Несколько лет назад мне довелось побывать в одном необычном месте Апастовского района. Маршрут деловой поездки пролегал так, что оказались мы в долине реки Свияги, у села Деушево. Скажу честно, о красоте этих мест я был наслышан, но тем, что увидел наяву, был сражён наповал! Проехать мимо такой красоты было невозможно, решили немного передохнуть и насладиться необыкновенными пейзажами. А рассказать об этом месте решил для того, чтобы на фоне пандемии коронавируса и всё ещё закрытых для наших соотечественников заграничных курортов напомнить татарстанцам о внутреннем туризме – не менее познавательном и развлекательном.
…Передо мной простиралась водная гладь широкой и быстрой реки, что текла в изумрудного цвета берегах и кудрявых зарослях ивняка. В воде были видны очертания странного заброшенного здания, похожего на старинный замок. День с утра выдался пасмурным и дождливым, но именно в тот момент тучи исчезли, выглянуло солнышко, а на небе цветным коромыслом раскинулась радуга. И пейзаж заиграл нереальными красками. Вдали на фоне голубого летнего неба стали видны малахитовые холмы. Особо выделялись две вершины.
СТРАННЫЕ ВЕРШИНЫ
Я путешественник со стажем, немало повидал чудес по всему миру, но такие странные вершины увидел в первый раз – на каждой из них есть небольшие, по всей видимости, насыпные холмы. Долго смотрел с берега на всё это и никак не мог понять – что за странные горы-холмы и замок на воде? Со мной в поездке был уроженец Апастовского района Рушан Хисамов. Вот он-то и приоткрыл завесу тайны.
«Эти места с богатой историей. Сам я родился и вырос в селе Каратун, совсем недалеко отсюда. Мы часто здесь бываем. Ещё в детстве слышал от отца и местных жителей про эти горы много разных легенд и историй, – начал свой рассказ Рушан. – Одна из легенд гласит о дочери местного правителя, которая после трагической гибели была похоронена в золотом саркофаге на одной из этих горных вершин. А на могиле подданные правителя воздвигли высокий земляной курган. Старожилы рассказывают, что во время Гражданской войны белочехи вскрыли тот курган и на аэроплане вывезли нечто похожее на саркофаг».
Вторая легенда, которую рассказал Рушан, имеет более романтичный характер: «Некогда у золотоордынского хана Джанибека, находившегося большую часть жизни в военных походах, родилась дочь. Жена, зная, что муж ждёт наследника-мальчика, отправила новорождённую дочь с доверенными людьми в окрестности нынешнего села Деушево. Кузмиур, так звали девочку, росла здесь в безопасности, но через 15 лет хан узнал про «незаконнорождённую» дочь и велел своему слуге Амету привезти её во дворец. Выполнив волю хана, Амет привёз Кузмиур в Болгар, но на совете узнал, что понравившуюся ему девушку решено умертвить. Смелый юноша выкрал её и отвёз обратно в Деушево. Там они и поженились. Но хан не мог смириться с таким исходом. Посланные им войска убили влюблённых. Красавицу Кузмиур похоронили на одной из вершин, а гору назвали Кыз-тау…»
Ещё в детстве слышал от отца и местных жителей про эти горы много разных легенд и историй, – начал свой рассказ Рушан. – Одна из легенд гласит о дочери местного правителя, которая после трагической гибели была похоронена в золотом саркофаге на одной из этих горных вершин
Да, трогательная легенда. После рассказа моего спутника я взглянул на эти вершины совсем другими глазами: две горы предстали своеобразным памятником любви двух юных сердец. Наше затянувшееся молчание прервала песня жаворонка – этот солнечный голос птахи представился мне настоящим гимном высоким чувствам…
Из историко-краеведческой энциклопедии апастовского журналиста Азата Сункишева: «Кыз-тау – гора, находится к юго-востоку от с. Деушево, на правом, холмистом берегу р. Свияги. Гора овеяна многочисленными легендами – риваятами. Одна из них называется «Амет, сын Гайсы». В ней говорится, что правитель края Джанибек-хан имел девять сыновей. Хан надеялся, что и десятый ребёнок тоже будет мальчик. В случае же рождения девочки хан повелел ханше Тайдуле в тот же час умертвить её, а сам отправился на охоту. Однако ханша отослала родившуюся дочь к старшему сыну на воспитание. Когда девочка повзрослела, её похитил Амет, сын Гайсы, и увёз на Свиягу, в те места, где ныне возвышается Девичья гора. На одной из вершин после смерти и была похоронена дочь хана, и эта вершина стала называться Кыз-тау».
ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ
Легенды, рассказанные Рушаном, настолько увлекли меня, что захотелось узнать детальнее историю этих мест. Как оказалось, летом 2002 года на вершине Девичьей горы, в городище Кыз-тау, велись археологические раскопки. Исследования, проведённые экспедицией Института истории им. Ш.Марджани АН РТ и Татарского государственного гуманитарного института под руководством Альберта Бурханова, позволили предположить, что на вершине Девичьей горы в VI–VII веках находилось языческое святилище (капище).
Полученные в ходе раскопок находки отнесены в основном к именьковской культуре, были также отдельные находки и раннего булгарского периода. Археологи проработали у горы всего десять дней. У основания искусственно возведённого холма, высота которого составляет около 50 метров, исследовано 60 кв. м площади, самая глубокая точка раскопа составила пять метров. Гора выдала совершенно иные тайны – не те романтические, сказочно красивые, которыми очарован каждый житель района, а более прозаичные.
Здесь, вероятнее всего, сжигали и хоронили останки умерших, молились своим языческим богам, устраивали обряды, совершали магические ритуалы. По всей территории археологического памятника встречались обломки грубой по фактуре лепной гончарной керамики, изделия из железа. Тщательный анализ грунта из недр Девичьей горы показал наличие в нём большого количества явно отличающегося от местного, зернистого, отливающего зеленовато-золотистым цветом речного песка.
Каким образом он тут появился? Ответа на этот вопрос пока нет. Есть предположение, что, покидая по каким-то причинам эти места, люди замуровали и замаскировали святилище песком, а сверху засыпали землёй с соседних территорий. Так на вершине естественной, природного происхождения горы появился искусственный холмик, названный позже народом Девичьей горой – Кыз-тау.
Раскопки можно было бы продолжить, но аксакалы села Деушево попросили археологов прекратить работы. Так что гора так и не раскрыла всех своих тайн. А может, это даже к лучшему? Зачем лишать эту местность, волновавшую воображение нескольких поколений, ореола тайны, романтичности? Пусть продолжают витать над горой легенды о прекрасной ханской дочери, пусть, как и прежде, встречают на ней рассветы современные влюблённые и мечтают о счастье!
МЕСТНЫЙ ГИДРОРЕСУРС
С историей Девичьей горы я немного разобрался, но не давало покоя сооружение, похожее на старинный замок. Присмотрелся – напоминает часть какого-то солидного гидротехнического комплекса. Поговорил с местными жителями, все дали однозначный ответ – это бывшая Деушевская гидроэлектростанция.
Поразился: неужели в такой глубинке строили такие мощные объекты? Да, строили, и не на короткий срок, а на века!
Цемент не жалели: фундамент и основание корпуса турбинного зала и сейчас находятся в удовлетворительном состоянии. Решил, что и про эту ГЭС узнаю всё, что смогу найти.
Строительство Деушевской ГЭС началось в 1951 году. Глубина Свияги на месте предполагаемого строительства составляла 3–4 метра, ширина – не менее 35 метров. На стройплощадку были доставлены бульдозер и экскаватор. Местные МТС выделили две полуторки. На земляных работах в иные дни были задействованы до 300 верховых – конных рабочих. Для подвозки камня построили километровую узкоколейку, основной инструмент для работы – лопаты, кирки, тачки. Каждый верховой за день должен был подвезти по три тонны камня. За три тележки ему полагалось 700 граммов хлеба, иногда 1,5 кг зерна. Рабочие плели корзины, наполняли их камнями и погружали под основание плотины.
Полученные в ходе раскопок находки отнесены в основном к именьковской культуре, были также отдельные находки и раннего булгарского периода. Археологи проработали у горы всего десять дней. У основания искусственно возведённого холма, высота которого составляет около 50 метров, исследовано 60 кв. м площади, самая глубокая точка раскопа составила пять метров
Строительством ГЭС руководили опытные специалисты из Москвы. Эта станция должна была снабжать электроэнергией 17 сёл Апастовского района. Турбины для неё изготовили на заводе в Харькове, щиты и пульты управления завезли из Москвы, Ленинграда и Магнитогорска. По воспоминаниям старожилов, ожидание электричества так вдохновило жителей села, что все – от мала до велика – в свободное время рыли ямы для опор, помогали тянуть провода или кормили электриков.
Пуск ГЭС состоялся в канун большого праздника – 5 ноября 1957 года. Так что стала она называться Деушевской гидроэлектростанцией имени 40-летия Великого Октября. Высота здания станции составила 12 метров, высота главной плотины достигала шести метров, обслуживала объект бригада из 22 человек. Вскоре за плотиной ГЭС образовалось водохранилище, ширина которого местами была 250 метров.
В ноябре 1957 года газета «Советская Татария» писала: «На днях в Апастовском районе вступила в строй Деушевская межколхозная гидроэлектростанция на реке Свияге мощностью 500 киловатт. Работают два агрегата, остальные три будут введены в действие после окончания прокладки электролиний. Первой получила электроэнергию сельхозартель имени Мичурина. В домах колхозников, в служебных помещениях, на улицах сёл Деушево и Кулганы зажглись лампочки Ильича. В ближайшее время будет электрифицировано еще 12 населённых пунктов».
Деушевская ГЭС просуществовала всего девять лет и выработала более двух миллионов кВт электроэнергии. В середине 60-х годов Апастовский район был подключён к энергосистеме Волжской ГЭС – зимой 1966 года турбины межколхозной Деушевской ГЭС были остановлены…
Сейчас от гидростанции сохранились лишь помещение турбинного зала и бетонное основание плотины.
СВИЯЖСКИЕ ФОКУСЫ
Вот такие события разворачивались на берегах и водах реки под названием Свияга. Впрочем, у самой этой реки много интересных особенностей.
Например, до сих пор нет однозначной расшифровки названия Свияги: по одной версии, оно происходит от обитавших здесь некогда диких уток свиязей, по другой – из-за того, что река постоянно «свивается». По третьей, название происходит от тюркских слов «су» (вода) и «ага» (течёт). Но это фокусы «рукотворные».
А у Свияги есть и свои собственные фокусы. Во-первых, Свияга является единственной в нашей стране рекой, которая течёт параллельно реке Волге, но против её течения – с юга на север. Во-вторых, в районе города Ульяновска, где находится исток Свияги, она приближается к Волге всего на каких-то четыре километра! Вот и получается, что западные районы Ульяновска расположены на Свияге, а восточные – на Волге!
Однако до места встречи двух рек – более 300 км. Так что житель Ульяновска может совершить настоящую «кругосветку» и при этом двигаться всё время по течению: отплыть на лодке вниз по Свияге (как раз мимо красивейших исторических мест) и добраться до Свияжска выше Казани, где она впадает в Волгу. Затем по Волге спуститься, так же по течению, до Ульяновска…
Вот о чём «поведал» мне необыкновенный пейзаж на берегу Свияги, что у села Деушево. Всем своим друзьям и знакомым с тех пор не устаю рекомендовать посетить это овеянное преданиями место. И сам надеюсь на скорую встречу с таинственной Кыз-тау.
Ещё подумалось вот о чём: как всё-таки много прекрасных мест в нашей республике. Все эти жемчужины малой родины и составляют драгоценное ожерелье великой страны России! Всё это надо сберечь и передать в ухоженном виде следующим поколениям. Взять хотя бы бывшую ГЭС, которую я принял за старинный замок – этот объект после ремонта можно было бы использовать как небольшой отель для туристов, или устроить музей, или создать здесь водноспортивную туристическую базу. И потянутся сюда юные следопыты, туристы, спортсмены…