Тема «утечки интеллекта», остро поставленная на рубеже прошлого и нынешнего столетий, не теряет своей актуальности и сегодня. Татарстан не исключение. Президент и Правительство республики предпринимают разносторонние меры по сохранению кадрового потенциала, прежде всего молодых специалистов.
Анализ показал, что высокая зарплата и комфортный быт не являются конечной целью для большинства молодых людей. Одна из причин, почему молодежь не задерживается на одном месте и испытывает затруднения с трудоустройством, заключается в недостаточной ориентированности при выборе будущей специальности. Проще говоря, выучился человек и понял, что будет заниматься не своим делом. Зря потрачены деньги, время, а работодатели уже не получат своего специалиста. И список соискателей работы пополняется еще одной фамилией. И совсем не исключено, что носящий ее человек одарен каким-то талантом.
Каково это – чувствовать себя талантливым человеком? Школьник из Альметьевска Тимур Курбангалин, пожалуй, мог бы ответить на этот вопрос, но ему некогда. Подросток работает над приложениями для современных гаджетов, и у него еще масса планов. Недавно Тимур побывал в офисе резиденции креативных индустрий «ШТАБ» в Казани, где познакомился с участниками проектов, предусмотренных новой государственной программой «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы». За реализацию программы отвечает автономная некоммерческая организация «Казанский открытый университет талантов 2.0», созданная в прошлом году.
Анализ показал, что высокая зарплата и комфортный быт не являются конечной целью для большинства молодых людей. Одна из причин, почему молодежь не задерживается на одном месте и испытывает затруднения с трудоустройством, заключается в недостаточной ориентированности при выборе будущей специальности
Основой новой программы является концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Татарстана «Перспектива», принятая в октябре 2012 года. Стратегия предполагает совершенно другой подход к системе профориентации. Разработчик – Правительство РТ – полагает, что ситуацию спасет многоуровневая схема, базовым элементом которой становится… талант человека. Согласно программе выявлять склонности профессионального плана нужно с раннего детства. А затем создавать условия, при которых школьник, в дальнейшем студент и молодой специалист сможет применить свои знания и умения с личной выгодой и на пользу общества. Не больше и не меньше.
У меня, например, тут же возникла мысль: а как быть «среднему» ребенку? Тому, кто не имеет выдающихся способностей. Ему вход в сообщество талантов будет закрыт?
Нет, утверждает разработчик. В программе учитывается тот принцип, что неталантливых детей просто не существует. Основная ответственность ложится, конечно, на родителей. Им достается самый сложный начальный этап – разглядеть в собственном ребенке искру таланта и не дать ей угаснуть. Педагоги должны бы в идеале подкрепить эти способности знаниями, а молодежные креативные организации – предоставить будущим Ньютонам, Кулибиным и Гейтсам возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал. Например, в работе с командой единомышленников над различными проектами. Кстати, на этом этапе подключаются руководители, заинтересованные в «поимке» талантливых сотрудников, инженеров, управленцев.
Следует учесть еще и то, что на реализацию стратегии из бюджета республики планируется ежегодно выделять по 100 миллионов рублей. Неудивительно, что этой темой заинтересовались депутаты Комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Во главе с председателем комитета Разилем Валеевым парламентарии «прошлись» по точкам, где подрастают и развиваются юные таланты, а затем обсудили, как идет реализация стратегии в целом. Не покривлю душой, если скажу, что это было одно из самых интересных и запоминающихся выездных заседаний в нынешнем парламентском сезоне. В нем участвовали заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, первый заместитель министра образования и науки Андрей Поминов, депутат Госсовета Ильдар Гильмутдинов, генеральный директор производственного объединения «Зарница», депутат Госсовета Артур Абдульзянов, ректор Казанского инновационного университета Асия Тимирясова и другие.
В программе учитывается тот принцип, что неталантливых детей просто не существует. | |
Основная ответственность ложится, конечно, на родителей. Им достается самый сложный начальный этап – разглядеть в собственном ребенке искру таланта и не дать ей угаснуть. |
Депутаты сначала познакомились с опытом работы семейной Академии творчества и развития «Созвездие талантов», созданной на базе Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова. Здесь разработана программа раннего развития детей от 8 месяцев до 3 лет. Эстафету «выращивания талантов», условно говоря, подхватывает детский научно-развлекательный центр «Зарница», где для юных граждан в возрасте от 5 до 14 лет открыли такой простор фантазии и творчества, что невольно позавидуешь.
Участники выездного заседания побывали практически на всех тематических площадках центра, осмотрели уникальное инновационное оборудование. Понаблюдали, как юные посетители изучают строение космоса и Вселенной, знакомятся с военной техникой, ведут «археологические раскопки», снимают мультфильмы, репетируют сценки, и сами поучаствовали в интерактивных занятиях.
Заметим, что казанская «Зарница» – часть проекта федеральной сети развития одноименных детских технопарков ранней компетенции. В Татарстане этот опыт успешно опробован, в ближайшем будущем его планируется распространить по всей республике. В настоящее время при поддержке Правительства РТ подготовлена «Программа развития детских технопарков (центров) пропаганды рабочих профессий для отраслей экономики Республики Татарстан».
Можно согласиться, что на этих этапах таланты и впрямь могут быть управляемыми. Наибольшее число вопросов остается пока к той части стратегии, которая касается ее молодежной площадки – «Казанского открытого университета талантов 2.0».
Как действует эта структура, подробно рассказал исполнительный директор университета Айдар Акмалов: «Проектная команда университета сконцентрировала свои усилия на решении ряда приоритетных задач госпрограммы, – пояснил он. – В их числе – привлечение грамотных наставников для персональной работы с молодежью, финансирование пилотных площадок проектного, карьерного, исследовательского творчества молодежи, работа кадрового клуба, создание доступной обновленной базы знаний».
Правительство РТ полагает, что ситуацию спасет многоуровневая схема, базовым элементом которой становится… талант человека. Согласно программе выявлять склонности профессионального плана нужно с раннего детства
Еще одна задача, которую ставит себе университет, – постараться вернуть в республику тех молодых талантливых людей, кто учится сейчас за ее пределами. Айдар Акмалов предложил депутатам совместно рассмотреть вопросы законодательной поддержки талантливых детей и молодежи: «Важно подхватить талант в переходный период – скажем, из школы в вуз, а из вуза на рабочее место. Условия для этой реализации должны быть более комфортными, причем иметь законное основание».
«Университет талантов» – в сущности, сборочный цех, соединяющий элементы, которые показывают молодому человеку, что он может успешно закрепиться, жить и работать в республике.
Обсуждение прошло, можно сказать, бурно. В частности, депутаты задались вопросом, как идет реализация стратегии в муниципалитетах республики? По словам Андрея Поминова, похожие площадки создаются еще в 12 городах Татарстана, но объективно в Казани возможностей, конечно, больше. Было высказано и такое мнение: с талантами работать нужно по принципу «Где родился, там и пригодился». Посовещавшись, депутаты решили не торопиться с принятием резолюции. «Найдем ответы на свои вопросы у практиков», – сказал Разиль Валеев.
Согласимся, это как раз та тема, которая требует продолжения. В том числе и на страницах нашей газеты.