На автобусах ездить дорого
«В вечернее время у нас начинается неэффективная работа общественного транспорта. Мы хотели бы заручиться поддержкой перевозчиков и найти золотую середину, чтобы агрегаторы и владельцы таксопарков приняли в этом участие. Условно говоря, житель Татарстана имеет социальную карту или проездной билет. Можно ли сделать так, чтобы он мог по ним ездить на такси в позднее время, когда автобусы уже перестали ходить, или же на отдаленных маршрутах, куда неэффективно пускать большие автобусы?» – спросил министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов.
Министр предложил два ключевых решения для улучшения ситуации на рынке такси. Во-первых, заменить большие автобусы на такси на нерентабельных маршрутах. Это позволит экономить средства, так как субсидирование такси обходится дешевле. Жители смогут пользоваться им по проездным билетам или картам для общественного транспорта, что облегчит доступ к услуге в отдаленных районах и в нерабочие часы. Вторым предложением Фарита Ханифова стало привлечение зарубежных таксопарков для работы в Татарстане. По мнению министра, это поможет решить проблему нехватки водителей.
Однако данная идея вызвала критику со стороны представителей отрасли. Генеральный директор сервиса такси «Максим» Максим Шушарин отметил, что привлеченные из других стран водители часто не выдерживают сложных условий работы.
«Хочу сказать, что такси — это единственная отрасль, которая никогда не просила денег. Нас не надо субсидировать, надо просто не мешать развиваться той модели, которая есть на сегодняшний день. В России есть примеры городов, где в принципе нет общественного транспорта, и единственное, что может обеспечить там транспортную доступность, — это такси», – заявил он.
Максим Шушарин подчеркнул, что одной из причин дефицита водителей являются законодательные ограничения, введенные в сентябре 2023 года. Они касаются цветовой гаммы машин, необходимости прохождения медосмотров и техосмотров, а также оформления путевых листов. Все это значительно усложняет работу таксистов и приводит к уменьшению числа желающих работать в этой сфере. По словам директора сервиса «Максим», если снять ограничения, на рынке появится больше легальных перевозчиков, что снизит стоимость поездок для пассажиров.
Адаптировать под местные условия
Глава Миндортранса РТ предложил рассмотреть возможность совместной работы таксопарков и предприятий общественного транспорта на нерентабельных маршрутах. Это поможет улучшить доступность отдаленных районов и снизить нагрузку на общественный транспорт в часы пик. Он подчеркнул, что статистика по Татарстану показывает увеличение числа таксистов после принятия нового закона, и совместная работа с таксопарками может принести положительные результаты.
По словам Фарита Ханифова, проблема дефицита кадров есть и на предприятиях общественного транспорта. Зимой в Казани не хватало почти тысячи водителей автобусов. Без участия мигрантов ситуация может только усугубиться, считает он. Министр предложил интегрировать зарубежные таксопарки в региональные транспортные компании, чтобы обеспечить стабильный приток водителей. В качестве примера успешного взаимодействия Фарит Ханифов привел сотрудничество с белорусским предприятием «Белавтодор» во время активного дорожного строительства в регионе, которое включало решение финансовых, бытовых и социальных вопросов, что позволило наладить эффективную работу.
Однако не все участники совещания согласились с предложениями министра. Управляющий директор сервиса такси «Ситимобил» Дмитрий Коваленко не поддержал эту точку зрения, добавив, что попытки привлечения водителей из Беларуси и Киргизии не принесли ожидаемых результатов. По его словам, большинство мигрантов уезжают уже через несколько недель, что делает такой подход неэффективным.
Министр в свою очередь, отметил, что мигранты должны приезжать на работу в успешные таксомоторные компании с устойчивой структурой. Он предложил заключать контракты водителей с такими компаниями на два года, что позволит адаптировать работу приезжих под местные условия. Контракты могут быть расторгнуты, если появится спрос на рабочие места среди российских граждан.
Председатель АНО «Общественный совет по развитию такси» Ирина Зарипова предложила еще одну идею. Она отметила, что в некоторых странах, таких как Узбекистан и Киргизия, существует проблема с обновлением таксопарков. По ее словам, предоставление зарубежным таксопаркам автомобилей в аренду может стать еще одним способом решения проблемы.
Дискуссия высветила различные мнения и подходы к решению проблем нехватки водителей такси в Татарстане. Несмотря на это, участники совещания сошлись в том, что нужно искать оптимальные решения и компромиссы, которые позволят улучшить транспортное обслуживание и сделать его более доступным для татарстанцев.