Спутник потребителя

Где в рекламе ложь, а где лукавство

Самый быстрый ноутбук, игровая приставка за полцены, обмен старого планшетника на новый… На какие только уловки ни идут продавцы, лишь бы купили их товар.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Фото: Маргарита ГАФУРОВА, “РТ”; tulactive.ru; seyminfo.ru; btest.ru

Где в рекламе ложь, а где лукавство

 

potreb

 

Самый быстрый ноутбук, игровая приставка за полцены, обмен старого планшетника на новый… На какие только уловки ни идут продавцы, лишь бы купили их товар. Ведь цель рекламы – вызвать интерес к продукту и продать его, а хороший продавец сбудет даже воздух. Но хотим ли мы платить за него? Как отличить, где рекламные уловки, а где правда? Попробуем разобраться.

 

МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕНА

Часто в рекламе можно увидеть: очень низкие цены на мобильные телефоны, дешевле не найдете, максимальные скидки. Ценник – это то, на что покупатель смотрит в первую очередь, поэтому продавцы так часто твердят о выгодной цене. Правда, при этом не всегда договаривают, что речь идет о самой низкой цене именно в данном магазине, в то время как в соседнем такой же мобильник может стоить дешевле.

Но торговля не совсем лукавит – возле слов про самую низкую цену часто ставят неприметную звездочку или цифру. Это ссылки на дополнительные пояснения, которые расположены мелким шрифтом внизу или где-нибудь сбоку. И здесь как раз сказано, что это, например, цена, действующая только при покупке второго товара.

 

ЗАБИРАЙТЕ СЕЙЧАС, ПЛАТИТЕ ПОТОМ!

Уловки используют и при продаже товаров в кредит. Например, в магазинах бытовой техники популярны кредиты на товары под ноль процентов. Казалось бы, как хорошо: приходишь в магазин за мобильным телефоном, и, если даже на него не хватает денег, он все-таки становится твоим. Но заманчивый «0» оказывается не таким уж и выгодным: не исключено, что такая ставка кредита действует только в первый месяц. А если возьмешь годовой потребительский кредит на какой-либо гаджет, то оставшиеся 11 месяцев придется выплачивать, например, 30 процентов годовых.

 


Не нужно полагаться на заверения продавцов и сообщения в рекламе – намного надежнее отзывы независимых экспертов


 

Всегда надо помнить, что для продавца главное – не отпустить клиента без покупки. Пусть даже оформленной в кредит, выплачивать-то не ему. Поэтому при заключении договора следует читать его целиком и не стесняться уточнять то, что вам непонятно. Не нами ведь сказано, что дьявол кроется в деталях. Но именно нам свойственно невнимательно читать договоры. Поэтому и пропускаем важные пункты внутри длинных текстов, напечатанных мелким неудобным шрифтом. Но с точки зрения закона не важно, понимал ли потребитель то, что подписывает, или нет.

 

«САМЫЙ-САМЫЙ» ТОВАР

Часто в рекламе звучат завлекательные слова о том, что продукт очень вкусный, телефон необычно дешевый, а ноутбук – на редкость производительный. Как не поддаться на такие эпитеты и не купить «самый-самый» завалящий товар?

Во-первых, слова типа: «самый», «лучший», «первый», «главный» – запрещены в рекламе. Их использование – это нарушение закона. Увидев такое, можно смело жаловаться на рекламодателей в антимонопольную службу. Во-вторых, под такими эпитетами может «прятаться» нечто залежалое, несвежее, что магазин давно пытается продать. В-третьих, подобные определения тоже могут сопровождаться звездочкой – ссылкой на то, что «так считают 20 участников теста». И тут нет ничего незаконного, ведь эти 20 человек могут получить для сравнения с товаром, который они посчитали самым-самым, другое, заведомо слабое изделие.

 


Всегда надо помнить, что для продавца главное – не отпустить клиента без покупки. Пусть даже оформленной в кредит, выплачивать-то не ему. Поэтому при заключении договора следует читать его целиком и не стесняться уточнять то, что вам непонятно


 

Если на тестирование дать морковку и картофель, то в категории «самый сладкий продукт» победит морковка, но мы же знаем, что конфеты еще слаще. Не нужно полагаться на заверения продавцов и сообщения в рекламе – намного надежнее отзывы независимых экспертов. Есть довольно много людей, занимающихся проверкой и тестированием товаров, которые публикуют на своих интернет-сайтах честные обзоры. Также есть сайты с отзывами покупателей и пользователей. Если и там товару выставлены хорошие оценки, то его смело можно брать.

 

ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ ПРОДУКТ

Здоровье – это то, за что люди готовы платить. Вот почему производители так любят говорить о пользе натуральных продуктов. Но утаивают при этом другую информацию. Например, на этикетке йогурта напишут про полезные лактобактерии, но ни слова – про сахар, которого в этом йогурте немало. Или по ТВ идет рекламный ролик растительного масла «без холестерина», которого в нем и так быть не может. В этом случае реклама не врет, но лукавит.

 

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБМАН

Когда дорожает сырье, производители вынуждены повышать цену на товары. Но есть возможность оставить ее прежней, положив в ту же упаковку немного меньше. Например, в литровую (с виду) бутылку или привычный всем пакет молока налить не литр, а 800–900 граммов. Или в привычной плитке шоколада его может оказаться не 100, а 80 граммов. И это тоже не обман, ведь на упаковке написано честно: вес – 800 граммов, вес – 80 граммов. Но мы-то привыкли к тому, что определенные продукты продаются определенными порциями, и не всегда читаем этикетку.

Сегодня нужно обращать внимание и на это. Нередко бывает, что в итоге «дешевый» товар на самом деле стоит столько же или даже дороже, чем другие аналоги.

 

вопрос – ответ

Коляска «грохнулась», а кредит жив…

 

potreb2

 

В территориальные органы Госалкогольинспекции ежедневно обращаются люди за разъяснением законодательства по защите прав потребителей.

 

Недавно на горячую линию поступила жалоба жителя автограда на бракованную коляску. Ситуацию разъясняет начальник Набережночелнинского территориального органа Госалкогольинспекции Гульшат Вафина:

– У покупателя есть право сдать некачественную коляску обратно продавцу в течение всего срока гарантии на изделие, а если таковой не установлен, то тогда в течение двух лет с момента приобретения. При возврате коляски в магазин можно рассчитывать не только на выплату всей суммы, потраченной на покупку, но также и на возмещение убытков, которые он понес в связи с поломкой.

Если коляска куплена в кредит, то магазин обязан выплатить всю стоимость товара, а также оставшуюся часть кредита. Если коляска подорожала на момент возврата, то покупатель может также потребовать выплатить ему появившуюся разницу. Не забудьте захватить с собой гарантийный талон на приобретенное изделие, паспорт, кассовый чек, подтверждающий факт покупки. Если кассового или товарного чека нет, то доказательством того, что коляска куплена именно в этом магазине, может быть иной платежный документ или показания свидетелей покупки.

 

«Подпадает ли работа нотариуса под закон о защите прав потребителей?» – интересуется житель Казани Идрис П.

Отвечает начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Казанского территориального органа Марсель Шагидуллин:

– Нет, к ним закон о защите прав потребителей не применим. Дело в том, что нотариальная деятельность не считается предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариальные действие или бездействие можно обжаловать в районном суде по месту нахождения государственной нотариальной конторы либо нотариуса, занимающегося частной практикой.

 

проекты

Добавить еще два дня?

 

potrebitelej

 

В России следует учредить два новых государственных праздника: День защиты прав потребителя и День российского качества.

 

С таким предложением выступил 30 января глава временной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей при Комитете Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко.

Законодатель считает, что День защиты прав потребителей следует отмечать 7 февраля, когда в 1992 году вступил в силу новый закон о защите прав потребителей. День российского качества, по его словам, надо праздновать 11 января, когда император Петр I издал указ о качестве. Сенатор отметил, что по этому поводу наступило время готовить конкретные законодательные инициативы.

К слову, в 1983 году установлен Всемирный день защиты прав потребителей (15 марта), с 1994 года он отмечается и в Российской Федерации. В этом году его девиз: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

 

образование

Проштрафилось Сармановское РОНО

 

deti

 

По требованию прокуратуры отдел образования Сармановского района привлечен к дисциплинарной ответственности, а директорам 20 школ сделаны официальные замечания.

 

Как выяснили проверяющие, руководители образовательных учреждений на протяжении длительного времени нарушали закон о защите прав потребителей. В частности, родителям школьников не предоставляли информацию о стоимости продуктов питания в школьной столовой и стоимости ежедневного меню.

Кроме того, плата за обеды не зависела от того, чем питался конкретный учащийся, а исчислялась из среднемесячных расходов на продукты в целом. С родителей при оплате питания через банк, с которым отдел образования Сармановского района заключил договор, взималась комиссия, и других способов оплаты, в том числе без комиссии, не предлагалось. Ограничение способа оплаты услуг также является нарушением прав потребителей.

 

суд да дело

Сага о браке варочной панели

 

var

 

Союз потребителей РТ добился возврата денег за некачественную варочную панель.

 

Мужчина приобрел ее в 2017 году в одном из казанских сетевых магазинов бытовой техники. Однако, включив ее в сеть, услышал лишь три хлопка, после чего панель перестала работать. Пришлось нести ее в магазин для проверки качества. Письменного ответа о выявленных дефектах мужчина так и не получил, а на требование произвести гарантийный ремонт либо вернуть деньги получил отказ.

Покупатель обратился в Национальный институт качества. Независимые эксперты установили, что варочная панель имеет заводской дефект. Это дало основание для подачи судебного иска. В суде интересы пострадавшего представлял Союз потребителей РТ. После экспертизы, назначенной судом, производственный дефект был подтвержден. Дефект является существенным, но устранимым. Правда, расходы на ремонт приближены к стоимости самой панели.

В итоге суд принял решение расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с магазина в пользу потребителя стоимость товара в размере 44989 рублей, неустойку в размере 10000 рублей, 1000 рублей – в счет компенсации морального вреда, расходы по оплате экспертных услуг в размере 7 000 рублей, а также назначил штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще