пользования или иного распоряжения временно ввезенным транспортным средством без соблюдения условий, установленных законодательством Таможенного союза, возбуждено 63 дела об административном правонарушении, в текущем году – 23. Все дела после расследования передаются в суд, который применяет санкции в виде конфискации предмета административного правонарушения – временно ввезенного транспортного средства.
– В большинстве стран мира контрабанда является одним из самых опасных видов преступлений. Очевидно, она будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. У Татарстана нет границ, а контрабанда есть. Интересно, какого рода?
– До так называемой декриминализации статьи 188 УК РФ «Контрабанда», в период с 2011 по 2012 год Татарстанская таможня возбудила 27 уголовных дел, где предметами преступлений были базовые станции, оборудование, используемое при нефтедобыче, продукция химической промышленности. После декриминализации «Экономической контрабанды» (ст. 209 УК РФ) основные усилия наших подразделений сосредоточились на экономических преступлениях. Это уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств, совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов и уклонение от уплаты таможенных платежей.
За 30 лет благодаря деятельности татарстанских таможенников разных поколений в России осталось немало предметов религиозного культа, культурных и исторических ценностей, которые с разрешения Федеральной таможенной службы мы передаем либо священнослужителям, либо в музеи…
В 2011–2015 годах возбуждено четыре уголовных дела за уклонение от уплаты таможенных платежей, сумма уклонения превысила 12 миллионов рублей. Выявлено и зарегистрировано 68 сообщений о невозвращении из-за рубежа средств в иностранной валюте, при этом возбуждено девять уголовных дел. По фактам контрабанды стратегически важных ресурсов возбуждены два уголовных дела, что позволило прекратить незаконную работу на территории Татарстана организованной преступной группы с транснациональными связями, незаконно экспортирующей нефтепродукты.
За 30 лет благодаря деятельности татарстанских таможенников разных поколений в России осталось немало предметов религиозного культа, культурных и исторических ценностей, которые с разрешения Федеральной таможенной службы мы передаем либо священнослужителям, либо в музеи…
– По оценкам экспертов, наркобизнес приносит тысячепроцентную прибыль, и в этот бизнес привлекается все больше людей. Насколько успешно служба борется с контрабандой наркотиков?
– В этой сфере мы взаимодействуем со всеми заинтересованными структурами. Среди разнообразных способов сокрытия перевозимых наркотических средств фиксируем случаи их внутриполостного провоза. За четыре года в аэропорту Казани пресечено шесть попыток граждан Таджикистана перевезти героин в собственном желудке.
В последнее время распространение получает способ перемещения наркотиков в международных почтовых отправлениях. В этом году пресечено четыре случая отправки почтой наркотиков из Китая и Нидерландов, в отношении получателей посылок возбуждены уголовные дела. Синтетические наркотики скрывают в обычных товарах, и мы должны учитывать возрастающие объемы пересекающих границу посылок при планировании и организации своей работы. Количество обрабатываемых в Татарстане почтовых отправлений резко увеличится с вводом в действие Казанского логистического почтового центра. Так что забот у нас прибавилось. Думаем, что и с этой задачей мы справимся.