Спутник потребителя

Права покупателя и продавца

Каждый из нас регулярно совершает покупки в продуктовых магазинах. К сожалению, незнание своих прав зачастую приводит к тому, что мы переплачиваем за товар, покупаем продукты ненадлежащего качества, покорно открываем свои сумки для проверки по первому требованию продавца или охранника.

Автор статьи: ЯКУШЕВА Фарида

Фото: axis.com; luxorta.ru; ytimg.com

Права покупателя и продавца

 

 

Каждый из нас регулярно совершает покупки в продуктовых магазинах. К сожалению, незнание своих прав зачастую приводит к тому, что мы переплачиваем за товар, покупаем продукты ненадлежащего качества, покорно открываем свои сумки для проверки по первому требованию продавца или охранника. Однако недостаток информации приводит также к тому, что и мы можем потребовать от продавца то, что он не обязан делать. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, давайте разберёмся, когда прав покупатель, а когда продавец.

 

КОГДА ПРАВ ПОКУПАТЕЛЬ

Существует много ситуаций, когда законодательство стоит на стороне покупателя. Например, вы приобретаете продукт питания, а кассир пробивает другую цену, ссылаясь на то, что товар подорожал, а ценники ещё не успели поменять. Это является нарушением закона. Продавец обязан продать товар именно по той цене, которая указана на ценнике. Если кассир отказывается, позовите администратора, напишите претензию. В подавляющем большинстве случаев продавцы знают, что нарушают закон, и продадут вам товар именно по той цене, которая указана на ценнике.

Или такая ситуация. Вы купили продукт питания, а дома оказалось, что он испорчен – у него истёк срок годности, нарушена герметичность упаковки или он потерял свои потребительские свойства из-за неправильного хранения. Как правило, мы просто выкидываем такой товар, ругая себя или продавца за невнимательность. А зря. Это товар ненадлежащего качества, и его обязаны принять обратно в магазин, а вам возместить его полную стоимость или обменять на такой же товар, но уже надлежащего качества.

Бывает и так, что покупатель случайно поскользнулся на мокром полу и уронил какие-то товары или не заметил в проходе коробок, которых там быть не должно, и они упали, а администрация магазина настойчиво требует оплаты испорченных продуктов. В таком случае покупатель платить не обязан, а администрация магазина может добиться от него взыскания денег только через суд.

Обычно при покупке товара, расфасованного в заводских условиях, вопросов о фирме-изготовителе, весе, сроках годности не возникает. Другое дело, когда мы покупаем продукты, фасовка которых производится непосредственно в магазине, – печенье, конфеты и многое другое. В этом случае вы будете абсолютно правы, потребовав, чтобы продавец на расфасованном товаре указывал его наименование, вес, цену за килограмм, стоимость покупки, дату фасовки, срок годности, номер или фамилию фасовщика. В некоторых магазинах продавцы пытаются взять плату за упаковку, в которую расфасован товар. Это также нарушение закона. Упаковка не должна входить в стоимость продукта, и уж тем более её вес не должен учитываться при продаже.

 

КОГДА ПРАВ ПРОДАВЕЦ

Случается, что вы купили скоропортящийся продукт, например колбасу, пришли домой и обнаружили, что не успеете съесть её до конца истечения срока годности, так как такой же продукт уже лежит в холодильнике. Возникает мысль: почему бы не сдать колбасу обратно? Вы приходите в магазин, но продавец отказывается её принимать. Как же так? У вас и чек сохранился, и целостность упаковки не нарушена… Но в этом случае продавец прав. Пищевой продукт надлежащего качества не подлежит обмену и возврату.

А если порча продуктов питания происходит по вине покупателя? Например, выскользнула из рук и разбилась бутылка лимонада или ваши дети взяли с полки продукт и попробовали его на вкус. Оплачивать такой товар вы не хотите: ведь это произошло в торговом зале и товар ещё не куплен. Но администрация магазина настаивает на возмещении убытка путём взыскания через суд. Конечно, вы можете не согласиться, хотя в этом случае суд, как правило, встаёт на сторону продавца, особенно если факт порчи доказан материалами с камер видеонаблюдения или показаниями свидетелей.

В любом случае, зная свои права и обязанности, вы сможете легче решить спорные вопросы, возникающие в отношениях «продавец – покупатель».

 


осторожно,   мошенники

Вибромассажные накидки: не верьте в скидки

 

 

Хотя все знают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, скандальные истории вокруг посещения подарочных процедур в салонах красоты либо покупок ненужных дорогостоящих вещей не утихают уже много лет.

 

Так, в Набережных Челнах участились случаи продажи доверчивым пенсионерам дорогостоящих вибромассажных накидок для кресел.

Схема обмана не нова: продавец предлагает поучаствовать в презентации товара (вибромассажной накидки) и в розыгрыше призов. После этого сообщается, что участник выиграл призы (как правило, это одеяло, подушка и ручной массажёр), а самому «большому счастливчику» выпадает главный приз – вибромассажная накидка на кресло  с 70-процентной скидкой в 200 тысяч рублей. Всё это проходит торжественно, зал аплодирует, и «счастливчик» в состоянии эйфории подписывает договор купли-продажи. При этом для оплаты товара по инициативе продавца он заключает кредитный договор с одним из коммерческих банков. Зачастую в таких случаях стоимость при­обретённого товара с учётом процентов больше реальной в несколько раз. При этом документ купли-продажи составлен так, что очень сложно вернуть товар и расторгнуть договор. Дело в том, что вибромассажная накидка является электробытовым прибором, используемым в медицинских целях, соответственно, входит в перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену.

Как пояснила начальник Набережночелнинского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Гульшат Вафина, расторгнуть договор купли-продажи вибромассажной накидки и вернуть уплаченные за неё деньги всё же можно. Для этого в покупке нужно обнаружить недостатки, о которых продавец умолчал при продаже. Также отказаться от неё можно в случае непредоставления достоверной информации, обеспечивающей возможность правильного выбора товара. Например, если перед заключением договора покупателю не сказали о наличии противопоказаний при применении вибромассажной накидки и необходимости проконсультироваться с врачом перед её использованием. Для восстановления нарушенного права рекомендуется незамедлительно направить в адрес продавца претензию заказным письмом с уведомлением о вручении, указав в ней все обстоятельства дела и своё требование.

Дорогие читатели, будьте внимательны при покупке дорогостоящих товаров, не совершайте необдуманных покупок, изучите отзывы о реализуемом товаре, проконсультируйтесь с лечащим врачом, родственниками и друзьями.

 


вопрос  –  ответ

Проверка качества или экспертиза?

– Что делать, если у товара обнаружен недостаток?

Марсель АХУНОВ, Арский район

 

Начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции Розалия АРСЛАНОВА:

– Если потребитель обращается к продавцу с претензией по поводу недостатка, обнаруженного в товаре, Закон о защите прав потребителей предоставляет продавцу право самостоятельно осмотреть товар для того, чтобы понять, по какой причине он оказался неисправным. Такой осмотр называется проверкой качества. В случае спора о причинах возникновения недостатка продавец обязан провести экспертизу за свой счёт. Например, покупатель требует вернуть деньги за неисправный товар. Продавец проверил качество и решил, что неисправность возникла по вине самого покупателя. Если последний с таким решением не согласен, продавец должен организовать проведение экспертизы и оплатить её.

Закон предоставляет потребителю право присутствовать как при проведении проверки качества, так и при проведении экспертизы. Она должна быть осуществлена независимой экспертной организацией, её выводы – оформлены письменно. Копия заключения эксперта передаётся потребителю. Независимая экспертная организация должна  зафиксировать наличие в товаре недостатка и определить причину его возникновения. Если на товар установлен гарантийный срок, то продавец отвечает за недостатки, возникшие в пределах этого периода. Однако он будет освобождён от ответственности, если сможет доказать, что эти недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения покупателем правил использования, хранения или транспортировки товара либо в результате действий третьих лиц или непреодолимой силы.

 


случай

Надоела, доделай сама!

 

 

Жительница Чистополя в начале апреля оплатила заказ на изготовление мебели. Набор в прихожую доставили свое­временно, в течение оговорённых 30 дней, однако из-за отсутствия некоторых комплектующих, в том числе фурнитуры, собрать гарнитур не представлялось возможным. Покупательница неоднократно обращалась к продавцу с требованием доставить недостающие детали, но вопрос так и не решился.

Не зная, как быть, женщина обратилась в Чистопольский отдел защиты прав потребителей Госалкогольинспекции, где ей разъяснили её права и посоветовали, как действовать.

Оказалось, что в данной ситуации она может по своему выбору назначить исполнителю заказа новый срок, перепоручить работу третьим лицам или выполнить её своими силами, потребовав от исполнителя (в нашем случае – индивидуального предпринимателя) возмещения понесённых расходов. Также она имеет право на полное возмещение убытков, причинённых в связи с нарушением сроков выполнения работ. В случае нарушения этих сроков ИП уплачивает за каждый день просрочки неустойку в размере трёх процентов цены выполнения работы, а если она не определена – общей стоимости заказа.

Специалисты Чистопольского территориального органа помогли женщине составить претензию и разъяснили порядок её передачи исполнителю. В случае невыполнения требований в установленный срок сотрудники окажут ей помощь в составлении заявления в суд.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x