Старые статьи

  • Глава XI

    ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

    Статья 122. Граждане РСФСР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

    Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

    Статья 123. Граждане РСФСР имеют право на отдых.

    Право на отдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

    Статья 124. Граждане РСФСР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

    Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

    Статья 125. Граждане РСФСР имеют право на образование.

    Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованней, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высших школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

    Статья 126. Женщине в РСФСР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

    Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских ясель и садов.

    Статья 127. Равноправие граждан РСФСР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.

    Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых иди косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения — караются законом.

    Статья 128. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в РСФСР отделена от государства и школа церкви. Сво-

    Окончание см. на 3-й стр.

  • Глава X

    СУД И ПРОКУРАТУРА

    Статья 107. Правосудие в РСФСР осуществляется Верховным Судом РСФСР, Верховными Судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей, судами национальных округов, судами административных округов, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

    Статья 108. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

    Статья 109. Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом РСФСР. На Верховный Суд РСФСР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов РСФСР, автономных республик и областей.

    Статья 110. Верховный Суд РСФСР избирается Верховным Советом. РСФСР сроком, на пять лет Статья 111. Верховные Суды автономных республик избираются Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет.

    Статья 112. Краевые и областные суды, суды автономных областей, суды национальных и административных округов избираются краевыми, областными Советами депутатов трудящихся или Советами депутатов трудящихся автономных областей, или Советами депутатов трудящихся национальных и административных округов сроком на пять лет.

    Статья 113. Народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года.

    Статья 114. Судопроизводство в РСФСР ведется на русском языке или на языке Автономной республики или Автономной области или национального округа с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде, на родном языке.

    Статья 115. Разбирательство дел во всех судах РСФСР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту.

    Статья 116. Судьи независимы и подчиняются только закону.

    Статья 117. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории РСФСР осуществляется как Прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора РСФСР.

    Статья 118. Прокурор РСФСР назначается Прокурором СССР сроком на пять лет.

    Статья 119. Краевые и областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Прокурором СССР сроком на пять лет.

    Статья 120. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет.

    Статья 121. Органы прокуратуры осуществляют свои функции, независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

  • Глава VII

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТЕЙ

    Статья 73. Органом государственной власти Автономной области является Совет депутатов трудящихся Автономной области.

    Статья 74. Совет депутатов трудящихся Автономной области избирается гражданами Автономней области сроком на два года по нормам представительства, определяемым Конституцией РСФСР.

    Статья 75. Исполнительным и распорядительным органом Совета депутатов трудящихся Автономной области является избираемый им исполнительный комитет.

    Статья 76. Совет депутатов трудящихся каждой Автономной области представляет на утверждение Верховного Совета РСФСР «Положение об Автономной области», учитывающее национальные особенности Автономной области.

  • Глава V

    ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АВТОНОМНЫХ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    Статья 56. Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР.

    Статья 57. Верховный Совет Автономной республики избирается гражданами республики сроком на 4 года по нормам представительства, устанавливаемым Конституцией Автономной республики.

    Статья 58. Верховный Совет Автономной республики является единственным законодательным органом АССР.

    Статья 59. Верховный Совет Автономной республики:

    а) принимает Конституцию Автономной республики и вносит ее на утверждение Верховного Совета РСФСР;

    б) устанавливает районное деление Автономной республики и границы районов и городов и вносит на утверждение Верховного Совета РСФСР;

    в) утверждает народнохозяйственный план и бюджет Автономной республики;

    г) присваивает почетные звания Автономной республики.

    Статья 60. Верховный Совет Автономной республики избирает Президиум Верховного Совета АССР, его заместителей, секретаря Президиума и членов Президиума Верховного Совета АССР.

    Статья 61. Президиум Верховного Совета Автономной республики подотчетен Верховному Совету АССР.

    Статья 62. Полномочия Президиума Верховного Совета Автономной республики определяются Конституцией АССР.

    Статья 63. Для ведения заседаний Верховный Совет Автономной республики избирает председателя Верховного Совета АССР и его заместителей.

    Статья 64. Верховный Совет Автономной республики образует Правительство Автономной республики — Совет Народных Комиссаров АССР.

  • Глава IV

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    Статья 41. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР является Совет Народных Комиссаров РСФСР.

    Статья 42. Совет Народных Комиссаров РСФСР ответственен перед Верховным Советом РСФСР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета РСФСР — перед Президиумом Верховного Совета РСФСР, которому подотчете».

    Статья 43. Совет Народных Комиссаров РСФСР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и проверяет их исполнение.

    Статья 44. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров РСФСР обязательны к исполнению на всей территории РСФСР.

    Статья 45. Совет Народных Комиссаров РСФСР:

    а) объединяет и направляет работу Народных Комиссариатов РСФСР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений; объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов;

    б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана;

    в) принимает меры по осуществлению государственного и местного бюджетов РСФСР;

    г) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;

    д) направляет и проверяет работу Советов Народных Комиссаров автономных республик, руководит и проверяет работу исполнительных комитетов краевых и облаетных Советов депутатов трудящихся;

    с) образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров РСФСР по делам хозяйственного и культурного строительства.

    Статья 46. Совет Народных Комиссаров РСФСР имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых и областных Советов депутатов трудящихся и исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся автономных областей, а также приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров автономных республик, решения и распоряжения краевых и областных Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся автономных областей. Совет Народных Комиссаров РСФСР имеет право отменить приказы и инструкции Народных Комиссаров РСФСР.

    Статья 47. Совет Нарбдных Комиссаров РСФСР образуется Верховным Советом РСФСР в составе:

    Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР;

    Заместителей Председателя Совета Народных- Комиссаров РСФСР;

    Председателя Государственной

    Плановой Комиссии РСФСР;

    Народных Комиссаров РСФСР:

    Пищевой промышленности;

    Легкой промышленности;

    Лесной промышленности;

    Земледелия;

    Зерновых и жквотиоводческих

    совхозов;

    Финансов;

    Внутренней торговли;

    Внутренних дел;

    Юстиции;

    Здравоохранения;,

    Просвещения;

    Местной промышленности;

    Коммунального хозяйства.

    Социального обеспечения;

    Уполномоченного Комитета заготовок СССР;

    Начальника Управления по делам искусств;

    Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов.

    Статья 48. Правительство РСФСР или Народный Комиссар РСФСР, к которому обращен запрос депутата Верховного Совета РСФСР, обязаны не более, чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в Верховном Совете РСФСР.

    Статья 49. Народные Комиссары РСФСР руководят, отраслями государственного управления, входящими в компетенцию РСФСР.

    Статья 50. Народные Комиссары РСФСР издают в пределах компетенции соответствующих Неродных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и Совета Народных Комиссаров РСФСР, приказов н инструкций союзно-республиканских Народных Комиссариатов СССР и проверяют их исполнение.

    Статья 51. Народные Комиссариаты РСФСР являются или союзно-республиканскими или республиканскими.

    Статья 52. Союзно – республиканские Народные Комиссариаты РСФСР руководят порученными им отраслями государственого упрявления РСФСР, за исключением лишь ограниченного писал предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета Продолжение см. на 2-й стр.Глава IV

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    Статья 41. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР является Совет Народных Комиссаров РСФСР.

    Статья 42. Совет Народных Комиссаров РСФСР ответственен перед Верховным Советом РСФСР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета РСФСР — перед Президиумом Верховного Совета РСФСР, которому подотчете».

    Статья 43. Совет Народных Комиссаров РСФСР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и проверяет их исполнение.

    Статья 44. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров РСФСР обязательны к исполнению на всей территории РСФСР.

    Статья 45. Совет Народных Комиссаров РСФСР:

    а) объединяет и направляет работу Народных Комиссариатов РСФСР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений; объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов;

    б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана;

    в) принимает меры по осуществлению государственного и местного бюджетов РСФСР;

    г) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;

    д) направляет и проверяет работу Советов Народных Комиссаров автономных республик, руководит и проверяет работу исполнительных комитетов краевых и областных Советов депутатов трудящихся;

    с) образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров РСФСР по делам хозяйственного и культурного строительства.

    Статья 46. Совет Народных Комиссаров РСФСР имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов, краевых и областных Советов депутатов трудящихся и исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся автономных областей, а также приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров автономных республик, решения и распоряжения краевых и областных Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся автономных областей. Совет Народных Комиссаров РСФСР имеет право отменить приказы и инструкции Народных Комиссаров РСФСР.

    Статья 47. Совет Народных Комиссаров РСФСР образуется Верховным Советом РСФСР в составе:

    Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР;

    Заместителей Председателя Совета Народных- Комиссаров РСФСР;

    Председателя Государственной

    Плановой Комиссии РСФСР;

    Народных Комиссаров РСФСР:

    Пищевой промышленности;

    Легкой промышленности;

    Лесной промышленности;

    Земледелия;

    Зерновых и животноводческих

    совхозов;

    Финансов;

    Внутренней торговли;

    Внутренних дел;

    Юстиции;

    Здравоохранения;,

    Просвещения;

    Местной промышленности;

    Коммунального хозяйства.

    Социального обеспечения;

    Уполномоченного Комитета заготовок СССР;

    Начальника Управления по делам искусств;

    Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов.

    Статья 48. Правительство РСФСР или Народный Комиссар РСФСР, к которому обращен запрос депутата Верховного Совета РСФСР, обязаны не более, чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в Верховном Совете РСФСР.

    Статья 49. Народные Комиссары РСФСР руководят, отраслями государственного управления, входящими в компетенцию РСФСР.

    Статья 50. Народные Комиссары РСФСР издают в пределах компетенции соответствующих Неродных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и Совета Народных Комиссаров РСФСР, приказов н инструкций союзно-республиканских Народных Комиссариатов СССР и проверяют их исполнение.

    Статья 51. Народные Комиссариаты РСФСР являются или союзно-республиканскими или республиканскими.

    Статья 52. Союзно – республиканские Народные Комиссариаты РСФСР руководят порученными им отраслями государственного управления РСФСР, за исключением лишь ограниченного писал предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета Продолжение см. на 2-й стр.

  • Глава II

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

    Статья 13. В целях осуществления взаимопомощи по линии экономической и политической, равно как и по линии обороны, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика добровольно объединилась с равноправными Советскими Социалистическими Республиками: Украинской ССР, Белорусской ССР, Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, Армянской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР в союзное государство— Союз Советских Социалистических Республик.

    Исходя из этого, РСФСР обеспечивает за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления права, определенные статьей 14 Конституции ССОР.

    вне пределов статьи 14 Конституции СССР, РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.

    Статья 14. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состоит из краев Азово-Черноморского, Дальне-Восточного, Западно-Cибирского, Красноярского, Северо-Кавказского; областей Воронежской, Восточно-Сибирской, Горьковской, Западной, Ивановской, Калининской, Кировской, Куйбышевской, Курской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской. Северной, Сталинградской, Челябинской, Ярославской; автономных советских социалистических республик: Татарской, Башкирской, Бурят-Монгольской, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Калмыцкой, Карельской, Коми, Крымской, Марийской, Мордовской, Немцев Поволжья, Северо-Осетинской, Удмуртской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской и автономных областей Адыгейской, Еврейской, Карачаевской, Ойротской, Хакасской, Черкесской.

    Статья 15. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика сохраняет за собой право выхода из Союза Советских Социалистических Республик.

    Статья 16. Территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР.

    Статья 17. Законы СССР обязательны на территории РСФСР.

    Статья 18. Каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР.

    Граждане всех других союзных республик пользуются на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР.

    Статья 19. Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в лице ее высших органов власти и органов государственного управления подлежат;

    а) установление Конституции РСФСР и контроль за ее исполнением;

    б) утверждение Конституций автономных советских социалистических республик;

    в) представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР;

    г) утверждение границ и районного деления автономных советских социалистических республик и автономных областей;

    д) установление границ и районного деления краев и областей;

    е) законодательство РСФСР;

    ж) охрана государственного порядка и прав граждан;

    з) утверждение народнохозяйственного плана РСФСР;

    и) утверждение государственного бюджета РСФСР;

    к) установление, в соответствии с законодательством СССР, государственных и местных налогов сборов и неналоговых доходов;

    л) руководство осуществлением бюджетов автономных республик и местных бюджетов краев и областей;

    м) руководство страховым и сберегательным делом;

    я) управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью;

    o) контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий союзного подчинения;

    п) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами;

    p) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест;

    с) дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью;

    т) законодательство о труде;

    у) руководство делом здравоохранения;

    ф) руководство делом социального обеспечения;

    х) руководство делом начального, среднего и высшего образования ;

    ц) руководство культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями РСФСР и управление культурно – просветительными и научными организациями и учреждениями общереспубликанского значения;

    ч) руководство и организация дела физической культуры и спорта;

    ш) организация судебных органов РСФСР;

    щ) предоставление прав гражданства РСФСР;

    э) амнистия и помилование граждан, осужденных судебными органами РСФСР.

    Статья 20. Каждая Автономная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности Автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР.

    Статья 21. Законы РСФСР обязательны на территории Автономной республики. В случае расхождения закона Автономной республики с законом РСФСР, действует закон РСФСР.

  • ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ С0ВЕТСК0Й ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    Статья 22. Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР.

    Статья 23. Верховный Совет РСФСР, осуществляет все права, присвоенные РСФСР, согласно статей 13 и 19 Конституции РСФСР, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету РСФСР органов РСФСР: Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Народных Комиссаров РСФСР и Народных Комиссариатов РСФСР.

    Статья 24. Верховный Совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР.

    Статья 25. Верховный Совет РСФСР избирается гражданами РСФСР по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 150 тысяч населения

    Сгатья 26. Закон считается утвержденным, если он принят Верховным Советом РСФСР простым большинством голосов.

    Статья 27. Законы, принятые Верховным Советом РСФСР, публикуются за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР.

    Статья 28. Верховный Совет РСФСР избирает председателя Верховного Совета РСФСР и двух его заместителей.

    Статья 29. Председатель Верховного Совета РСФСР руководит заседаниями Верховного Совета РСФСР и ведает его внутренним распорядком.

    Статья 30. Сессии Верховного Совета РСФСР созываются Президиумом Верховного Совета РСФСР два раза и год.

    Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета РСФСР по его усмогрению или по требованию одной трети депутатов Верховного Совета.

    Статья 31. Верховный Совет РСФСР избирает Президиум Верховного Совета РСФСР в составе: председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, 17 его заместителей по числу автономных республик, секретаря Президиума и 20 членов Президиума.

    Статья 32. Президиум Верховного Совета РСФСР подотчетен Верховному Совету РСФСР во всей своей деятельности.

    Статья 33. Президаум Верховного Совета РСФСР:

    а) созывает сессии Верховного Совета РСФСР;

    б) дает толкование законов РСФСР, издает указы;

    в) производит всенародный опрос (референдум);

    г) отменяет постановления к распоряжения Совета Народных Комиссаров РСФСР, Советов Народных Комиссаров автономных республик, а также решения и распоряжения краевых (областных) Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся автономных областей в случае их несоответствия закону;

    д) в период между сессиями Верховного Совета РСФСР освобождает от должности и назначает отдельных Народных Комиссаров РСФСР по представлению председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета РСФСР;

    е) присваивает почетные звания РСФСР;

    ж) осуществляет право помилования граждан, осужденных судебными органами РСФСР.

    Статья 34. Верховный Совет РСФСР избирает Мандатную Комиссию, которая проверяет полномочия депутатов Верховного Совета РСФСР.

    По представлению Мандатной Комиссии Верховный Совет РСФСР решает либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.

    Статья 35. Верховный Совет РСФСР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.

    Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

    Статья 36. Депутат Верховного Совета РСФСР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета РСФСР, а в период между сессиями Верховного Совета РСФСР—без согласия Президиума Верховного Совета РСФСР.

    Статья 37. По истечении полномочий Верховного Совета РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со для истечения полномочий Верховного Совета РСФСР.

    Статья 38. По истечении полномочий Верховного Совета РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом РСФСР нового Президиума Верховного Совета РСФСР.

    Статья 39. Вновь избранный Верховный Совет РСФСР созывается Президиумом Верховного Совета РСФСР прежнего созыва не позже, как через месяц после выборов.

    Статья 40. верховный Совет РСФСР образует Правительство РСФСР—Совет Народных Комиссаров РСФСР.

  • В СНК СОЮЗА ССР И ЦК ВКП(б)

    ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЕВОВ ПРОСА ЧИСТОСОРТНЫМИ СЕМЁНАМИ И ОБ УЛУЧШЕНИИ СЕМЕНОВОДСТВА ПО ПРОСУ

    Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) установили, что право — одна из важнейших продовольственных культур, в результате пренебрежительного к нему отношении со стороны земельных органов, оказалась на положении бросовой культуры. По этой культуре на в Наркомземе, ни в Сельхозакадемии не работает специально ни один человек. Площади сортовых посевов проса растут в ничтожной мере, массовые посевы производятся разновременно созревающей неурожайной беспородной смесью, семеноводство запущено и запутано. В то же время в результате инициативы отдельных шлюзов, совхозов, агрономов и опытных станций достигнуты значительные успей по выведению новых сортов и размножению хороших семян проса. Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) установили, что в стране имеются вполне достаточные ресурсы хороших семян проса, чтобы уже в 1937 году расширить сортовые посевы проса в четыре раза по сравнению с 1936 годом, а в 1938 перейти целиком к посевам проса только сортовым отборными семенами.

    В соответствии с этим Совет Народных Комиссаров Союза ССР в Центральный Комитет ВКП(б) постановили:

    I О ПЛАНЕ СОРТОВЫХ ПОСЕВОВ ПРОСА НА 1937 ГОД

    1. Утвердить на 1937 г. план сортовых посевов проса на площади 1 миллион гектар вместо 240 тысяч гектар в 1936 г.

    2. Обязать Комзаг СНК Союза ССР и Наркомзем Союза ССР для обеспечения семенами плава сортовых посевов проса:

    а) дополнительно заготовить в колхозах в порядке обмена на пшено не менее 110 тысяч центров сортового проса в том числе по сортам (в тысячах центнеров):

    1. «Саратовское Арнольдсвское» 48,3

    2. Подоляское 23,0

    3. «Красное Тойленское» 26,8

    4. Харьковское № 436 2,0

    5. Безенчукское 0,8

    6. Оренбургское Краснов 1,1

    7. Кр. Кутское 0,6

    8. Саратовское № 742 0,6

    9. Местные сортовые 6,8

    б) забронировать для посевных целей ранее заготовленное Госсортфондом и Заготзерно чистосортное просо в количестве не менее 60 тысяч центнеров.

    3. Установить, что колхозы, представляющие государству сортовое просо вышеуказанных сортов, получают 32 фунта пшена за пуд сортового проса.

    4. Отпуск сортового проса колхозам для посева производить в порядке возврате осенью 1937 года натурой сортовых просох того же сорта с надбавкой 10 проц.

    II. ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОСЕВОВ Проса

    1938 ГОДА СОРТОВЫМИ СЕМЕНАМИ

    Запретить начиная с 1938 года посев проса не сортовых семенам, для чего обязать Наркомзем Союза ССР:

    а) организовать посев в 1937 году для семенных целей на семенных участках или в специально выделенных колхозах (1—2 на район) не менее 138 тысяч гетр лучшего сортового проса вышеуказанных сортов:

    б) для быстрейшего размножения семян лучших сортов проса в засушливых степных районах организовать посев на поливных землях — не менее 5 тысяч гектар.

    III. ОСЕМЕНОВОДСТВЕ И АГРОТЕХНИКЕ

    ПО ПРОСУ

    1. Восстановить работу по селекции в семеноводству -проса на Безенчукской (для Куйбышевской области). Казанской (для ТАССР). Шатиловской (для Курской облает) и Весело-Подолянской (Главсахара — для Украины) опытных станциях и организовать вновь работу с просом на Московской, Оренбургской, Азово-Черноморской, Камышинской (для Сталинградской области) и Северо-Кавказской опытных станциях. По Казанской ССР руководство работой по семеноводству проса возложить на опытную станцию Карлага НКВД.

    2. Предложить Наркомзему Союза ССР в месячный срок установить обязательные агротехнические правила в отношении сева и ухода за посевами проса в зависимости от особенностей отдельных сельскохозяйственных районов.

    3. Обязать Наркомзем Союза ССР, Наркомземы союзных в автономных республик и край (обл.) земуправалений республик и областей (краев) с посевом проса более 50 тысяч гектар выделять в своем аппарате для работы по прост опытных работников.

    4. Для осуществления настоящего постановления обязать Совнаркомы республик, областные (краевые) исполкомы, обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартии обеспечить проведение следующих мерояриятий: *)

    По Татарской АССР

    1. Утвердить на 1937 год план сортовых посевов проса на площади 30 тысяч гектар, для чего:

    а) дополнительно заготовить в колхозах в порядке обмена и менее 2.500 центнеров семян проса сорта «Саратовское Арнольдовское»;

    б) забронировать для посевных целей ранее заготовленное Госсортфондом и Заготзерно чистосортное просо в количестве не менее 1.400 центнеров.

    2. Засеять в 1937 году всю площадь под просом сортовыми семенами в следующих районах: Аксубаевском, Алексеевском, Билярском, Бугульминском, Заинском, Ново-Шешминском, Пестречинском, Октябрьском Чистопольском и Рыбно-Слободском.

    3. Обеспечить в 1938 году в целом по республике полный посев сортовыми семенами проса, для чего засеять в 1937 году лучшим сортовым зерном во всех районах республики на семенных участях колхоза: не менее 3.200 гектар.

    •) Мероприятия перечисляются лишь по Татарин.

  • ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ XVII ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ

    ДНЕВНИК СЪЕЗДА.

    Вечернее заседание 16 января

    Вечернее заседание Съезда открывается под председательством тов. Байчурина.

    На трибуне — председатель Старицкого райисполкома Калининской области тов. Р. Г. Фомин,

    — Сталинская Конституция ,— сказал тов. Фомин ,— уже становится «хлыстом» в руках избирателей. Активность избирателей проявляется не только в обсуждении Конституции, но и в большей требовательности к своим избранникам — депутатам Советов, а также к сельсоветам и райисполкомам.

    С большим подъемом встречает зал делегацию братской союзной Киргизской республики, пришедшую приветствовать съезд.

    По поручению трудящихся Киргизии тов. Х. Джиенбаев приветствует делегатов Съезда. Он передаёт слова глубокой любви и пламенного привета творцу новой Конституции СССР, творцу радостной, счастливой жизни народов Союза — товарищу Сталину. В зале раздаются бурные аплодисменты.

    — Сейчас Киргизская республика стала Союзной республикой. Она пришла к мощному хозяйственному подъему, к огромному расцвету своей культуры. Эти победы достигнуты благодаря помощи великого русского народа, благодаря РСФСР, в составе которой она была в течение 12 лет, благодаря руководству и заботам Советского правительства. Коммунистической партии и отца народов товарища Сталина.

    Делегация передает в Президиум Съезда подарок киргизских колхозниц — огромный ковер с вышитыми на нем портретами Ленина и Сталина. Делегаты Съезда встают и шумными рукоплесканиями провожают делегацию киргизского народа»

    Слово предоставляется председателю Совнаркома РСФСР тов, Д. Е. Сулимому. Съезд встречает его стоя, бурной овацией.

    Речь тов. Сулимова насыщена богатым фактическим материалом, конкретными цифрами побед социализма в РСФСР- этой первой среди равных республик Советского Союза. Он приводит примеры культурного роста страны, ее хозяйственного подъема. Бурными аплодисментами встречает Съезд слова товарища Сулимова о том, что наша страна стала страной счастья и творческого труда.

    Товарищ Сулимов дает ясный и четкий анализ многих статей Конституции РСФСР. Заключительная часть его речи была посвящена братскому сотрудничеству РСФСР и других Союзных республик.

    Овацией сопровождаются слова тов. Сулимова о том, что инициатором и творцом объединения Советских республик в могучий Советский Союз является величайшей из людей — товарищ Сталин.

    Бурными аплодисментами Съезд приветствовал заявление товарища Сулимов а о том, что наша страна, имеющая столь обширные границы, готова всюду дать сокрушительный отпор врагу, откуда бы он ни пришел.

    Речь тов. Сулимов# была выслушала Съездом с глубоким вниманием. По окончании его речи Съезд устроил товарищу Сулимову шумную овацию.

    Председатель Рязанского райисполкома Московской области тов. Л. И. Баран, ников первое слово любви и привета обращает к великому вождю, учителю и другу всех трудящихся к мудрому творцу Конституции Союза ССР товарищу Сталину.

    Горячо встречает Съезд делегацию Башкирской АССР, от имени которой с приветствием выступает старший лейтенанту летчик тов. Г. М. Ишмурзин.

    — Мы счастливы , — говорит он, — рапортовать о радостной жизни трудящихся орденоносной Башкирии, завоеванной под руководством партии Ленина — Сталина.

    Заключительные слова приветственной речи тов. Ишмурзина:

    — Спасибо нашему правительству, спасибо родному Сталину за счастливую радостную жизнь! — покрываются бурными, долго несмолкающими рукоплесканиями. Гремит восторженная овация в честь товарища Сталина. Раздаются возгласы «ура». Зал тепло провожает делегацию Башкирской АССР. ‘

    Последними на вечернем заседании Съезда выступил комбайнер-орденоносец тов. Ф. В. Маликов из Каракульского района, Челябинской области.

  • ЧРЕЗВШАЧАЙНЫЙ ХVII ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ

    РЕЧЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦИК ТАТАРСКОЙ АССР ТОВАРИЩА Г. Г. БАЙЧУРИНА

    Товарищи, месяц с небольшим отделяет нас от того дня, когда здесь, в историческом Кремле, лучше люди — избранники народа многонационального Советского Союза на Чрезвычайном VIII Съезде утвердили Сталинскую Конституцию.

    Конституция, разработанная по инициативе и под непосредственным руководством великого вождя народов СССР товарища Сталина (аплодисменты), явилась документом, повествующий историю нового мира, нового социалистического общества, созданного в СССР.

    Нет и не найдется в мире такого уголка, где этот величайший документ не вызвал бы у трудящихся радости и восхищения. Каждый из них видит в Сталинской Конституции воплощение своих чаяний, видит, за что нужно бороться рабочему классу всего мира, чтобы жить такой прекрасной жизнью, какой живем мы. Ведь, как говорил товарищ Сталин, — «то, что осуществлено в СССР, вполне может быть осуществлено в других странах».

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика в братской семье великого Советского Союза занимает одно из передовых мест по своему экономическому и культурному развитою. Российский пролетариат под руководством коммунистической партии большевиков организовал братскую помощь нерусским национальностям, показывая на своем примере, как надо бороться за свое освобождение, за создание социалистического бесклассового общества.

    Нельзя не вспомнить, что первая Конституция РСФСР и декларация прав трудящимся, принятые в 1918 г., явились боевым знаменем, под которым освобожденные национальности вели активную борьбу с интервентами, с национальной буржуазией, за развитее великой дружбы народов СССР. В результате укреплена этой великой дружбы, как говорит товарищ Сталин — «изменился в корне облик народов СССР, исчезло в них чувство взаимного недоверия, развилось в них чувстве взаимной дружбы и наладилось, таким образов, настоящее братское сотрудничество в системе единого союзного государства».

    Когда здесь Михаил Иванович докладывал о проекте Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, перед каждым из нас раскрылась еще и еще раз величественная картина блестящих побед социализма, завоеванных великим Советским Союзом и РСФСР под руководством партии большевиков, под руководством гениального вождя товарища Сталина. (Бурные аплодисменты).

    Чувство беспредельной любви мы несем товарищу Сталину, великому вождю трудящихся и угнетенных народов всего мира. организатору великих побед, тому, кто дал им связную, радостную, зажиточную жизнь, тому, кто дал нам Сталинскую Конституцию, открывающую новую ярчайшую страницу в истории человечества. (Бурные аплодисменты).

    В проекте Конституция РСФСР, как в зеркале, отражены завоевания многонациональной федерации, достигнутые в революционной борьбе трудящихся против капиталистов, помещиков, кулаков, против всех врагов большевистской партия и диктатуры пролетариата.

    В проекте Конституции РСФСР блестяще отражены грандиозные утехи осуществления гениального сталинского плана построения социализма в нашей стране. Во всем величии выступают победы сталинских пятилеток, индустриализации страны, разгрома кулачества и победы колхозного строя; проект блестящие отражает расцвет экономики, культуры и укрепление дружбы и братского сотрудничества народов Советского Союза и РСФСР.

    Одним из ярчайших доказательств непобедимой силы ленинско-сталинской национальной политики является хозяйственно-культурный расцвет Автономной Татарской Советской Социалистической Республики, служившей в недалеком прошлом объектом колонизаторской политики русского царизма.

    Идя но великому сталинскому пути, трудящиеся нашей республики, преодолевая бешеное сопротивление классовых врагом, буржуазно-социалистических контрреволюционных элементов, достигли величайших побед на пути своего экономического и культурного развитии.

    Об этих победах, как вам известно, правительство Татарской республики докладывало два года тому назад с этой же трибуны XVI Всероссийскому Съезду Советов.

    Я с удовлетворением могу доложить Чрезвычайному Съезду, что под руководством татарской партийной организация директивы XVI съезда трудящимися Татарии выполняются удовлетворительно. Если местная промышленность Татарии промфинплан 1934 года выполнила только на 90,6 проц., то в 1935 году она выполнила свой промфинплан на 103 проц., а в 1936 году — на 104,6 проц,

    При этом валовая продукция местной промышленности и 1936 г. выросла до 185 млн. р. против 128 млн. р. в 1934 г.

    Система промысловой кооперации в 1936 г. выполнила свой план на 128,6 проц.

    План товарооборота в 1936 г. составляющий по республике 1 млрд, руб., выполнен на 104 проц.

    Кроме этого, партийная организация и правительство Татарской республики оказывали повседневную помощь предприятиям союзной промышленности, расположенным на территории Татарской республики, в выполнении ими правительственных задании.

    План предприятий союзной промышленности выполнен в 1936 г. на 100,3 проц.

    Казанская жел. дор. при помощи татарской партийной организации и правительства Татарии, под руководством лучшего соратника великого Сталина — Лазаря Моисеевича Кагановича (аплодисменты), выполнила годовой план погрузки на 109,5 проц.

    Неуклонный рост промышленности Татарин сопровождается значительным увеличением количества квалифицированных рабочих и инженерно-технических сил, особенно на коренной татарской национальности. Это обусловило непрерывный подъем культурно-технического уровня рабочих масс, нашедший свое яркое выражение в развернувшемся стахановском движении. За этот год число стахановцев по местной промышленности выросло до 6 тыс. человек вместо 2.600 в прошлом иду, по местной промышленности — до 5.482 вместе 1.165 чел. Число стахановцев на Казанской ж. д. составляет 8.439 чел. и ударников 6.200 чел.

    На основе бурного роста индустриализации страны наше сельское хозяйство, как и во всем Советском Союзе, коренным образом перестроилось. Удельный все колхозов и совхозов в посевных составляет более 98 проц.

    Колхозы и совхозы ежегодно получают огромное количество сложных сельскохозяйственных машин- тракторов комбайнов и др. Это обязывало нам подготовить новые кадры, овладевшие этой сложной техникой. Я могу доложить Съезд, что трактористы наших МТС в течение последних двух лет держат знамя первенства в Советском Союзе по выработке на один трактор.

    Если в 1933 г. выработка на одни трактор составляла 400 га, то в 1936 г. она составляет 752. Выработка на комбайн — соответственно — 84 и 340 га.

    В 1936 г. 140 тракторным бригад и 8 МТС дали больше 1.000 га на один трактор.

    Неизмеримо усилилась борьба колхозов за внедрение новейшей агротехники, как решающего фактора в выполнении задачи, поставленной товарищем Сталиным. — получить в ближайшие 3—4 года 7—8 млрд, пудов зерна.

    Если чистые, майские пары составляли в 1933 г. 594 тыс. га, то в 1936 г. они достигли — 867 тыс. га.

    Посев сортовыми семенами в 1933 году занимал 475 тыс. га, в 1936 г. — 2.099 тыс. га.

    Соответственно рядовой сев — 700 тыс. и 2.353 тыс. га. Боронование озимых, проводившееся впервые, в 1936 году, составило 664 тыс. га.

    Крупные успехи достигнуты также в развитии социалистического животноводства. По данным июльской переписи рост поголовья составляет за один лишь 1936 год: по лошадям — 10 проц., по крупному рогатому — 38 проц., по свиньям — 57 пред., по овцам — 66 проц.

    Таких успехов мы добились благодаря неуклонному проведению в жизнь сталинской политики индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, благодаря тому, что наши колхозы работали по новому уставу сельскохозяйственной артели, творцом которого является великий Сталин. (Аплодисменты).

    Исключительно огромны наши успехи в области культурного строительства. Если до революции в бывшей Казанской губернии грамотность составляла 22 проц., а среди татарского населения — 17 проц. и среди женщин — 5—6 проц., то сейчас мы имеем все возможности для того, чтобы в 1937 г. окончательно ликвидировать неграмотность и малограмотность среди взрослого населения.

    В республике осуществлено всеобщее обязательное начальное и семилетнее обучение. С каждым годом увеличивается число средних и неполных средних школ. В 1935 г. их было 5б6, а в 1936 г.- 704. В одних лишь техникумах обучается белее 5 тыс. студентов. Только в 1936 г. мы приняли в наши 12 вузов 1.993 новых студентов, из коих 351 чел. татар.

    Все это является неоспоримым подтверждением правильности 127 статьи Конституции РСФСР, говорящей о праве трудящихся на образование.

    Из года в год растет удовлетворение все возрастающих, культурных потребностей населения. В Татарии издается 7 областных и 82 районных газеты и 12 журналов на языках национальностей, населяющих нашу республику. За, последнее 6 лет татарским издательством выпущено 55 млн. экз. книг на татарском языке.

    Число клубов за год увеличилось с 642 до 911 и изб-читален — с 748 до 1.618.

    За эти годы мы воспитали десятки и сотни тысяч людей, овладевших новой социалистической техникой, самоотверженных строителей социализма, беззаветно преданных тому, кто дал им счастливую, свободную жизнь, — великому Сталину. (Аплодисменты).

    Согласно 20 статье Конституция РСФСР каждая автономная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности автономной республики. В этой связи мы хотели бы отразить в нашей Конституции образование новых трех наркоматов и сведение новых 15 сельских районов.

    Мы выдвигаем перед правительством РСФСР вопрос об образовании в нашей республике наркоматов пищевой, легкой промышленности и зерновых -животноводческих совхозов.

    Необходимость создания наркомата пищевой промышленности диктуется тем, что на территории республики расположено более 120 различных пищевых предприятий, имеющих свыше 44,5 млн. руб. основных фондов и данных в этом году валовой продукций на сумму свыше 111 млн. руб.

    Наркомат легкой промышленности будет объединять 18 крупных предприятий с основными фондами в 62 млн. руб. и валовой продукцией на 247 млн. руб.

    Создание наркомата совхозов позволило бы объединить н улучшить руководство работой 29 совхозов, разбросанных в различных районах республика.

    При наличия в настоящее время в Татарии 60 районов число сельсоветов по отдельным районам колеблется от 15 до 40 и колхозов — от 34 до 103; при недостаточности железных дорог, средств сиди в отдаленности районных центров от отдельных колхозов на 45—50 клм. — затрудняет нормальное обслуживание населения. Поэтому мы выдвигаем вопрос о разукрупнении ряда районов республики, доведя общее число районом до 75. Эго мы хотели бы записать в Конституции нашей республики

    Несколько замечаний по проекту Конституции РСФСР. Как вам известно, товарищи, РСФСР является государством с многонациональный составом населения. Следовательно, нужно всходить при рассмотрении проекта основного закона, определяющего общественно-политическое и государственное устройство.

    В представленном проекте, в главах I в II ни одним словом не подчеркивается права отдельных, наседающих РСФСР национальностей за оформление своего государственного бытия и основе советской автономий.

    Мне кажется в основном законе такого многонационального государства, как РФСР, должны быть особо подчеркнуты права национальностей на оформление своего государственного бытия на основе ленинско-сталинской национальной политики.

    Конкретно: я предлагаю в 1-ю главу Конституции включить особую статью, которую изложить примерно в следующей редакции:

    «РСФСР, представляя собой многонациональное государство, исходя из практического осуществления ленинско-сталинской национальной политики, полостью обеспечивает ранее угнетенным национальностям, населяющим РСФСР, оформление своего государственного бытия на основе советской автономии. Товарищи могут сказать, что это практически проводится и сейчас. С этим я согласен, но, по-моему, товарной, дополнение такой статьей Конституции будет иметь исключительное политическое значение.

    Второе замечание. В статье 109 совершенно не упоминается о роли прокуроров автономных республик, краев и областей по надзору за точным выполнением законов на местах. Это, по-моему, очень важно указать. Поэтому считаю необходимым наложить эту статью в следующей редакции:

    «Высший надзор за точным исполнением законов всеми наркоматами и подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными лишке, а также гражданами РСФСР, на территории РСФСР осуществляется как прокурором СССР непосредственно, так и через прокуратуру РСФСР. Высший надзор за точным исполнением законов в краях и автономных республиках осуществляется также соответствующими краевыми прокурорами и прокуратурами автономных республик и областей».

    Всенародное обсуждение проекта Сталинской Конституции СССР и обсуждение за пленумах советов проекта Конституции РСФСР, а также проведенные отчеты советов перед избирателями показали огромный рост понимания государственных задач трудящимися нашей республики, что в частности нашло свое отражение в отзыве 956 депутатов, не оправдавших доверие избирателей.

    Любовь и беззаветная преданность трудящихся к своему социалистическому отечеству, готовность всегда, по первому зову своего правительства, встать на защиту родины получил свое выражение в стремлении трудящихся нашей республики овладеть техникой обороны. Бойцы полков Казанской дивизии, в которых много трудящихся татар, за последний год резко повысили свои военные знания, боевую выучку и политическую подготовку. Дело обороны стало делом всей советской общественности. Одним из примеров, подтверждающих это, является работа нашего аэроклуба. В 1936 г. наш аэроклуб приготовил пилотов без отрыва от производства в два раза больше, чем в 1935 году — 95 парашютистов и 12 инструкторов.

    Трудящиеся Татарин еще теснее сплотят свои ряды вокруг партии Ленина—Сталина. Они и впредь будут в передовых рядах великой сталинской рати в социалистическом труде.

    Трудящиеся Татарин еще теснее голосуют за утверждение некой Конституции РСФСР, готовые в любой момент с оружием в руках защищать великую социалистическую родину. (Аплодисменты).

    Я от имени трудящихся Татарской республики заверяю Чрезвычайный XVII Всероссийский Съезд Советов, что трудящиеся Татарии, вместе со всеми народами великого Советского Союза, будут отстаивать новую Сталинскую Конституция СССР и новую Конституцию РСФСР, как свое кровное дело, всеми средствами организованной мощи нашей великой родины.

    Они твердо убеждены, что под руководством большевистской партии, под водительством великого и родного товарища Сталина наша страна уверенно будет идти к новым победам и коммунизму.

    Да здравствует Сталинская Конституция!

    Да здравствует Конституция РСФСР!

    Да здравствует гениальный организатор, творец новой Конституции, наш отец, ваш учитель, наш родной Сталин! (Аплодисменты)