Стратегия и тактика транспортной отрасли

Если 2013 год прошел в Татарстане под знаком Универсиады, то прошлый год обозначился в истории республики и, без преувеличения, всей России проведением Чемпионата мира по водным видам спорта

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

И практически все итоговые коллегии министерств и ведомств республики начинаются с отчета о своем участии в организации водного мундиаля. Что вполне объяснимо, ведь так приятно подчеркнуть свой вклад в прекрасно организованное дело.

 

Не стало исключением и расширенное заседание коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, участие в котором приняли помощник Президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов, председатель Комитета Государственной Думы по транспорту Евгений Москвичев и Премьер-министр РТ Ильдар Халиков.

 

«МЕЛКОВАТА» ЛИ ПРОБЛЕМА?

Именно с успешной организации транспортной стороны чемпионата мира начался мини-фильм, подготовленный специально для коллегии. Как явствует из данных Минтранса, для обслуживания чемпионата были разработаны 136 официальных маршрутов, задействованы 132 автобуса, 45 микроавтобусов и 183 легковых автомобиля. За весь период соревнований выполнено 21866 рейсов, а суммарный пробег составил более 850 тысяч километров. К чемпионату в Казани отремонтировали 24 улицы вдоль маршрутов общей площадью 390 тысяч квадратных метров, обустроены тротуары 36 улиц на туристических маршрутах города, восстановлены изношенные слои покрытия на 67 улицах общей площадью 774 тысячи квадратных метров.

 


Без грамотного содержания в нашем климате самая благоустроенная улица зимой быстро превращается в заснеженную пустыню, передвигаться по которой можно разве что на лыжах и снегоходах


 

Всего же в течение 2015 года в порядок приведены 322 улицы плюс отремонтированы внутридворовые территории.

Традиционно проведен большой объем работы в сельских населенных пунктах. На выделенный из бюджета Татарстана миллиард рублей приведены в нормативное состояние и покрыты щебеночно-песчаной смесью 447 улиц населенных пунктов. В прошлом году подъездами с твердым покрытием обеспечены еще 62 поселения. Миллиард рублей ушел на асфальтирование 368 улиц районных центров и городов республики.

К слову, без грамотного содержания в нашем климате самая благоустроенная улица зимой быстро превращается в заснеженную пустыню, передвигаться по которой можно разве что на лыжах и снегоходах. Эту истину многие татарстанцы сполна испытали на себе в нынешнем январе, когда «сверхнормативные» метели и снегопады устроили проверку дорожникам. А ведь в конце прошлой осени, помнится, Минтранс бодро отчитывался о «полной боевой готовности» республиканского парка снегоуборочной техники. К сожалению, об этих пробелах на коллегии не прозвучало ни слова. То ли мажорный тон разговора сбивать не хотелось, то ли «мелковата» проблема – мол, мы стратегию разрабатываем, а тактика – дело муниципалитетов.

 


В этот же день в «Корстоне» прошло заседание рабочей группы Госсовета РФ по выполнению поручений Президента России по развитию автомобильных дорог. Почему в Татарстане? «Здесь есть чему поучиться другим регионам», – подчеркнул Максим Соколов


 

Слегка удивило журналистскую братию сначала поздравление Игоря Левитина с окончанием строительства Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, а затем заявление Максима Соколова о сдаче объекта в эксплуатацию. Неужели акулы пера просмотрели столь знаменательное событие в жизни всей России, не говоря уж о республике? На самом деле речь шла о завершении лишь первого этапа реализации проекта, так как до ввода в эксплуатацию еще предстоит плотно поработать. Объект этот и вправду значим не только для Татарстана, подчеркнул в свою очередь Максим Соколов. Как предполагается, с вводом в строй этого центра Татарстан становится ядром транспортно-логистических перевозок на пересечении международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток». К 2020 году на центр планируется переориентировать четверть из 45 млн тонн общего годового грузопотока, проходящего через Татарстан.

А вот татарстанский министр транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин с удовольствием рассказал о ситуации в сфере воздушного транспорта. Даже существенно сократившийся пассажиропоток на международных авиалиниях не помешал аэропорту «Казань» увеличить прибыль, более чем в полтора раза превышающую по размерам показатели прошлого года, – с 19,1 млн до 31,6 млн рублей и даже повысить зарплату служащим. За счет чего? Во многом благодаря внедрению инструментов системы «Бережливое производство». По мнению Ленара Сафина, если в 2016 году аэропорт ускорит темпы внедрения принципов «Бережливого производства», то может стать лидером в применении данной концепции в авиационной транспортной отрасли.

 

 

Пассажирские перевозки в республике осуществляет компания «Содружество».

Впервые за четыре года она получила пусть небольшую, но прибыль. Сработали и принципы «Бережливого производства», и расширение сети.

Какие новые рейсы могут ожидать татарстанцы? Из Казани – в Ростов-на-Дону («РусЛайн»), Красноярск и Норильск (S7). «ЮВТ-Аэро» по федеральной субсидируемой программе региональных авиаперевозок с 20 марта начнет летать из Бугульмы в Сочи и Сургут, в планах – рейсы из Казани в Геленджик, Минеральные Воды и Белгород, а также из Нижнекамска в Симферополь и Сочи. К весне нам обещаны Прага и Будапешт. Как отметил Максим Соколов, Казань сегодня, безусловно, один из центров региональной авиации: «Об этом говорит и начало работы в Татарстане новой компании, услугами которой я, кстати, вчера воспользовался и остался доволен».

 

Неплохо сработали и железнодорожники. Пассажирские перевозки в республике осуществляет компания «Содружество». Впервые за четыре года она получила пусть небольшую, но прибыль. Сработали и принципы «Бережливого производства», и расширение сети. Так, в начале прошлого года на обслуживании компании было 80 маршрутов, в этом – уже сто. Причем тариф на пригородные перевозки железнодорожным транспортом в Татарстане самый дешевый в Поволжье.

 

ДО ЧЕГО «РУКИ НЕ ДОШЛИ»

Пожалуй, на перспективах стоит остановиться особо. Тем более что среди них есть планы прошлого года, до которых «руки не дошли». Теперь их деликатно именуют задачами на год наступивший. Помнится, не первый год проект «Организация кольцевого железнодорожного сообщения в г. Казани» называют перспективным и социально значимым. Кольцевое движение будет охватывать большую зону пригорода Казани, железнодорожные вокзалы и крупные транспортно-пересадочные узлы с метрополитеном. Предусматривается и строительство двух новых железнодорожных съездов, строительство вторых, третьих путей и искусственных сооружений. Общая протяженность кольца должна составить 48 километров, оно должно соединить 18 остановочных пунктов и наконец-то загрузить интермодальную ветку от аэропорта к железнодорожному вокзалу. Совокупный социально-экономический эффект от введения новшества просто потрясает: более 120 млрд рублей! Правда, Ленар Сафин так и не сообщил, за счет чего можно рассчитывать на такую прибыль.

Не менее важной задачей считает татарстанский министр и увеличение объемов железнодорожного грузопотока с целью разгрузки автодорог от крупнотоннажных грузовиков. Тут придется пересматривать тарифы, ведь не от хорошей жизни производственники отказываются от услуг железной дороги в пользу автомобилей. Уже сегодня снижением тарифов всерьез озаботилась компания «РЖД», предоставляя грузоотправителям скидку до 25 процентов на внутренних направлениях на некоторые виды грузов. Компания готова принять участие и в реализации инвестиционных программ, направленных на увеличение объемных показателей.

 


Из более чем трех тысяч населенных пунктов Татарстана около шестисот не соединены с «большой землей» дорогами с твердым покрытием. В России нормативным требованиям пока отвечает только треть муниципальных дорог


 

Не забыт и автомобильный транспорт. В рамках реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предприятиями Татарстана в прошлом году приобретено 288 единиц экологичного газомоторного транспорта – 129 автобусов и 159 спецмашин. Федеральный бюджет на эти цели выдал более полумиллиарда рублей, еще 103,5 млн софинансировал бюджет Татарстана. В 2016 году планируется поступление еще 580 единиц газомоторной техники.

Экологичным признан электрический транспорт. В прошлом году осуществлены закупки 45 троллейбусов и двадцати четырех трамваев. Татарстан, как с гордостью заявил Ленар Сафин, – единственный регион, которому субсидирование осуществлено единовременно и в полном объеме. Апеллируя к Евгению Москвичеву, татарстанский министр напомнил, что электротранспорт весьма дорог и муниципалитетам его покупать трудно, так что неплохо бы ввести программу, где он субсидировался бы на 70 процентов из федерального бюджета. Евгений Москвичев пообещал поднять этот вопрос на предстоящем форуме «Единой России». Программа «50 на 50» уже существует, возможно, в будущем году будет и «70 на 30», ответил председатель Комитета Госдумы по транспорту. Кстати, предполагается поднять вопрос о строительстве метрополитенов полностью за счет федерального бюджета.

Ну а высокоскоростная магистраль и транспортный коридор Европа – Западный Китай – это вообще проекты, устремленные в будущее и обещающие крайне заманчивые перспективы, но требующие колоссальных финансовых затрат. «Поэтапная реализация татарстанской части коридора Европа – Западный Китай с завершением строительства второй очереди мостового перехода через Каму даст дополнительный импульс к привлечению китайских инвесторов», – отметил Ленар Сафин и обратился к Игорю Левитину и Максиму Соколову с просьбой поддержать обращение в Правительство РФ об обеспечении источников финансирования этого транспортного коридора и включении проекта в ФЦП и в программу деятельности госкомпании «Автодор». Министр транспорта РФ ответил, что у моста через Каму действительно непростая история, но он надеется, что в этом году объект будет завершен. Максим Соколов подчеркнул, что коридор Европа – Западный Китай, часть которого проходит через Татарстан, – важный политический проект, а использование республикой в строительстве трассы инструментов частно-государственного партнерства «закладывает будущее и полностью соответствует развитию географического потенциала Татарстана».

 


В рамках реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предприятиями Татарстана в прошлом году приобретено 288 единиц экологичного газомоторного транспорта – 129 автобусов и 159 спецмашин


 

Как отметил Максим Соколов, ВСМ может переформатировать жизнь татарстанцев. При благоприятном стечении обстоятельств к 2018 году этот проект имеет шанс перейти в строительную стадию.

Что касается дорожного строительства, то и оно, разумеется, будет продолжено. Предполагается обеспечить подъездами с твердым покрытием еще 44 села республики, привести в нормативное состояние 474 улицы и отремонтировать существующее асфальтобетонное покрытие почти на 600 улицах. Кроме того, в ремонте нуждаются и 144 школьных маршрута.

Пожалуй, одной из самых приятных для татарстанцев задач стал разговор о возрождении движения по водным артериям Татарстана. Впрочем, сей вопрос регулярно звучит на итоговых коллегиях Мин-транса, и каждый год его решение откладывается на необозримое будущее. Однако российский министр транспорта считает, что «мы должны в полном объеме использовать потенциал наших внутренних водных артерий, и в этом году одно из заседаний Госсовета РФ будет посвящено именно этому вопросу».

«Задачи, поставленные перед отраслью в 2015 году, реализованы в полном объеме, – сказал в завершение коллегии Ильдар Халиков. – Год был непростым и для экономики Татарстана, и для всей России. Несмотря на это, макроэкономических показателей Татарстан в основном достиг, прирост валового регионального продукта и объема промышленного производства имеет пусть небольшую, но положительную динамику. 2016 год обещает быть непростым, но бояться действовать в таких условиях могут только те, кто не работал в 1997–1998 годах. Тогда было куда труднее, но мы справились. Уверен, что справимся с задачами перед транспортным комплексом республики и в наступившем году».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще