В пригородах Татарстана интересы застройщиков доминируют над нуждами новосёлов
Большая суперсовременная школа на 1224 места в деревне Куюки Пестречинского района была построена в рекордно короткий срок – всего за полгода. 1 сентября здесь сели за парты более 1400 детей. Половина из них – это школьники начальных классов. Но они уже сейчас учатся в две смены. Из-за чрезвычайно быстрой застройки и роста населения впору ставить вопрос о строительстве здесь ещё одной школы.
ЖИВУТ, НО НЕ ПРОПИСЫВАЮТСЯ
Деревня Куюки была основана в середине XVI века. Название поселения пошло от татарского «коек» – гарь, так как в этой местности были многочисленные торфяники, которые в засушливые годы часто горели.
Всего лишь лет двадцать назад вокруг этого старинного населённого пункта простирались поля с посевами, но в 2006 году они стали использоваться для жилищного строительства. Близость к Казани делает эти территории привлекательными для застройщиков, поэтому буквально за полтора десятка лет здесь, словно грибы после дождя, возникли жилые массивы «Светлый», «Новые Салмачи» и «Яшьлек» с многотысячным населением.
За эти годы население Куюков возросло многократно, однако никто не берётся назвать точное число людей, фактически проживающих в новостройках (по приблизительным данным, это уже почти 20 тысяч человек). Дело в том, что новосёлы не хотели прописываться в Куюках, так как здесь не было социальной инфраструктуры – школ, детсадов, поликлиник, дорог. Проблема, как говорится, закольцевалась: официально здесь нет необходимого количества населения, чтобы выделять требуемые средства на строительство социальных объектов. А пока они не строятся, люди здесь не прописываются…
Только в нынешнем году в деревне (таков пока официальный статус поселения) построили детский сад на 220 мест. Ещё один детсад на 120 мест нынче возведён в селе Богородском – центре поселения, к которому относятся Куюки. Однако это не решает проблемы, ведь, по данным районного отдела образования, ещё на начало текущего года в Куюках насчитывалось 2050 детей дошкольного возраста, и их число неуклонно растёт.
В Богородском есть и небольшой фельдшерско-акушерский пункт, но проехать туда по существующей семикилометровой полевой дороге можно только зимой и летом. Поэтому люди продолжают ездить в Казань. Правда, в этом году здесь началось строительство автотрассы, по которой Куюки через Богородское получат выход на трассу М-7. Сдана она будет в следующем году.
СУПЕРЛИЦЕЙ
Намного активнее жители Куюков стали здесь прописываться после ввода в эксплуатацию школы. Точнее – технологического лицея «Алгоритм», построенного в рамках национального проекта «Образование», который, как известно, инициировал Президент страны Владимир Путин. По сути, это образовательное учреждение городского формата.
– Отсутствие школы долгие годы было самой болезненной темой для жителей Куюков, – говорит Лариса Глибина, директор лицея. – Судите сами: 1 сентября только из числа первоклассников у нас сразу образовалось десять класс-комплектов, а всего начальных классов – 31. По нормативам мы не можем разместить их в блоке старших классов, поэтому вынуждены обучать малышей в две смены. И это при том, что в первый год функционирования лицея у нас нет десятых и одиннадцатых классов, так как ещё не пройдена аккредитация для выпуска учащихся. Кстати, мы оказались единственной школой-новостройкой, которая приняла девятые классы. Если к концу учебного года процедура аккредитации не будет завершена, нашим девятиклассникам – а их на сегодня 52 человека – придётся сдавать ОГЭ в другом учебном заведении.
В настоящее время в лицее 56 класс-комплектов, работают 74 педагога.
НУЖНА ЕЩЁ ОДНА ШКОЛА
Каковы перспективы лицея «Алгоритм» с точки зрения наполняемости учащимися?
– Мы уже начали работу подготовительных курсов, на которые ходят около двухсот малышей, – говорит Лариса Викторовна. – Прогнозируем, что на следующий год у нас будет примерно 400 первоклашек. Прибавится и старшеклассников, тем более что будет открыт приём в выпускные классы. Ещё через год будем вынуждены переходить на трёхсменку, поэтому властям уже сегодня нужно озадачиться вопросом строительства ещё одной школы.
Администрация лицея не отказывает местным жителям в приёме детей, потому что здесь понимают, насколько сложно возить школьников в Казань. Эти трудности обусловлены многокилометровыми автомобильными заторами, образуемыми по утрам на дороге.
Все понимают, что на базе лицея дети смогут получить не только общее образование, но и возможность проявить свои таланты и умения в творчестве, спорте, науке. В этом и заключается основная задача национального проекта «Образование» – предоставить качественные знания и умения каждому ребёнку вне зависимости от места проживания.
Ещё один момент. 14 октября Президент Татарстана Рустам Минниханов подарил лицею «Алгоритм» сразу шесть новеньких школьных автобусов, которые будут возить детей на занятия и обратно из дальних жилых массивов. А это значит, что желающих устроить своих чад в эту школу станет ещё больше.
Администрация лицея не отказывает местным жителям в приёме детей, потому что здесь понимают, насколько сложно возить школьников в Казань. Эти трудности обусловлены многокилометровыми автомобильными заторами, образуемыми по утрам на дороге
В Татарстане есть ещё несколько приграничных с мегаполисом территорий, подобно Куюкам переживающих трудности с созданием социальной инфраструктуры. Проблему комплексного развития таких территорий поднял Президент Рустам Минниханов, обращаясь с ежегодным Посланием к Государственному Совету республики. Он отметил, что в Татарстане на ближайшие десять лет поставлена задача построить более 30 миллионов квадратных метров жилья.
«Вместе с тем зачастую интересы застройщиков не соотносятся со стратегическими планами развития территории. В результате внутри агломераций наблюдаются перегрузка транспортной сети, нехватка инженерной, социальной инфраструктуры, разбалансированность рынка труда. Нужна чёткая координация вопросов жилищного строительства и программ развития территории», – подчеркнул Президент. Это конкретное обращение к местным властям, к тем, от кого зависит решение этих неотложных проблем.
Как говорится, имеющий уши да услышит!