Свобода конкуренции ради нашего будущего

Нынешний год – особенный для Татарстан­ского управления Федеральной антимонопольной службы России

Оно было создано тридцать лет назад – через год после введения в стране антимонопольного регулирования. Об основных итогах деятельности республиканского ведомства рассказал руководитель Татарстанского УФАС России Айрат Шафигуллин.

Фото: nn-now.ru

 

 

Нынешний год – особенный для Татарстан­ского управления Федеральной антимонопольной службы России. Оно было создано ровно тридцать лет назад – через год после введения в стране антимонопольного регулирования. Об основных итогах деятельности республиканского ведомства и его перспективах редакции нашей газеты рассказал руководитель Татарстанского УФАС России Айрат Шафигуллин.

 

– Айрат Радинович, какие основные вехи в деятельности возглавляемого вами ведомства могли бы отметить?

– Период от принятия первого закона о конкуренции до Национального плана развития конкуренции, утверждённого указом Президента РФ, можно охарактеризовать тектоническими изменениями в экономическом укладе страны. Но эти изменения были бы невозможны без развития конкуренции с точки зрения достижения национальных целей развития экономики. Необходимо было обеспечить условия для создания и эффективного функционирования рынков, ограничить влияние монополий и доминирующих субъектов, воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на товарных и финансовых рынках, стимулировать производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю, урегулировать информационные потоки на рекламном рынке, бороться с недобросовестной конкуренцией… Этот перечень вопросов является крайне значительным.

На протяжении трёх десятилетий миссия антимонопольной службы остаётся неизменной – свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России.

Изменения, произошедшие за последние тридцать лет, позволили нам побороться за право создавать и реализовывать меры по развитию здоровой конкурентной среды. Позволили изменить мнение людей о той работе, которая нами ведётся. Мы стали не просто государственным органом, а реально действующей силой, способной менять реальность к лучшему.

Основу антимонопольного законодательства заложил принятый в 1991 году Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но настоящий прорыв в развитии конкуренции в стране, на мой взгляд, совершил принятый в 2005 году Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Хозяйствующие субъекты с его появлением получили доступ к государственному заказу на конкурентных основах.

Федеральной антимонопольной службой в период с 1991 по 2021 год разработано и введено пять антимонопольных пакетов, которые носили точечный характер, позволили модернизировать антимонопольное законодательство и привести его в соответствие с рыночной ситуацией. Не менее важными стали те экономические изменения, которые произошли с принятием Национального плана развития конкуренции, утверждённого указом Президента РФ в 2017 году.

 

– А как регулировалась сфера рекламы?

– Большинству из нас знакомы ситуации из девяностых и нулевых годов, когда наши города пестрели от всевозможных рекламных вывесок, растяжек, транспарантов и иных конструкций, призывающих приобрести тот или иной товар. Парки и скверы круглосуточно были заполонены «пивными шатрами», а сигареты в магазине мог приобрести любой школьник. Рекламные войны на телевидении и радио являлись частью общественной жизни. Острословы тогда называли улицы наших городов «Шанхаем» за гипернасыщенность всевозможными формами подачи коммерческих предложений.

 

– И как эту проблему удалось решить?

– Принятие законов о рекламе в 1995 и 2006 годах не просто дало возможность комплексно урегулировать отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, но и отсечь весь этот чрезмерный, а в большинстве случаев и незаконный информационный шум из правового поля.

Были установлены чёткие и понятные правила рекламного рынка, в муниципалитетах были разработаны и утверждены схемы размещения рекламных конструкций. В конце концов местные бюджеты стали получать существенные дополнительные доходы с этого рынка.

 


Федеральной антимонопольной службой в период с 1991 по 2021 год разработано и введено пять антимонопольных пакетов, которые носили точечный характер, позволили модернизировать антимонопольное законодательство и привести его в соответствие с рыночной ситуацией


 

– Важное направление вашей работы – контроль госзакупок. Как совершенствовалась их система?

– В России до 2005 года не существовало нормативного правового акта, который на системной основе закреплял бы порядок проведения закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. То же относится и к процедурам закупок с участием госкомпаний.

Благодаря принятию ряда федеральных законов про­изошла постепенная либерализация процедуры закупок с участием госкомпаний для всех её участников.

Напомню типичную картину конца девяностых годов в нашей стране: государственные заказчики и крупные компании с госучастием по своему усмотрению расходуют денежные средства, приобретая порой «странные» товары либо услуги для своих нужд. Мечтой же практически любого подрядчика было попасть в обойму поставщиков какого-либо крупного заказчика. Коррупционная составляющая этих процессов процветала.

Подобными схемами были охвачены практически все сферы экономической деятельности – от строительства дорог и домов до поставки продуктов питания в социальные учреждения. При этом был затруднён доступ к со­временным технологиям и качественным товарам. Все мы помним, как на территории Татарстана в нулевых годах в сфере строительства, прежде всего монолитного, преобладали иностранные компании. Вход на этот рынок для местных строителей был практически закрыт.

Так вот, принятие новых законов позволило, с одной стороны, сделать процедуру закупок прозрачной, прогнозируемой и уравнять практические шансы хозсубъектов на победу в конкурсе, а с другой стороны, исключить необъективную и, прямо скажем, коррупционную составляющую закупочных механизмов.

Более того, принятое законодательство о закупках позволило сформировать рынок для десятков тысяч предпринимателей. Достаточно сказать, что в Татарстане было заключено около 450 тысяч контрактов с субъектами МСБ по итогам закупочных про­цедур, а экономия бюджетных средств с 2014 года по настоящее время составила более 32,5 миллиарда рублей. Вдумайтесь в эту цифру: она превышает годовой бюджет города Казани! И это лишь цифры достигнутой экономии.

 

– Не секрет, что татарстанским производителям порой трудно попасть со своей продукцией на полки крупных торговых сетей. Как вы боретесь с подобной дискриминацией?

– Одно из последних дел Татарстанского УФАС России в отношении сети «Пятёрочка» является примером, иллюстрирующим, как действия хозяйствующих субъектов с учётом наличия рыночной власти и конечного положения в товаропроводящей цепи могут дискриминировать поставщиков. Для ООО «Бугульминский молочный комбинат» были созданы невыгодные условия деятельности и ограничение доступа к рынку поставки молочной продукции. Суды, кстати, также усмотрели в этом нарушение требований закона о торговле и поддержали нас в судебном споре.

 

– Предприниматели часто жалуются на излишние препоны при подключении к электрическим сетям…

– В период 2012–2017 годов на федеральном уровне был реализован план мероприятий «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»: принято более 20 нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правил недискриминационного доступа к электрическим сетям и на совершенствование правил технологического присоединения к ним.

Считаю, что с точки зрения потребителей (как массового, так и профессиональных участников рынка), это был серьёзнейший сдвиг в отношениях с сетевыми гигантами. Ещё пару десятилетий назад при обращении в организации газового, электрического, теплового секторов водоснабжения и водоотведения нужно было пройти в буквальном смысле «семь кругов ада» для получения разрешения на подключение к сетям. Причём далеко не всегда с положительным результатом. Внесённые изменения позволили оставить большинство этих проблем в прошлом. Сегодня от заявителя требуется минимальное количество документов, а процедура подключения детально и простым языком прописана в принятых актах.

Количество жалоб в этой сфере с каждым годом снижается, но изжить до конца эту проблему пока не удаётся по разным причинам. Это и неразвитая до своего логического завершения система сетевого хозяйства, тяжёлое наследие девяностых годов, когда попросту были утрачены документы одновременно с ликвидацией прежних владельцев сетей, большое количество смежных сетевых компаний, среди которых встречаются недобросовестные.

Около 20 таких дел рассматривается нами ежегодно, принимаются серьёзные решения, которые отрезвляюще воздействуют на нарушителей. Штрафы за подобные нарушения достаточно серьёзные, поэтому сетевые организации в целом стремятся их избежать и работать в соответствии с установленными нормами.

 

– Насколько успешно в Татарстане реализуется ­утверждённый Президентом России Национальный план развития конкуренции?

– Этот план утверждён в декабре 2017 года. В 2018 году состоялось заседание Государственного Совета по вопросам развития конкуренции, на котором Президент РФ В.В.Путин определил конкуренцию как одну из национальных задач и задал направление политики государства в этой сфере.

На следующий год в Татарстане был утверждён перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в регионе и план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Республике Татарстан на 2019–2022 годы. В настоящее время на согласование на федеральном уровне представлен проект «дорожной карты» на 2022–2025 годы. И здесь Татарстан был одним из первых регионов в стране, кто дал своё видение развития конкуренции на ближайшие годы.

Определён 41 значимый рынок для содействия развитию конкуренции в регионе, обозначены приоритетные направления, которые имеют социальную значимость с точки зрения вовлечённости на эти рынки как их участников, так и потребителей товаров и услуг. Задан вектор развития экономики Татарстана как части экономики страны, который, с одной стороны, констатирует само наличие этих рынков (что говорит о многоукладности республиканской экономики), а с другой стороны, демонстрирует заинтересованность государства в развитии именно этих отраслей.

 


В настоящее время свыше 70 процентов всех жалоб и обращений поступает и рассматривается нами в электронном виде. Внедряемые автоматизированные информационные системы в самое ближайшее время позволят перевести эту процедуру в цифровой вид, который не только упростит взаимодействие участников рынка с регулятором, но и сделает её прозрачной на принципиально иной основе


 

Мы считаем, что прежде всего значительная превентивная работа, направленная на формирование правовой культуры в части развития конкуренции, послужила основой для достижения одного из ключевых показателей Национального плана: органы власти в рес­публике снизили нарушение антимонопольного законодательства более чем в четыре раза (с 236 нарушений в 2017 году до 54 нарушений в 2020 году) при показателе Национального плана – в два раза.

Мы понимаем, что данные цифры для простых граждан мало о чём говорят, татарстанцев интересует прежде всего то, как это реально отражается на их повседневной жизни.

Наглядной иллюстрацией служат рынки пассажирских перевозок в городах, наружной рекламы, мобильной связи, предоставления земельных участков, нестационарные торговые объекты, ритуальные услуги, строи­тельство, охрана, клининг, доступ к государственным и муниципальным субсидиям. В этих сферах благодаря проконкурентным подходам сформировались чёткие, понятные и предсказуемые правила и практики по сравнению с периодом двадцатилетней давности.

 

– Следующий год в Татарстане объявлен Годом цифровизации. Как на «цифру» переводит свои процессы УФАС по РТ?

– Сегодняшний и, я бы сказал, завтрашний день антимонопольной службы связаны с процессами цифровизации, пронизывающими все сферы общественных отношений. Цифровая трансформация антимонопольного и тарифного регулирования закреп­лена в качестве одной из задач Национального плана на 2021–2025 годы, утверждённого в сентябре распоряжением Правительства РФ.

В настоящее время свыше 70 процентов всех жалоб и обращений поступает и рассматривается нами в электронном виде. Внедряемые автоматизированные информационные системы в самое ближайшее время позволят перевести эту процедуру в цифровой вид, который не только упростит взаимодействие участников рынка с регулятором, но и сделает её прозрачной на принципиально иной основе. Службой используются в работе цифровые программы для поиска и пресечения сговоров.

 

– Что ещё для вас в приоритете?

– Говоря о направлениях нашей работы, нельзя не отметить и просветительскую деятельность. Популяризируя дух честной конкурентной борьбы среди наших коллег, участников рынка, мы не забываем и о подрастающем поколении, которое буквально с ходу улавливает суть вызовов нынешнего времени. Ежегодно мы проводим конкурс «Конкуренция глазами школьника». По тому, как много работ поступает на конкурс, видим, насколько ребята вовлечены в исследовательскую деятельность, насколько активна их жизненная позиция. И пусть порой их высказывания носят идеалистический характер, их суждения созвучны с миссией антимонопольных органов: «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России».

Беседовал Ренат Валиахметов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще