Тайная жизнь офорта. В «Манеже» открылась выставка гравюр Марии Смольяниновой

Выставка «Эпифании Марии Смольяниновой», открывшаяся в зале «Манеж» музея-заповедника «Казанский Кремль», знакомит с творчест­вом молодой московской художницы, работающей в сложной технике офорта.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: smolmary.art

Греческое слово «эпифания» можно перевести на современный язык как прозрение, вспышка, выхватывающая из темноты мгновения быстро­текущей жизни. Отчасти это действительно передает впечатления от работ Марии Смольяниновой. Притом что ­художница имеет дело не с холстом и кистью, которым традиционно приписывается способность улавливать эманации тонкого мира, а пре­имущественно стоит у станка в прямом смыс­ле этого слова. За такими же работали старые мастера, непревзойденные офортисты своего времени Альбрехт Дюрер, Рембрандт, Франсиско Гойя… Ведь техника офорта, гравюры на металле была изобретена еще в XVI веке и с тех пор практически не изменилась.

Напомним, что офорт – это разновидность печатной графики. Эта техника предполагает создание рисунка на металлической поверхности путем протравливания азотистой кислотой линий и других элементов изображения. Для создания сложных композиций процесс травления приходится повторять несколько раз. И только после этого на печатную форму наносится краска, с помощью офортного станка выполняется оттиск на бумаге. До этого момента художник никогда не знает точно, что у него получилось.

 

В казанском «Манеже» представлено более 80 офортов.

 

«Офорт – это всегда тайна, – делится своими ощущениями Мария Смольянинова. – Несмотря на ремес­ленные, технические знания и навыки, есть нечто неформулируемое во взаимо­действии художника, металлической пластины, кислоты и офортного станка. Долгий и трудоемкий процесс создания офорта приносит отчаяние и разочарование, восторг и радость, оставаясь часто важнее финального результата».

В эти дни в казанском «Манеже» представлено более 80 офортов из 12 графических циклов, выполненных художницей в этой сложной технике. Среди них – «Январь в Крыму», «Московский регтайм», «Музыка Петербурга», «Вечный пейзаж» и последняя по времени серия «Свияжск». Каждая работа – это рукотворная вспышка памяти, прикосновение к лис­ту живой эмоции, переживания. Этот завораживающий эффект возникает благодаря виртуозному владению автором всеми техниками гравюры на металле (акватинта, резерваж, сухая игла), которые она нередко сочетает в одной работе.

Открывая выставку, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артём Силкин напомнил, что весной прошлого года Мария Смольянинова участвовала в графической арт-резиденции в Свияжске, итогом которой стала серия работ, посвященная острову-граду. «Ее творчество – это искусство, которое требует внимательного рассмат­ривания, здесь нет никакой злободневности, это философские работы», – подчеркнул куратор проекта.

 

М.Смольянинова «Волнение в Свияжске».

 

Нельзя не согласиться, что офорты Марии требуют от зрителя ответной  работы. Например, пустынный свияжский берег, как и его реальный природный прототип, дарит откровение лишь по мере вглядывания в линию горизонта, где волнение реки переходит в умиротворяющее свечение неба. Кстати, по словам художницы, после поездки в Свияжск у нее осталось множество зарисовок, и работа над одноименной графической серией продолжается до сих пор.

Избрание офорта в качестве единственного средства для трансляции своих творческих идей характеризует Марию Смольянинову как человека твердой дисциплины и высокой требовательности к себе, считает заведующая отделом гравюры XVIII–XXI веков. Государственного Русского музея Екатерина Климова. На церемонии открытия выставки искусствовед также отметила: «Мария поразила меня тем, что не идет на поводу одного приема. Приступая к новой серии, она старается «забыть себя». Свернуть с наработанного пути невероятно трудно, но ей это удается».

Мария Смольянинова – член Союза художников России, участник более 200 российских и международных выставок, в том числе пяти персональных. Отметим также, что в 2017 году она стала победителем IV Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник» в номинации «Перспектива».

«Для меня большая честь, радость и ответственность показать свои офорты в этом пространстве, – обратилась Мария к присутствующим в казанском «Манеже». – Самое ценное, что вы сюда пришли. А за меня скажут мои работы, там выражено все».

Выставка Марии Смольяниновой в Казани организована галереей «Аврора-1991» совместно с фондом «Живой город» при поддержке Министерства культуры РТ. Познакомиться с ней можно до 7 апреля.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще