Маркетплейсы как цифровые онлайн-ярмарки
Татарстан занял первое место среди регионов Приволжского федерального округа по среднему чеку покупок – более 5 тыс. рублей – в интернет-магазинах. Однако и маркетплейсы тоже завоёвывают свою нишу на рынке интернет-торговли.
Да, мы не ошиблись: онлайн-магазин и маркетплейс – это разные вещи, и их не надо путать. Первый – сайт одной фирмы, через который та продаёт только свои товары. Второй – посредник между различными продавцами и покупателями, то есть цифровой аналог ярмарки или рынка.
Тех, кто об этом не задумывался, можно понять, ведь даже в российском законодательстве ещё нет термина «маркетплейс», поэтому в юридической практике он квалифицируется по закону «О защите прав потребителей» как агрегатор информации о товарах или услугах.
Маркетплейсы отвечают за предоставление недостоверной информации о товаре, и если из-за некорректных сведений у покупателя возникли убытки, то их придётся возмещать именно торговой платформе. Аналогичный подход распространяется и на ситуации, когда онлайн-ярмарки ввели клиентов в заблуждение из-за технического сбоя.
Так, из-за ошибки в системе скидок некоторые товары на одной из площадок продавались с аномальным дисконтом и стоили от одного до пятидесяти рублей. У покупателей, которые успели приобрести продукцию по столь выгодной цене, уже через несколько часов аннулировали заказы. Но маркетплейс по закону не может в одностороннем порядке расторгать договор купли-продажи даже в таком случае, поэтому пострадавшие потребители вправе были требовать исполнения заключённого соглашения, то есть передачи товара по оплаченной цене или возмещения убытков.
У потребителей в судебных спорах с маркетплейсами могут возникать сложности в выборе ответчика. Не всегда удаётся легко определить, кому нужно предъявлять иск – онлайн-площадке или продавцу.
Онлайн-платформе не придётся отвечать за размещение ошибочных сведений, если такую информацию ей предоставил продавец товара. Именно с него в этом случае потребителю и нужно требовать взыскания средств. Если маркетплейс принимает предоплату за покупки, то он и будет её возвращать – на это по закону даётся десять дней. Речь идёт о ситуациях, когда проданный товар не передали в срок потребителю, и тот направил уведомление об отказе от сделки. На практике суды не раз подтверждали именно такой подход.
Судиться с маркетплейсом стоит при условии, если истец не согласен с качеством информации, полученной о товаре. Чтобы доказать свою правоту, заявителю, скорее всего, потребуется аргументировать, как именно онлайн-платформа запутала его. Кстати, такие сервисы не несут ответственности за продажу контрафактной продукции, которая там встречается довольно часто.
осторожно
Их всё сложнее отличить от настоящих
В последнее время отмечается тенденция, когда псевдокоммунальщики делают поквартирный обход, предлагая платные услуги. Они часто работают группами, их всё сложнее отличить от настоящих.
Таких мошенников становится всё больше – полиция по всей стране часто получает заявления от пострадавших. К примеру, летом этого года в одном из городов разыскивали организованную группу мошенников, которые представлялись сотрудниками муниципального ведомства. Конечно же, на деле это оказались злоумышленники, которые обманывали жильцов. О мошеннической схеме рассказали эксперты отдела защиты прав потребителей Роскачества.
Чаще всего лжекоммунальщики предлагают провести поверку и замену счётчиков учёта воды, осмотр газовых, вентиляционных отверстий, установку газоанализаторов или водоочистительных фильтров. Они могут не только предлагать на месте заменить счётчик или провести установку фильтра или трубы, но и запугивать штрафами и санкциями, если жилец сразу же не согласится на замену оборудования. Чаще всего с приборами в квартире всё в порядке, и они не нуждаются ни в проверке, ни в переустановке. И если хозяева соглашаются на уговоры лжекоммунальщиков, то рискуют не только потерять деньги, но и установить в квартире оборудование сомнительного происхождения, которым может быть опасно пользоваться.
Помните – за исключением аварийных ситуаций все плановые проверки проводятся строго по расписанию, а жильцы уведомляются об этом заранее. Большинство проверок (например, связанных с поверкой счётчиков) проводится только по заявкам жильцов. Иными словами, со спонтанной ревизией домового оборудования могут приехать только мошенники.
Кстати, по внешнему виду их теперь сложно вычислить: злоумышленники уже научились подделывать и спецодежду, и документы. Но должно насторожить, если они не могут толком объяснить цель визита – путаются, если им задаёшь конкретные вопросы. Могут цепляться за любую ниточку, путанно сообщать о своей цели, просить «общего осмотра» квартиры. А далее уже могут найти мнимую причину и уговорить собственника на проверку оборудования и уговаривают его немедленно заменить.
Любая спешка должна насторожить. Помните – потребитель вправе провести поверку приборов в удобное для себя время, а не «прямо сейчас», как требуют мошенники. При плановой проверке оплата не требуется, а мошенники просят рассчитаться за работу наличными на месте.
Что делать, если в квартире нет аварийной ситуации, а сотрудники коммунальных служб просят их впустить? Им можно не открывать. Об аварийных ситуациях всегда знают диспетчеры, которым можно позвонить для уточнения информации. Запросите удостоверение сотрудника, наряд на работы, а данные запишите или сфотографируйте. При этом пускать сотрудника в квартиру не нужно. Лучше позвонить самим в компанию, от лица которой проводится проверка, и сообщить им записанные данные о специалисте. Там же можно узнать, действительно ли проводится какая-то проверка и что проверяют.
Пожилому человеку лучше позвонить родственникам, а они уже могут сами связаться со службой ЖКХ и уточнить информацию о проверках. При этом открывать дверь пришедшим до выяснения всех обстоятельств не стоит.
защити свои права
Скол может разорить мастерскую
В Татарстанское управление Россельхознадзора обратился житель Казани с просьбой дать заключение в рамках гражданского дела по иску о защите прав потребителей.
Мужчина приобрёл в магазине «Ситилинк» ноутбук стоимостью 72 590 рублей. В связи с поломкой гаджета он обратился в ООО «Мастер» для проведения ремонта. Стоимость работ составила 2500 рублей. Однако в ходе приёмки выполненных работ мужчина заметил скол на экране, которого не было при передаче ноутбука на ремонт. Он обратился к исполнителю с письменной претензией компенсировать ему стоимость повреждённого компьютера, однако в этом ему отказали. Тогда потребитель составил иск и отправился в Роспотребнадзор на экспертизу.
Специалисты ведомства дали заключение по делу, и требования потребителя были поддержаны в полном объёме. В частности, решением суда с «Мастера» в пользу потребителя взыскана двукратная цена повреждённого ноутбука – 145 180 рублей, стоимость работ в размере 2500 рублей, компенсация морального вреда в три тысячи рублей, а также штраф в размере 75 340 рублей.
на заметку
Эта опасная незамерзайка
Советы автомобилистам по выбору стеклоомывающей жидкости
Большинство стеклоомывающих незамерзающих жидкостей изготавливают из растворов спиртов с водой с добавлением поверхностно-активных веществ, ароматизаторов, красителей. В современных стеклоомывающих жидкостях добросовестные производители используют изопропиловый спирт, пропиленгликоли, этиленгликоли, а нелегальные производители очень часто подмешивают метиловый спирт, заметили специалисты.
Как пояснили сотрудники Татарстанского управления Роспотребнадзора, метиловый спирт имеет слабый запах, неотличимый от этилового (пищевого) спирта, дёшев и хорошо очищает стёкла. Однако при этом необходимо учитывать, что метанол – это сильный кумулятивный яд, обладающий направленным действием на нервную и сосудистую системы, зрительные нервы, сетчатку глаз.
«Он может вызвать острые отравления со смертельным исходом при ингаляции, абсорбации через неповреждённую кожу, заглатывании, раздражает слизистые оболочки верхних дыхательных путей и глаз. Повторное длительное воздействие метанола вызывает головокружение, боли в области сердца и печени, приводит к неврастении, вегетососудистой дистонии, ухудшению зрения, заболеваниям органов желудочно-кишечного тракта, верхних дыхательных путей, дерматитам», – предупредили специалисты.
Согласно статье 7 закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, а также не причинял вред имуществу. Это означает, что вся реализуемая стеклоомывающая жидкость должна быть абсолютно безопасной как для водителя автомобиля, так и его пассажиров.
Стеклоомывающую жидкость лучше покупать в специализированных центрах или автомагазинах. При покупке следует обратить внимание на информацию, нанесённую на потребительскую тару (этикетку). Она должна содержать сведения о производителе с указанием адреса, название продукции, её назначение, состав, сроки годности, условия использования и меры предосторожности. Также нужно изучить рекомендуемую изготовителем температуру окружающего воздуха, при которой можно использовать незамерзайку.
Дополнительным тестом при выборе такого товара является определение его запаха. Наличие резкого и неприятного запаха может нанести вред здоровью покупателя. На незамерзающую жидкость продавцу необходимо иметь свидетельство о государственной регистрации или его копию.
Информацию о выданных свидетельствах о государственной регистрации на стеклоомывающие жидкости также можно получить в Госреестре.