По статистике, на плечи медицинских сестер ложится до 80 процентов всей заботы о пациентах. На определенное время медсестра становится для больного матерью, которая точно знает, чем кормить, чем лечить, когда пожалеть, а когда и приструнить.
То есть блестяще проведенная хирургом операция или лечение, назначенное величайшим из клиницистов, могут оказаться неэффективными из-за непрофессионального или, хуже того, равнодушного отношения к делу сотрудников среднего медицинского звена. Не зря же в хирургии, например, однажды удачно сложившийся тандем «врач – медицинская сестра» оказывается крепче, чем порой семейные узы, и профессиональное сотрудничество длится десятилетиями. Роль медсестры в лечении любого пациента – и в стационаре, и в поликлинике – переоценить трудно.
Однако, хотя советская модель организации здравоохранения по сей день считается одной из самых эффективных в мире (и сегодня ей во многом следуют такие страны, как Великобритания и Швейцария), роль медицинской сестры, в ней прописанная, сейчас нуждается в серьезном реформировании.
Ирина КУПЕЕВА, директор департамента Минздрава РФ: | |
Министерство здравоохранения РФ работает над тем, чтобы подъемные средства при переезде на работу в сельскую местность были распределены и на медицинских сестер. На постоянном контроле федерального Минздрава находится и вопрос повышения заработной платы медицинских сестер. |
По словам заместителя директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Ирины Купеевой, внимание к роли медицинской сестры в системе здравоохранения сегодня растет. И если раньше мы говорили, что медицинская сестра – помощник врача, то сегодня эта служба рассматривается как самостоятельное звено. Ей отводится определенная роль в пациенто-ориентированном здравоохранении.
Что это означает на практике?
– Мы сегодня ведем речь о новом статусе медсестры, об ее имидже, – говорит президент Ассоциации медицинских сестер РТ, главный внештатный специалист Минздрава по сестринскому делу Аида Сафина. – При этом ни в коем случае не умаляется авторитет врача – просто каждый занимает свою нишу и исполняет свои обязанности. Может, это звучит несколько амбициозно, но от того, насколько грамотно медсестра подготовила пациента к приему врача, напрямую зависит его восприимчивость предстоящего лечения. Больные же психологически и эмоционально очень зависимые люди, даже те, кто в своей лучшей форме обладают поистине железным характером.
Совсем недавно требования к медсестре были куда проще – сделать перевязку или инъекцию, провести гигиенические процедуры лежачему больному. Нынче пациент требует развитой инфраструктуры, хороших условий пребывания, комфорта и приятного, доброжелательного отношения. Абы койка была и обед какой-никакой – это уже в прошлом. Как встретили, как улыбнулись, как в гардеробе пальто приняли, как проводили – важно все.
– Поэтому сегодня мы разделяем обязанности, – продолжает Аида Сафина. – Отныне в обязанности медсестры не будет, к примеру, входить контроль за санитарным состоянием палат или сменой простыней – этим займется отдельная служба. Сейчас мы говорим, что медсестра не должна присутствовать на амбулаторном приеме. Ее дело – заранее подготовить пациента, собрать анамнез по специально утвержденной форме, внести объективные данные.
Теперь не нужно сидеть возле доктора и «стенографировать» его беседу с пациентом. Это нерациональная трата времени, когда два специалиста одновременно занимаются одним и тем же. Такая практика утверждается и в стационарах, и в поликлиническом звене. В некоторых амбулаторных медицинских учреждениях – казанской поликлинике №18, например, в недавно открывшейся после ремонта поликлинике №21 – посты медицинских сестер вынесены за пределы врачебного кабинета. Получается, что перед приемом врача медицинская сестра успевает собрать первичный анамнез по специальному шаблону. К доктору пациент идет подготовленным. А потом вновь к ней возвращается, чтобы получить направления на диагностику, анализы и т.п. Цель такой формы работы – максимально быстро и с повышенным вниманием оказать помощь больному.
В стационаре кардинально меняется форма ухода за пациентом. Раньше в любом отделении были процедурная медсестра, а также перевязочная, постовая, старшая, главная, и каждая исполняла свои обязанности, несла ответственность только за свой участок работы, хотя в комплексе оценить состояние пациента не представлялось возможным. Теперь решено закрепить за медсестрой определенное количество пациентов, и с каждым из них будет заниматься только она – от перевязок и уколов до планирования больничного дня и ведения специального дневника.
Аида САФИНА, президент Ассоциации медицинских сестер РТ: | |
С одной стороны, жаль, что реанимационных сестер никто в коридоре больницы не узнает и даже «спасибо» им не скажет – не помнят. А с другой – какая может быть обида, ты себя ангелом чувствуешь – прилетела и спасла. И улетела, не дожидаясь благодарности. |
Кстати, такой дневник должен будет стать частью истории болезни, в нем предполагается отмечать самые тонкие и незначительные на первый взгляд изменения в состоянии пациента. Да, уход ведется по специальному стандарту, но простая наблюдательность медицинской сестры может избавить врача от дополнительных усилий, а пациента – от совершенно ненужных страданий. Правда, в свое время согласно существующим правилам на одну медицинскую сестру отделения реанимации приходилось три пациента, а в терапевтическом, допустим, двадцать. Как тут уследить за всеми?
– Сейчас внутри медицинской организации есть возможность регулировать нагрузку по своему профилю, – поясняет Аида Сафина. – Так, в кардиологическом и терапевтическом отделениях Межрегионального клинико-диагностического центра приходится по десять пациентов на медсестру, а в кардиохирургическом и нейрохирургическом – по восемь.
– Это опыт отчасти германских клиник, отчасти – российских, – продолжает главная медсестра республики. – Я сама работала в отделении реанимации и анестезии, где в отношении пациента медсестра делает все – от гигиенических процедур до самых сложных реанимационных мероприятий. Кто, кроме медсестры, заметит, что у больного появилась опрелость, возможность пролежней или непонятные черные точки на пальцах ног? Как минимум один человек должен следить за процессом болезни или, лучше скажем, выздоровления, от начала до конца. Хотя бы для того, чтобы у лечащего врача была достоверная картина, а не отдельные фрагменты, «схваченные» во время ежедневного обхода.
Не приведет ли такая нагрузка на медицинских сестер к преждевременному эмоциональному выгоранию и профнепригодности? Ведь, например, во многих западных странах работа и врача, и медсестры в реанимационном отделении ограничивается семью годами, а потом – с почетом в другое отделение. Мол, черствеет человек в таких условиях…
– Думаю, этот вопрос нужно решать индивидуально по отношению к каждому медицинскому работнику, – размышляет Аида Сафина. – Ведь сколько прекрасных специалистов, по двадцать лет проработавших на «скорой», имеющих огромный опыт, трудятся до сих пор, не проявляя ни малейшего намека на черствость?
Очень люблю работать со студентами – у них глаза горят, им все интересно. Да, их нужно учить правильно распределять силы, в том числе и моральные. Нельзя забывать, что милосердие, от которого медицинские сестры в свое время получили название, обязательно на каждом этапе. Я своим учащимся всегда говорю: «К нам люди приходят больные, они помощи ждут и человеческого сочувствия. Если вы не уверены, что готовы работать с пациентом, подумайте о выборе другой профессии. Не берите греха на душу, вам еще детей растить».
Сейчас наша собеседница преподает сестринское дело на кафедре медуниверситета и в Казанском медицинском колледже. Какие они, будущие «ангелы милосердные»?
Ильдар ФАТИХОВ, заместитель министра здравоохранения РТ: | |
Задача государства – создавать условия для комфортной работы медицинских сестер. В Татарстане средний медицинский персонал также будет участвовать в программе «Земский доктор». |
– Более грамотные по части законов, чем были мы когда-то, – пожимает плечами Аида Сафина. – А в остальном не хуже и не лучше нас. Свои права знают назубок и на практических заданиях первым делом в должностной инструкции поищут – должны они это делать или нет?
– Как вы считаете, слово «служение» заменяется словосочетанием «оказание услуг»?
– Нет, конечно, – уверенно говорит Сафина. – Романтики были и будут всегда, есть те, кто удовлетворение от своей работы получает, а не только зарплату. Есть и те, кто любит людей, жалеет. А есть равнодушные. Считаю, что последним в медицине не место. Медсестры очень востребованы – сейчас активно развивается паллиативная помощь, и это очень правильно.
Сегодня Татарстан является пилотной площадкой Минздрава РФ для внедрения новых сестринских организационных форм, инновационных технологий и методов работы. В здравоохранении республики трудятся более 34 тысяч медицинских сестер. И дефицита кадров в среднем звене медицины у нас не наблюдается. Во многом потому, что в казанском медицинском колледже не так давно принята весьма интересная система закрепления кадров на рабочих местах. При поступлении на бюджетное отделение абитуриент подписывает так называемое четырехстороннее соглашение – с Минздравом, колледжем и… медицинским учреждением, которое дало запрос на новоиспеченную медсестру. Согласно этому документу, по окончании курса выпускница должна будет отработать в бюджетном учреждении три или пять лет.
Жаль, что подобная система не принята в медуниверситете. Ведь, по статистике, менее четверти выпускников-врачей идут в бюджетное здравоохранение. Но это уже другая история, хоть и не менее интересная.