Греческое слово «эпифания» можно перевести на современный язык как прозрение, вспышка, выхватывающая из темноты мгновения быстротекущей жизни. Отчасти это действительно передает впечатления от работ Марии Смольяниновой. Притом что художница имеет дело не с холстом и кистью, которым традиционно приписывается способность улавливать эманации тонкого мира, а преимущественно стоит у станка в прямом смысле этого слова. За такими же работали старые мастера, непревзойденные офортисты своего времени Альбрехт Дюрер, Рембрандт, Франсиско Гойя… Ведь техника офорта, гравюры на металле была изобретена еще в XVI веке и с тех пор практически не изменилась.
Напомним, что офорт – это разновидность печатной графики. Эта техника предполагает создание рисунка на металлической поверхности путем протравливания азотистой кислотой линий и других элементов изображения. Для создания сложных композиций процесс травления приходится повторять несколько раз. И только после этого на печатную форму наносится краска, с помощью офортного станка выполняется оттиск на бумаге. До этого момента художник никогда не знает точно, что у него получилось.
«Офорт – это всегда тайна, – делится своими ощущениями Мария Смольянинова. – Несмотря на ремесленные, технические знания и навыки, есть нечто неформулируемое во взаимодействии художника, металлической пластины, кислоты и офортного станка. Долгий и трудоемкий процесс создания офорта приносит отчаяние и разочарование, восторг и радость, оставаясь часто важнее финального результата».
В эти дни в казанском «Манеже» представлено более 80 офортов из 12 графических циклов, выполненных художницей в этой сложной технике. Среди них – «Январь в Крыму», «Московский регтайм», «Музыка Петербурга», «Вечный пейзаж» и последняя по времени серия «Свияжск». Каждая работа – это рукотворная вспышка памяти, прикосновение к листу живой эмоции, переживания. Этот завораживающий эффект возникает благодаря виртуозному владению автором всеми техниками гравюры на металле (акватинта, резерваж, сухая игла), которые она нередко сочетает в одной работе.
Открывая выставку, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артём Силкин напомнил, что весной прошлого года Мария Смольянинова участвовала в графической арт-резиденции в Свияжске, итогом которой стала серия работ, посвященная острову-граду. «Ее творчество – это искусство, которое требует внимательного рассматривания, здесь нет никакой злободневности, это философские работы», – подчеркнул куратор проекта.
Нельзя не согласиться, что офорты Марии требуют от зрителя ответной работы. Например, пустынный свияжский берег, как и его реальный природный прототип, дарит откровение лишь по мере вглядывания в линию горизонта, где волнение реки переходит в умиротворяющее свечение неба. Кстати, по словам художницы, после поездки в Свияжск у нее осталось множество зарисовок, и работа над одноименной графической серией продолжается до сих пор.
Избрание офорта в качестве единственного средства для трансляции своих творческих идей характеризует Марию Смольянинову как человека твердой дисциплины и высокой требовательности к себе, считает заведующая отделом гравюры XVIII–XXI веков. Государственного Русского музея Екатерина Климова. На церемонии открытия выставки искусствовед также отметила: «Мария поразила меня тем, что не идет на поводу одного приема. Приступая к новой серии, она старается «забыть себя». Свернуть с наработанного пути невероятно трудно, но ей это удается».
Мария Смольянинова – член Союза художников России, участник более 200 российских и международных выставок, в том числе пяти персональных. Отметим также, что в 2017 году она стала победителем IV Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник» в номинации «Перспектива».
«Для меня большая честь, радость и ответственность показать свои офорты в этом пространстве, – обратилась Мария к присутствующим в казанском «Манеже». – Самое ценное, что вы сюда пришли. А за меня скажут мои работы, там выражено все».
Выставка Марии Смольяниновой в Казани организована галереей «Аврора-1991» совместно с фондом «Живой город» при поддержке Министерства культуры РТ. Познакомиться с ней можно до 7 апреля.