Старое, но молодеющее Мокшино

На широком живописном плато у берегов своенравной реки Большая Сульча раскинулось село Старое Мокшино

Известно точное время появления этого села на гео­графической карте Чистопольского уезда Казанской губернии. Это 1697 год. Стало быть, существует Старое Мокшино, образованное чувашскими крестьянами из разных уездов, уже почти 325 лет.

Автор статьи: Шамиль БАГАУТДИНОВ

 

Старое-Мокшино-1
Участники вокального коллектива “Рябинушка”.

На широком живописном плато у берегов своенравной реки Большая Сульча раскинулось село Старое Мокшино Мюдовского сельского поселения Аксубаевского района. Отделённое от посёлка Мюд лишь безымянной речушкой и образованным ею оврагом, оно практически не уступает административному центру числом жителей и инфраструктурой. А уж с точки зрения богатейшей истории, деловой и творческой активности населения – и подавно.

 

СО ВРЕМЁН МОКШИ ВЫРАСТАЕВА

Известно точное время появления этого села на гео­графической карте Чистопольского уезда Казанской губернии. Это 1697 год. Стало быть, существует Старое Мокшино, образованное чувашскими крестьянами из разных уездов, уже почти 325 лет.

Своим названием оно обязано первому поселенцу – Мокше Вырастаеву. Сначала первопоселенцы поставили срубы на островке реки Большая Сульча и на горе у Шишкиного оврага, о чём свидетельствовали остатки древнего захоронения. Однако это место оказалось неудобным для растущей деревни с точки зрения землепашества, поэтому мокшинские чуваши перебрались в низменность Яган Ути у озера Старица.

Низменная левобережная долина Большой Сульчи в то время была покрыта кустарником, что облегчало работу по расчистке площадей под крестьянские усадьбы. Южнее простирался густой лес, который поселенцы с большим трудом вырубали и расчищали под пашни. Но и новое место оказалось не слишком пригодным для жизни, так как во время обильного половодья его заливало водой. Тогда крестьяне облюбовали для своей деревни поляну, что в двух верстах к северу от со­временной деревни Ахматка, у одноимённой речки.

Но здесь им не понравилось качество колодезной воды, и жители снова пере­ехали на берег Большой Сульчи, между речушкой Шум (Учук) и высоким плато, где расположено современное село Старое Мокшино. Вот какой огромный труд вложили предки старомокшинцев в обустройство родного поселения! Пожалуй, этим и можно объяснить трудолюбие, присущее местному населению, – оно передалось им на генном уровне.

В конце XVIII – первой половине XIX веков Старое Мокшино уже было центром волости. Большинство жителей занималось земледелием и скотоводством и относилось к категории государственных крестьян. Земельный надел сельской общины составлял 2563 десятины.

В селе функционировали земская школа, открытая в 1870-х годах, мельница, одна казённая винная и четыре мелочные лавки. По четвергам люди ходили на шумный базар, куда заезжали купцы из небольшого соседнего городка Заинска, промышлявшие хлебом, сахаром, орудиями земледелия и прочими товарами. Появлялись здесь и торговцы из города химиков Елабуги, продававшие серу и кислоту. Из Бугульмы привозили сюда конские сани, телеги, шорно-седельные изделия. 

Революция 1917 года, обе­щавшая крестьянам достойную жизнь, наоборот, усугубила их положение. Сельчане продолжали от зари до зари гнуть спину на полях, а устроенная новыми властями в неурожайный год продразвёрстка привела к голоду. Люди были вынуждены употреблять в пищу мякину хлебных злаков, жмых, лебеду, щавель, семена различных сорных трав и т. д.

 

Старое-Мокшино-памятник
Памятник погибшим во время голода в 1920-е годы.

Сколько жизней унесло это лихолетье в окончательно обнищавших деревнях Прикамья! Только в селе Старое Мокшино от голода погибли 750 местных жителей. Если по статистике 1920 года здесь проживали 1793 человека, то в 1926-м, даже учитывая высокую рождаемость в крестьянских семьях, – 1345.

Пройдёт много лет, и уроженец этого села бизнесмен и меценат Анатолий Самаренкин воздвигнет на местном погосте памятник в виде огромного креста из чёрного мрамора, на котором будет высечено: «Здесь покоятся жертвы массового голода 1921–1922 годов, унёсшего жизни 750 наших односельчан. Вечная им память…»

Есть в Старом Мокшине и обелиск в память об участниках Великой Отечественной войны, который также построен Анатолием Константиновичем. Открытие мемориала состоялось 9 мая 2010 года, к 65-летию Великой Победы. На торжестве присутствовал последний ветеран войны из этого села – Иван Васильевич Аносов, которого не стало ровно через неделю после данного события. 

Всего из Старого Мокшина ушли на войну более 350 человек. Половина из них не вернулись к родным очагам. Имена фронтовиков увековечены на плитах мемориала.

 

«ЛЮБИМ ПЕТЬ, А КЛУБА НЕТ»

Здание Старомокшинского сельского клуба представляет собой унылую обветшавшую постройку барачного типа, сохранившуюся с советских времён. Раньше «очаг культуры» находился в здании старой церкви, которую потом снесли из-за аварийности. Затем его передис­лоцировали в здание бывшего райповского магазина. Во второй половине строения размещался детский сад, который с вводом нового закрыли. После этого в клубе не стало отопления.

– Уже почти десять лет работаем в таких условиях, – говорят методист сельского клуба Вероника Вырдина и техничка Татьяна Захарова. Они вдвоём и составляют весь штат учреждения, причём у Вероники лишь полставки, хотя работать приходится на равных с завклубом. Кстати, обе мои собеседницы – участницы вокального коллектива «Рябинушка», исполняющего песни на разных языках народов, населяющих Татар­стан. В составе группы также Валентина Матросова, Валентина и Светлана Наумовы, Раиса Проглядо, Олеся Симакаева, Анастасия Еруславкина и Зинаида Борисова. Вероника Вырдина является художественным руководителем коллектива. Ни одно культурное мероприятие поселенческого или районного масштаба не обходится без участия этих самобытных артистов, и почти ежегодно они становятся призёрами и победителями различных конкурсов.

– Зимой включаем примитивный обогреватель – «пушку», но от этого мало проку, так что приходится выходить на сцену в шубах, – продолжают Вероника и Татьяна. – На Новый год ёлку ставим на улице, там и праздник проводим – всё равно в клубе не теплей. в прошлом году своими силами сделали небольшой косметический ремонт – покрасили стены и пол, обновили шторы. Но селу нужен новый клуб.

В позапрошлом году в Мюде было построено новое клубное учреждение. По сути, это многофункциональный центр, в котором, помимо клуба на 150 мест, находятся и библиотека с читальным залом, и администрация. «Молодёжно-юношеский день» (так расшифровывается аббревиатура административного центра поселения) и село Старое Мокшино, в принципе, расположены рядом, поэтому есть ли резон в трате государственных средств на ремонт или строительство нового очага культуры?

– Конечно, есть! – утверждает глава Мюдовского сельского поселения Татьяна Зюзина. – Много лет мы, к сожалению, не можем продвинуть решение вопроса с отоплением клуба в Старом Мокшине. А ведь здесь очень активное население. Селяне участвуют в культурных мероприятиях, дружно выходят на субботники – здесь энергичная методист, много участников художественной самодеятельности. Сюда даже из Мюда люди на мероприятия в клуб приходят, как и прежде. В семи населённых пунктах нашего поселения проживают 1230 человек, больше всего в Мюде и Старом Мокшине – примерно по 400 человек. Школа и детсад – на два села, находятся на территории Мюда. В школе 128 детей, 26 – в садике. Ещё у нас есть три ФАПа и школа-сад в селе Татарское Сунчелеево. 

Возле сельского магазина знакомлюсь с Николаем Андрияновым, одним из старейших жителей Старого Мокшина.

– Клуб нам нужен ещё и для того, чтобы удержать молодёжь, – считает он. – Ведь большинство ребят как уедут в город учиться, так там и остаются. И это происходит с тех пор, как в 1995 году прекратил существование совхоз «Мюд».

Николай Петрович ностальгирует по тому времени, когда функционировал совхоз. Ведь и сам в нём семнадцать лет проработал электрогазосварщиком, затем пять лет – управляющим Старомокшинским отделением.

– У нас было 280 дойных коров, а поголовье свиней доходило до семи тысяч, – говорит он. – Если бы эти фермы не закрыли, молодёжи у нас намного больше бы было. Раньше работали трактористами, скотниками, создавали семьи. А сейчас осталось лишь небольшое растениеводческое отделение «Аксу Агро», где несколько человек работают. Ещё несколько – в нефтяной отрасли. Хорошо ещё наш земляк Анатолий Самаренкин недавно грибной цех построил – здесь больше двух десятков рабочих мест. Если учесть, что в нашем селе насчитывается 120 дворов, это большое подспорье.

 

ДОЛГ РОДНОМУ СЕЛУ

С кем бы ни пришлось говорить в этот день в Старом Мокшине, у каждого на устах была фамилия Самаренкина.

– Это очень уважаемый нами человек, который ничего не жалеет для своих земляков, – говорит Татьяна Зюзина. – Первым делом он организовал работы по изменению русла Сульчи, которая в половодье размывала берег и подобралась к кладбищу. Дошло до того, что останки погребённых уносило водой. Благодаря Анатолию Константиновичу были выделены средства и проведено укрепление берега. Позже он возвёл у кладбища красивую часовню и входную группу, а на территории погоста – памятник землякам – жертвам голода 1921–1922 годов. В 2007 году Самаренкин решил вопрос об асфальтировании поселковой дороги. Асфальт был положен по немецкой технологии, и до сих пор на нём ни ямок, ни трещин. В 2012 году он спонсировал благоустройство родника. В знак признания заслуг своего земляка сельчане присвоили источнику имя Самаренкина. На самом деле Анатолий Константинович противился этому, он очень скромный человек. Величественная, очень красивая церковь в Старом Мокшине тоже построена благодаря его стараниям. Низкий поклон ему за эту церковь от всех жителей поселения. Всё, что строилось, он сам скрупулёзно контролировал, чтобы было сделано качественно. В 2015 году мы открыли детскую игровую площадку, которую тоже построил Анатолий Константинович. Ну и, конечно, огромное дело – грибной цех с созданием новых рабочих мест для старомокшинцев. Сейчас наш меценат занимается благоустройством лесопарковой зоны у построенного им пруда.

– Мы очень гордимся, что Анатолий Константинович – наш земляк. За счёт таких людей молодеет наше село. Как он сам говорит: «я отдаю долг малой родине, откуда когда-то уехал». У всех бизнесменов была бы такая позиция! – заключила глава поселения. Осталось только согласиться с ней.

+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
Еще