Такой «урожай» нам не нужен!

Август поражает не только богатым урожаем на сельхозполях и дачах, но и доходами мошенников, паразитирующих на доверчивых татарстанцах.

Автор статьи: Ирина ХАЛИТОВА

Фото: oblgazeta.ru

Август поражает не только богатым урожаем на сельхозполях и дачах, но и доходами мошенников, паразитирующих на доверчивых татарстанцах

 

oblgazeta.ru_

 

С 3 августа в России ограничили пополнение наличными анонимных электронных кошельков – вступили в силу поправки в закон о национальной платежной системе. Это означает, что пользователи сервисов «Яндекс.Деньги», WebMoney, QIWI-кошелек, PayPal и других аналогичных систем больше не смогут анонимно вносить наличные через платежные терминалы и офисы операторов связи. Чтобы пополнить карту, нужно пройти регистрацию и привязать банковский счёт к электронному кошельку.

 

Поправки были подготовлены в рамках борьбы с финансированием терроризма и распространением наркотиков. В какой-то мере, надеются в правоохранительных органах, это позитивно отразится и на борьбе с дистанционным мошенничеством, которое буквально захлестнуло не только Татарстан, но и всю страну. В России с января по май 2020 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года число интернет-мошенничеств выросло на 85,1 процента и превысило 180 тысяч. Количество преступлений, совершённых с использованием расчётных пластиковых карт, увеличилось в 4,7 раза до почти 64 тысяч, с использованием средств мобильной связи – вдвое – до 76,5 тысячи.

 

УЖ Я-ТО НЕ ПОПАДУСЬ!

В период пандемии коронавируса кибермошенники ещё более активизировались, они буквально атакуют жителей Татарстана, которые, к сожалению, не всегда готовы им противостоять, потому как уверены, что проблемные ситуации их не коснутся, что «я-то сразу распознаю мошенников и не попадусь на их удочку». Но, как уверяют психологи, часто при общении с мошенником, который умело руководит ситуацией, в своих интересах нагнетает напряжение, формирует тревогу и панику, такой человек теряется, пугается. Им легко манипулировать – у него отключается критическое мышление, он не способен в этот момент отдавать отчёт своим действиям.

При этом, как показывает практика, только ничтожно малый процент населения усваивает получаемую профилактическую информацию и в нужный момент вспоминает основы «безопасного поведения». Общая картина нашего общества такова: люди не имеют стрессоустойчивости, не умеют справляться с тревожностью, в результате чего попадают в сети аферистов.

Возможно, случаи, которые произошли в Татарстане только за последнюю неделю, станут примером того, как нельзя вестись на уловки мошенников, как нужно им противостоять.

 

ИЗ СВОДКИ ПРОИСШЕСТВИЙ

По данным МВД Татарстана, одной из самых популярных схем обмана является звонок из «службы безопасности» банка. К примеру, 3 августа на мобильный телефон 56-летней жительницы Казани позвонили. Женщина представилась Анастасией Козловой, сотрудницей службы безопасности одного из банков. В ходе разговора она пояснила, что накануне мошенники пытались совершить несанкционированные операции по списанию её денежных средств. Далее «сотрудница банка» профессиональным языком очень напористо пояснила, что для их сохранности необходимо перевести денежные средства на резервный счёт. Разволновавшаяся жительница Казани через мобильный банк на своём гаджете попыталась совершить перевод, но не смогла всё правильно сделать, и её личный кабинет был заблокирован.

На следующий день женщина поехала в отделение банка и сняла все свои наличные – 460 тысяч рублей. Банковские операции она совершала под чутким руководством «Анастасии Козловой» – та постоянно была на связи и продиктовала потерпевшей счёт, на который были переведены все деньги. Но аферистка на этом не успокоилась – она уточнила про наличие у женщины вкладов в других банках. И жительница Казани призналась: у неё есть сбережения в двух других банках. Мошенница тут же пообещала, что передаст информацию сотрудникам их службы безопасности. Вскоре женщине позвонила некая Ольга Литвиенко, якобы сотрудница службы безопасности другого банка, в котором у потерпевшей имелись вклады в 100 тысяч рублей, 460 тысяч рублей и валютный счёт. В ходе разговора предупредила: мошенники пытаются списать и эти деньги. Так что надо их перевести на резервные счета. В итоге 100 тысяч рублей были отосланы на продиктованный мошенниками счёт. Остальные деньги остались в банке – в кассе пояснили, что наличных больше нет.

 


 Одни мошенники надевают на себя личину сотрудников банков, другие предстают перед наивными пользователями интернета продавцами или покупателями. Кем представиться, мошенникам неважно, главное – выманить деньги.


 

Тут бы успокоиться, обсудить с близкими ситуацию, посоветоваться. Ан нет – 5 августа доверчивой жительнице столицы снова позвонила «Ольга Литвиенко» и пояснила, что оставшиеся денежные средства тоже необходимо перевести на резервные счета. И бедная женщина вновь безропотно отправилась в отделение банка и перевела оставшиеся сбережения. Но и на этом мошенники не оставили её в покое. В тот же день на её телефон поступил ещё один звонок. Аферистка вновь представилась сотрудником службы безопасности третьего банка. Она не стала изобретать велосипед и вновь авторитетно заявила, что со счёта совершаются несанкционированные операции – необходимо заблокировать банковскую карту. После этого потерпевшая… нет, не засомневалась, а продиктовала номер карты и код с оборотной стороны. А потом и пароли, которые приходили на её сотовый телефон.

Настал вечер 5 августа. Звонок от «Анастасии Козловой». Она сообщила потерпевшей, что мошенники оформили на её имя кредит на миллион рублей, заявка находится на рассмотрении. И порекомендовала срочно поехать в отделение банка и самостоятельно оформить кредит на получение денежных средств.

Но в банке у совершенно измотанной событиями женщины попросили справку 2-НДФЛ и копию трудовой книжки для получения такого крупного потребительского кредита. Можете себе представить: на следующий день потерпевшая отвезла в банк все необходимые документы и получила потребительский кредит на сумму 1,5 миллиона рублей. К тому же она вновь сняла со своего второго вклада 544 тысячи рублей и перевела их на неизвестные счета, продиктованные «Анастасией Козловой». А та заявила, что они уже установили личность сотрудника, который несанкционированно распространял банковскую информацию, так что в ближайшее время женщина сможет получить все свои денежные средства.

Выждав сутки, потерпевшая обратилась во все отделения банков, чтобы узнать, когда же она сможет получить свои деньги. Понятно, что сотрудники банка не владели такой информацией, сказали лишь, что она стала жертвой мошенников.

Таким образом, с 3 по 7 августа жительница Казани сама перевела мошенникам более трёх миллионов рублей и 2123 доллара США, сообщили в пресс-службе МВД по РТ. Ей осталось лишь обратиться с заявлением в полицию. В настоящее время по данному факту возбуждены уголовные дела по статьям УК РФ «Мошенничество» и «Кража».

В эти же дни расстался со своим миллионом и 71-летний пенсионер из Казани. Схема аналогичная – постоянное нагнетание тревоги: злоумышленники пытаются перевести деньги с его банковского счёта, и надо помочь в их изобличении. С той лишь разницей, что пожилой казанец продиктовал все реквизиты своей карты, а вот пароли из СМС-сообщений утаил. Но мошенники буквально вынудили его снять деньги, перевести на нейтральный счёт и дожидаться курьера с новой картой. Увы, доставки не было… Пришлось пенсионеру обратиться в полицию. Как сообщили в пресс-службе УМВД по Казани, сейчас в отделе полиции «Вишневский» устанавливаются личности причастных к данному преступлению.

Так что по сравнению с казанцами ещё одна пострадавшая – 46-летняя елабужанка – легко отделалась. Действуя по указке «сотрудников банка», чтобы установить защитную программу банковской карты от мошенников, она лишилась «всего» пятидесяти тысяч рублей…

 

«КУПЛЮ» С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Одни мошенники надевают на себя личину сотрудников банков, другие предстают перед наивными пользователями интернета продавцами или покупателями. Кем представиться, мошенникам неважно, главное – выманить деньги. К примеру, 53-летний житель Арска разместил на одном из интернет-сайтов объявление о продаже холодильника. Вскоре раздался звонок от «покупателя», который предложил перевести задаток за товар на банковский счёт. Аферист попросил мужчину дойти до ближайшего банкомата, чтобы произвести операцию оплаты. Не желая упускать потенциального клиента, потерпевший поспешил выполнить все условия и набрал комбинацию цифр, озвученную мошенником. В итоге с его банковской карты было списано более 72 тысяч рублей. В полиции уже установили, что номер телефона мошенника зарегистрирован в Калининграде.

 


 Лучом света в тёмном царстве мошенничества становятся сообщения о людях, которые вовремя раскусили намерения злоумышленников и сумели сберечь свои деньги. Возможно, это случилось потому, что уж слишком долго татарстанцы страдали от ночных тревожных звонков с восклицанием «Ваш внук попал в ДТП!».


 

А вот 55-летняя жительница Камско-Устьинского района решила продать квартиру в Куйбышевском Затоне. На специализированном интернет-сайте она разместила объявление о продаже и очень обрадовалась звонку потенциального покупателя. Он выразил искреннюю заинтересованность в приобретении жилья, предложил внести предоплату и попросил продиктовать полные данные карты продавца. Дальше уже понятно: женщина выполнила все указания, в результате чего с её карты было списано более 84 тысяч рублей. Как сообщили в пресс-службе МВД по РТ, номер телефона злоумышленника зарегистрирован в Самарской области.

Редким способом заработать деньги решила 38-летняя жительница Чистополя – путём вложения денежных средств в фондовую биржу. Она нашла в интернете объявление, зарегистрировала личный кабинет и ввела свои данные. Сразу же позвонил мужчина, представился агентом биржи и предложил помощь. По указанию афериста потерпевшая установила на свой компьютер специальную программу, продиктовала ему все пароли и предоставила удаленный доступ к своему компьютеру. Первые заработанные деньги – 260 тысяч рублей – пришли уже на следующий день. По указанию агента женщина перевела эти деньги на счёт своего личного кабинета на бирже, а вот вывести их оттуда уже не смогла. Как сообщили в пресс-службе ОМВД по Чистопольскому району, в офисе банка потерпевшей объяснили, что на её имя был оформлен кредит на сумму 260 тысяч рублей, которые «агент» выдал за первый заработок, а потом присвоил…

 

НЕ ВСЁ ТАК ПЛОХО

Лучом света в тёмном царстве мошенничества становятся сообщения о людях, которые вовремя раскусили намерения злоумышленников и сумели сберечь свои деньги. Возможно, это случилось потому, что уж слишком долго татарстанцы страдали от ночных тревожных звонков с восклицанием «Ваш внук попал в ДТП!».

Похожий звонок недавно раздался в квартире 67-летнего челнинца. Якобы в беду попал его сын. Во втором случае мошенники пытались напугать 81-летнюю пенсионерку сообщением об аварии, которую совершил внук. Разумеется, требовали за помощь деньги. Мужчина должен был перечислить 200 тысяч рублей, а пожилая женщина – 300 тысяч. По информации пресс-службы УМВД по Набережным Челнам, оба жителя автограда проявили бдительность и отказались выполнять условия «доброжелателей». Прервав телефонный разговор, они позвонили родным и удостоверились в их благополучии, а затем о случившемся сообщили в полицию.

Способов и схем дистанционных мошенничеств настолько много, что для их перечисления книги не хватит. И повторимся: только мизерный процент населения в критический момент вспоминает об основах безопасного поведения. Но повторенье – мать ученья. Так что МВД по Республике Татарстан в очередной раз напоминает: чтобы избежать подобных происшествий и не понести убытки, прервите разговор с подозрительным собеседником и сообщите о случившемся в банк по телефону, указанному на обратной стороне карты. И самое главное: никому не сообщайте логин, код, одноразовые пароли из СМС-сообщений для входа в интернет-банк. Будьте бдительны!

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще