«Стыд и позор»: Раис Татарстана раскритиковал школы, где медалисты провалили ЕГЭ

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: пресс-служба Раиса РТ

Увольнять руководителей техникумов и колледжей, выпускники которых не идут работать по специальности, и разобраться со школами, где медалисты не смогли сдать ЕГЭ,  призвал на сегодняшнем совещании работников образования и науки Раис Татарстана Рустам Минниханов.  Глава Минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин посетовал на педсовете, что в канун учебного года школам Татарстана не хватает 2,3 тыс. учителей,  а у популярных колледжей нет общежитий.

ВОСЕМЬ ШКОЛ И 50 ШКОЛЬНЫХ АВТОБУСОВ

Традиционный республиканский  августовский педсовет в этом году прошел в новом многопрофильном лицее «Инноватика» в селе Усады Лаишевского района.

Итоги года и  последней пятилетки присутствующим озвучил министр образования и науки РТ  Ильсур Хадиуллин. По его словам, за пять лет в республике построили 46 школ почти на 40 тыс. ученических мест. В этом году к 1 сентября откроются восемь новых школ и три пристроя к имеющимся школам в общей сложности на 9,8 тыс. мест. Кроме того, в этом году в Татарстане появятся 50 новых школьных автобусов, приобретенных за счет федерального бюджета, что позволит заменить старую технику и открыть новые маршруты.

ОТЛИЧНИКИ ПРОВАЛИЛИ ЕГЭ

Министр подробно остановился на теме итоговой аттестации школьников.

– В ряде случаев анализ показал серьезное расхождение между результатами госэкзаменов и итоговыми оценкам, которые школы вставляют выпускникам. Так, в Елабужском, Зеленодольском, Менделеевском, Нижнекамском районах, девятиклассники, у которых по химии, информатике и географии в школьной ведомости стоят пятерки, дважды сдали ОГЭ на двойки В семи районах ударники дважды не смогли сдать экзамены хотя бы на тройку. Подобные проблемы были и на ЕГЭ: четыре выпускника по информатике имели годовую оценку «отлично», а на экзамене не преодолели минимальный порог. Еще четверо медалистов в ходе ЕГЭ не смогли преодолеть минимальный порог по одному из предметов. Это выпускники Бавлинской школы №6 (информатика) и казанских учебных заведений: школы-интерната «Солнце» (обществознание), христианской школы (химия) и школы №135 (химия и биология). Это вообще недопустимо. Эта ситуация приводит к возмущению родителей, которые верят в объективность школьной оценки, – отметил  Ильсур Хадиуллин.

– Когда ваш медалист не может экзамен сдать, ну что это такое? Это коррупция, скорее всего. Другого слова я не найду. Стыд и позор таким школам! Надо, Ильсур Гараевич, очень жестко к этим вопросам отнеситесь, – отреагировал присутствующий на педсовете Рустам Минниханов.

«ЗАЧЕМ ТАКИЕ РУКОВОДИТЕЛИ  НУЖНЫ?»

Говоря о проблемах в сфере среднего профессионального образования, глава Минобрнауки РТ отметил, что у многих популярных колледжей нет общежитий и попросил руководителя республики помочь с их строительством.

Хадиуллин также отметил, что не все выпускники колледжей и техникумов идут работать по профессии.

– В прошлом году из наших учреждений профессионального образования было выпущено более 22 тысяч человек. Почти 75 процентов из этого числа обучались на бюджетной основе. По полученной специальности были трудоустроены 68 процентов выпускников. В целом процент трудоустройства выпускников учреждений СПО в республике на 10 процентов превышает среднероссийский показатель. Однако есть целый ряд образовательных организаций, где трудоустройство по специальности оказалось ниже 50 и даже ниже 40 процентов, – констатировал министр.

– Я прерву вас, не выпускников надо трудоустроить, а руководителей этих наших учреждений СПО, надо дать им более подходящую работу. Зачем их держать, зачем такие руководители нам нужны? – возмутился Раис РТ. – Что такое 60 с чем-то процентов? Нам не российские цифры нужны, вы должны ставить задачи трудоустроить 90 процентов хотя бы. Проведите там кадровую комиссию, посмотрите, зачем держать такие учреждения? У нас вон сколько потребностей, в разы надо увеличить ресурсные возможности в Набережных Челнах, в Казани, пусть готовят тех специалистов, которые нужны.

– Принято Рустам Нургалиевич, в этом году ситуацию исправим, – пообещал Хадиуллин.

Министр также отметил, что его беспокоит рост преступлений среди несовершеннолетних в сфере оборота наркотиков: школьников вовлекают в это все чаще. Только за первое полугодие этого года расследовано 101 уголовное дело и 42 правонарушения. Чаще дети стали и травиться алкоголем: за полгода было 38 таких случаев.

НЕ ХВАТАЕТ МАТЕМАТИКОВ

Ну и, конечно, в канун учебного года глава Минобрнауки РТ поднял больную тему нехватки учителей: школам нужны 2,3 тыс. педагогов. В самом большом дефиците учителя математики (393 вакансии), русского языка (312) и начальных классов (357).  Некоторые школы, видимо, настолько отчаялись найти кадры, что стали развешивать объявления на подъездах домов. Например, по такому пути пошел казанский лицей №186. Здесь требуются учителя информатики, математики, русского и английского языков, ОБЖ, начальных классов и истории.

Ильсур Хадиуллин сообщил, что пустующие вакансии часто закрывают совместители: треть учителей работают на полторы ставки.

– Это отражается на качестве их работы и подготовки учащихся, – отметил министр. –  В решении кадровой проблемы мы не до конца используем даже те инструменты, которые есть. Ряд муниципалитетов, имея значительную потребность в учителях, из года в год не дают ни одной заявки на целевое обучение педагогов. По-прежнему актуален вопрос снижения документарной нагрузки на учителей.  Просим вас, Рустам Нургалиевич, дать поручение главам районов, руководителям министерств и ведомств исключить возложение на учителей лишней бумажной работы, не относящейся к образовательной деятельности.

Эти слова министра зал поддержал громкими аплодисментами.

НАДЕЖДА НА «ПРОРЫВ»

Ильсур Хадиуллин также отметил, то особый упор в школах надо сделать на физико-математическое образование, которое пока хромает.

Ситуацию надеются исправить уже в этому году: министерство вместе с университетом «Иннополис», КФУ и Академией наук РТ запускает проект «Физико-математический прорыв». Подробнее о нем рассказал ректор университета «Иннополис» Александр Гасников.

По его словам, проект состоит их несколько звеньев: математические кружки в 5-7 классах, физико-математические 7-9 классы, лекции, фестивали, гранты талантливым школьникам, молодым педагогам информатики, физики и математики.

– Именно в 5-7 классе ребенок понимает, нравится ему естественно-научный трек либо это не его, поэтому в этом возрасте главное увлечь, – раскрыл замысел ректор «Иннополиса». – Есть мониторинг выпускников из районов, которые демонстрировали хорошие результаты на олимпиадах. Не все же уехали, кто-то вернулся, кто-то остался. Мы будем стимулировать их проводить кружки в родных районах, чтобы у всех детей был доступ к таким мероприятиям. А такие вещи, как гранты для учителей,  дают возможность привлечь педагогов. Мы же понимаем с вами все, что выпускник профильного вуза, выбирая между профессией программиста, где чуть ли не сразу 100 тысяч рублей будут платить, и учителя за 20 тысяч рублей, предпочтет пойти программистом. Гранты (их будет 150) дадут возможность попробовать себя в учительстве и увлечься этим. Также планируются 80 лекций ученых-популяризаторов в районах, шесть фестивалей математики и физики в течение учебного года.

– Минфин у нас здесь, на этот и последующие годы на этот проект обязательно нужно предусмотреть средства, – поручил Рустам Минниханов. – Кто такой учитель? Это очень уважаемый человек. Сегодня его роль, статус, принижены, это неправильно. Мы должны сделать все, чтобы к этой профессии было уважение. Новая школа ничего из себя не представляет, если учителя в ней не будет, это просто красивый объект.

+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
Еще