Такой опыт не должен раствориться бесследно

К 140-летию Казанского педагогического университета

Путевку в жизнь многие представители одной из самых гуманных профессий нашей республики и России получили в стенах Казанского государственного педагогического университета (КГПУ) – одного из старейших вузов страны.

846

Фото: vsedomarossii.ru; arskland.ru; trip-guide.ru

К 140-летию Казанского педагогического университета

 

ped-610

 

Путевку в жизнь многие представители одной из самых гуманных профессий нашей республики и России получили в стенах Казанского государственного педагогического университета (КГПУ) – одного из старейших вузов страны.

 

Основанный еще в октябре 1876 года как Учительский институт – третий в России после Санкт-Петербургского и Московского, – он прошел славный путь, являясь кузницей мастеров педагогического труда, руководителей народного образования, ученых, деятелей культуры. За свою историю это учебное заведение не раз меняло название. Но суть оставалась одна – служение благородному делу просвещения, науки и культуры.

Институт был призван  готовить учителей для гимназий и уездных училищ Казанского учебного округа, включавшего в себя Казанскую, Вятскую, Симбирскую, Самарскую, Астраханскую губернии, и эту почетную миссию успешно выполнял до образования в них своих педагогических институтов. Он стал праматерью ряда педагогических вузов национальных республик Поволжья и Приуралья.

С первых же лет институт стремился следовать лучшим образцам мировой и отечественной педагогической мысли. Преподаватели повышали свою квалификацию как за рубежом – во Франции, Германии, Италии, Австрии, так и в России, в частности в Казанском университете. В начале ХХ века институт являлся одним из немногих центров науки в крае. Труды многих здешних ученых имели огромное значение для развития высшего образования в России.

 


За свою историю учебное заведение не раз меняло название. Но суть оставалась одна – служение благородному делу просвещения, науки и культуры


 

События 1917 года и их последствия заметно сказались на судьбе института. Были здесь как свои плюсы, так и минусы. К первым относились демократизация образования, помощь государства студентам, организация подготовительных групп (затем – рабочих факультетов), позволивших реализовать мечту о высшем образовании тем, кому прежде это было недоступно. К негативным последствиям можно отнести раскол в обществе, отход от преподавания ряда видных ученых, поспешные реорганизации и перегибы 20–30-х годов, вызванные зачастую приходом к руководству сферой образования некомпетентных людей.

В 1922 году на базе КГПИ был создан Восточный педагогический институт (ВПИ). Здесь училась молодежь не только из Татарской, но и из Башкирской, Чувашской, Казахской, Марийской и Удмуртской автономий. Институт готовил учителей, музейных работников, исследователей национальных культур. Значительное внимание уделялось тюркологии. Группа будущих ученых была направлена на стажировку в Ленинград, к видным специалистам-тюркологам – профессорам В.В.Бартольду и А.Н.Самойловичу. В 1926 году в ВПИ появился прообраз будущей аспирантуры – институт ассистентов-практикантов. В 1923–1925 годах студентом тюрко-татарского рабфака был Муса Джалиль.

На базе национальных отделений ВПИ в 30-е годы стали организовываться педагогические институты в Чебоксарах, Йошкар-Оле, Ижевске. Казанская педагогическая школа командировала к ним профессоров и доцентов, предоставляла научные и методические разработки и продолжала подготовку учителей-практиков для национальных школ республик Поволжья и Приуралья.

С 1931 года Восточный педагогический институт был переименован в Татарский педагогический (с 1934–1935 учебного года – вновь в Казанский педагогический) институт.

 

ped2-610

 

Успешному развитию вуза помешала Великая Отечественная война. Сказались трагические события 30-х и последующих годов, когда колесо сталинских репрессий прошлось по судьбам многих талантливых ученых, студентов. Ряд научных направлений пришлось свернуть на длительное время.

Учебный процесс в годы войны шел нерегулярно. Студенты и сотрудники месяцами работали в районах республики, помогая колхозникам, участвуя в сооружении оборонительных объектов. Сократилось число преподавателей. Помогли виднейшие ученые страны, эвакуированные в Казань из Москвы, Ленинграда, других городов. Занятия в Казанском педагогическом институте вели академики АН СССР Е.Косминский, В.Мосолов, Е.Тарле, Н.Державин, С.Обнорский, Б.Греков, А.Арбузов и другие.

Огромные людские потери в годы войны обусловили острый дефицит специалистов всех профилей, особенно в первые послевоенные годы. Прием в педвуз был увеличен в два раза. Актуальной оказалась задача привлечения на преподавательскую работу лиц коренной национальности, по­скольку вуз готовил учителей прежде всего для Татарской республики. Уже в 1946 году было создано отделение по подготовке учителей русского языка и литературы для татарской школы.

 

 

Рузаль ЮСУПОВ,
академик АН РТ:

usypov-6

К сожалению, бесконечные структурные изменения и оптимизация все более приводят к потере огромного потенциала и положительного опыта, накопленного в старейшем педагогическом вузе России.

В 1948–1958 годах вуз стал одним из международных центров по подготовке дипломированных специалистов. Здесь учились студенты из Венгрии, Чехословакии и КНДР. Расширились возможности для международных контактов ученых института, принимавших делегации из США, Румынии, Китая.

18 ноября 1994 года институт был преобразован  в Казанский государственный педагогический университет. 90-е годы ознаменовались для КГПУ большой работой перестроечного характера, в первую очередь в учебном процессе. В расписаниях всех факультетов появляются новые дисциплины, курсы, призванные отвечать велению времени. Широко внедряется компьютеризация. КГПУ шагал в ногу с демократическими преобразованиями.

В конце 90-х годов университет по рейтингу находился среди первых десяти соответствующих вузов России. А это означает, что научно-исследовательская работа велась на высоком уровне. На подготовительном отделении КГПУ по русскому языку обучалась молодежь из различных стран Европы, Азии и Африки, и эта география из года в год расширялась. Иностранцы учились в аспирантуре у казанских педагогов по различным специальностям. В 2002 году на базе КГПУ был создан Поволжский центр иранистики, назначение которого – содействие развитию связей между Татарстаном, в целом Россией и Ираном.

Высокое предназначение педагогического учебного заведения – не только обучение, но и воспитание будущих учителей. В вузе совершенно правильно поступили в начале 90-х годов, когда, не впадая в эйфорию ложно понимаемой демократизации, не разрушили проверенные временем формы воспитательной работы со студентами и не ослабили ее. Эта работа проводилась комплексно, масштабно, и студенты Казанского педуниверситета, по утверждению многих, отличались большей культурой, лучшим поведением, чем в других вузах.

Ректорат КГПУ не забывал о необходимости создавать условия для научного роста преподавателей, прежде всего молодых. Даже в исключительно трудные в экономическом отношении годы находил возможность посылать их на стажировки, в том числе и заграничные, на научные конференции. В университете царила обстановка доброжелательного отношения со стороны руководства ко всем работникам и обучающимся.

Я, будучи ректором вуза в 1986–2002 годах, придерживался в своей работе принципа: внимательно выслушать собеседника, вникнуть в его проблему и сделать все возможное, чтобы решить ее положительно, даже когда это требовало от меня больших усилий, ответственности, а иногда и риска. Я никогда не видел ничего зазорного в том, что руководитель может согласиться с мнением оппонента, даже если оно противоречит его собственному мнению, но является более правильным.

 


Высокое предназначение педагогического учебного заведения – не только обучение, но и воспитание будущих учителей. В вузе совершенно правильно поступили в начале 90-х годов, когда, не впадая в эйфорию ложно понимаемой демократизации, не разрушили проверенные временем формы воспитательной работы со студентами и не ослабили ее


 

Не так давно наш замечательный вуз, который занимал достойное место в России, вдруг стал «невостребованным» как самостоятельное высшее учебное заведение и был включен в состав Казанского федерального университета. К сожалению, бесконечные структурные изменения и оптимизация все более приводят к потере огромного потенциала и положительного опыта, накопленного в старейшем педагогическом вузе России.

По моему глубокому убеждению, разделяемому очень многими людьми, это было непродуманное действие, наносящее серьезный урон благородному делу просвещения. Хочется надеяться, что руководители республики задумаются над создавшейся ситуацией в педагогическом образовании и в ближайшем будущем изыщут возможность возрождения добрых традиций Казанского педагогического университета.

 

Рузаль ЮСУПОВ,
академик АН РТ

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще