Станет ли мегаполис магнитом для молодёжи

Казань предлагает программу-минимум создания новых городских креативных пространств

В последние несколько лет на карте столицы Татарстана по­явились новые интересные локации. Это экстрим-парк «Урам», построенный на месте сбора неформалов, Центр современной культуры «Смена», обновлённое здание Национальной библиотеки. Но достаточно ли этого для города-миллионника?

Автор статьи: Элеонора РЫЛОВА

Фото: shakird.ru

Казань предлагает программу-минимум создания новых городских креативных пространств

 

Любителям экстрима нравится парк «Урам», который создавался с учётом их пожеланий.

 

В последние несколько лет на карте столицы Татарстана по­явились новые интересные локации. Это экстрим-парк «Урам», построенный на месте сбора неформалов, Центр современной культуры «Смена», обновлённое здание Национальной библиотеки. Но достаточно ли этого для города-миллионника?

 

Тем более, что Казань в последнее время старается выиграть конкуренцию за молодёжь с другими мегаполисами. Ведь не секрет, что, несмотря на большое количество вузов в городе, самые способные в большинстве своём едут учиться в Москву и Санкт-Петербург, а до недавнего времени и в Европу. И многие домой возвращаться не торопятся. А ведь молодое трудоспособное население – это ресурс сегодня очень дефицитный.

 

А ЧТО У СОСЕДЕЙ?

Летом по делам я ездила в Уфу. Среди достопримечательностей, которые рекомендовали посетить туристические сайты и тревел-блогеры, было креативное пространство «Арт-квадрат». В центре города на территории, где раньше располагались чаеразвесочный заводик и обувная фабрика, разместилась целая россыпь модных кафе, ресторанов, бутиков, коворкингов, ремесленных мастерских, художественных салонов, инсталляций. Тут же, на площади с амфитеатром, выступают уличные музыканты, проходят шоу и театральные постановки, образовательные лекции. Есть где поиграть в бас­кетбол, настольный теннис, дартс. Можно просто прогуляться по кварталу, где на каж­дом углу происходят какие-то активности, или отдохнуть на лавочке, созерцая буйство городской жизни. Всё здесь ярко и креативно.

Интересно, что в «Арт-квад­рат» ходит не только молодёжь, но и пожилые люди – прогуляться с внуками или послушать концерт, представители среднего возраста – перекусить и пообщаться, ну а приезжие звёзды собирают тут аудиторию всех возрастов.

Давайте признаем, что такого формата проведения досуга в Казани, открытой новациям, нет. Улица Баумана, которую трудно сравнить с «Арт-квадратом», с точки зрения активностей морально устарела и может заинтересовать разве что гостей города. Между тем креативные прост­ранства весьма популярны в Москве и Санкт-Петербурге, где есть, например, дизайн-квартал «Флакон», остров «Новая Голландия» и другие. Появляются они и в нестоличных городах. Это, например, проект «Искра» в Туле. Такие объекты привлекают молодёжь, делают город современным и, что немаловажно, помогают ревитализировать даже самые депрессивные промышленные зоны.

 


На форуме «Казаныш» было продемонстрировано много примеров, как неиспользуемые производственные территории трансформируются в модные арт-кластеры. Из чего можно сделать вывод, что любой из них можно приспособить под городские нужды


 

Как столицу Татарстана сделать центром притяжения новых идей, технологий, талантов, как сама молодёжь видит для себя пространство для жизни и развития? Этому был посвящён проходивший в Казани архитектурно-строительный форум «Казаныш». По словам главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной, инвесторы и застройщики сейчас тоже активно прорабатывают в столице рес­публики концепцию хабов – креативных общественных пространств с альтернативным типом жилья и офисами. Главный архитектор по­обещала уже в этом году показать эскизы.

Лучшим местом для дислокации таких пространств являются центр города, примыкающая к нему территория спальных районов и окраины мегаполиса. Но поскольку в исторической части Казани земля очень дорогая и многое уже отреставрировано частным бизнесом, то самый реальный вариант – граница со спальными районами.

Переосмысления требуют и городские рынки. В Москве они давно превратились в большие фуд-корты с разнообразной кухней, в которых можно быстро перекусить и неспешно посидеть компанией. В таких местах всегда много молодёжи. Ильсияр Тухватуллина анонсировала реновацию городских рынков, которые тоже будут приспособлены под со­временные требования. Модернизация ожидает и здания центральных тепловых пунктов, которые пустуют после того, как их стали создавать в многоквартирных домах. Эти помещения адаптируют под подростковые клубы или арт-резиденции.

 

ОНИ – ИНЫЕ

Между тем поколение Z, зуммеры (люди, родившиеся в 1997–2012 годах), сильно отличаются от миллениалов (1984–2000) и тем более от поколения Х (1964–1984). Главный архитектор Казани сообщила: проводился опрос о потребностях зуммеров. Выяснилось, что типичные представители этой генерации не привязаны к месту, мобильны, настроены на самореализацию, ценят комфорт и качество. У них сформирован запрос на развитую систему общественного транспорта, пешеходную доступность, инфраструктуру для самокатов и велосипедов. Если таких условий нет, то их трудно удержать на месте.

При этом они проще относятся к собственности. Своя квартира для них не самоцель. Зуммеры предпочитают арендное жильё, чтобы была возможность менять его под их запросы. Для них важнее, чтобы оно было доступным, современным и находилось в удобном месте. Поэтому им подходит такая форма, как коливинги (совместное проживание с общими зонами). Как пояснил главный архитектор и партнёр проектного бюро APEX Антон Бондаренко, «городская среда должна «втекать» в жилые комплексы поколения Z», а все сервисы и социальная инфраструктура – находиться в пешей доступности.

 


В стране масса успешных примеров ревитализации бывших промышленных площадок. Так, в Москве старейший комбинат виноградных и десертных вин трансформировался в центр современного искусства «Винзавод», хлебобулочный комбинат №9 в Бутырском районе столицы – в арт-кластер «Хлебозавод», площадки питерского завода «Севкабель» превратились в культурно-деловое пространство «Севкабель Порт»


 

Молодёжь следует разделять на тех, кому 14–24 и 25–35. Последние, как правило, уже обременены семьёй, и у них есть свои специфические запросы. Из-за возрастающей информационной насыщенности молодёжь старается выбирать для жизни, работы и отдыха пространства, в которых царит атмосфера спокойствия. Если мы говорим о жилье, то это либо верхние этажи, либо апарт-отели, либо иные объекты с большим количеством зелёных насаждений. Для досуга ей необходима разнообразная среда с многообразием форм времяпрепровождения. А поскольку в последние годы молодые люди стали уделять внимание не только своему физическому состоянию, но и ментальному, набирают популярность комнаты для медитаций, студии для занятий йогой и места для рефлексии.

Все эти факторы необходимо учитывать при создании пространств для молодёжи. И нужно отметить, что в Казани уже начали строить жильё нового уровня для креативного класса. Это проекты реновации территорий около речного порта и бывшего завода «Коламбия».

 

ПРОМПЛОЩАДКИ КАК ЗОНЫ РОСТА

На форуме «Казаныш» было продемонстрировано много примеров, как неиспользуемые производственные территории трансформируются в модные арт-кластеры. Из чего можно сделать вывод, что любой из них можно приспособить под городские нужды. Кто-то может возразить: «А как же, например, здание бывшего льнокомбината в Кировском районе, которое за много лет так и не привели в надлежащий вид?» Как правило, это вопрос инвестиций и желания владельца вкладываться в объект. Тот же «Арт-квадрат» в Уфе – частный проект, собственник которого занимался им самостоятельно.

Впрочем, как выразился мэр самого молодого в стране города Иннополиса Руслан Шагалеев, «город – это не здания, город должен создавать ауру – культурную, развлекательную». Даже заброшенные промышленные объекты создают уникальность места и обладают отличным потенциалом для создания креативных пространств. С ними очень любят работать архитекторы, так как ограничения подталкивают к не­обычным градостроительным решениям и экспериментам.

В стране масса успешных примеров ревитализации бывших промышленных площадок. Так, в Москве старейший комбинат виноградных и десертных вин трансформировался в центр современного искусства «Винзавод», хлебобулочный комбинат №9 в Бутырском районе столицы – в арт-кластер «Хлебозавод», площадки питерского завода «Севкабель» превратились в культурно-деловое пространство «Севкабель Порт».

Бывшие депрессивные зоны после реновации не только создают новые интересные городские локации, привлекающие как хипстеров, так и турпоток, но и гармонизируют среду, улучшают инвестиционный климат района. Вокруг таких объектов повышается стоимость земли и недвижимости, появляются новые точки притяжения, рабочие места, территория из маргинальной превращается в престижную.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще