Возвращаем ношеную обувь
Вернуть купленную обувь продавцу не так просто, как кажется на первый взгляд. На этот сезонный товар действует два вида гарантии – возврата и качества. Можно ли отнести обратно в магазин туфли, если их просто расхотелось носить или они натирают ногу?
По закону о защите прав потребителей можно вернуть в магазин как обувь без дефектов, так и с ними. Но тут есть определённые нюансы. Если дома вы обнаружили, что обувь мала, не подходит по цвету к любимому платью или просто перестала казаться привлекательной, её без проблем можно вернуть, обменяв на другую пару или получив деньги обратно. Но только в том случае, если обувь неношеная.
Однако некоторые потребители пытаются схитрить – покупают красивые дорогие туфли «на один раз», например для выступления или похода в театр. Но даже если человек прошёлся в новой обуви только по сцене – до микрофона – или переобулся в театре и вышагивал в обновке лишь по коврам, эксперты и даже просто сотрудники магазина легко это определят. Такая обувь признаётся ношеной и подлежит возврату лишь в случае, если она с браком.
Возврат бракованной обуви (например, если обнаружились трещина, потёртость, разрыв, кривые швы, дефекты в креплениях и так далее) возможен в течение всего гарантийного срока. Как правило, продавцы решают этот вопрос мирно. Но случается, что дело доходит и до суда. Так, в Союз потребителей РТ обратился возмущённый житель Казани и сообщил, что пытался вернуть обувь в магазин, но ему отказали. Он приобрёл для супруги женские туфли по цене 10 150 рублей, однако через несколько дней после покупки в обуви обнаружился недостаток – сдир кожи на пятке и завал левой наружной части по всей поверхности одной из туфель. Мужчина отнёс покупку в магазин и написал претензию, в которой просил вернуть деньги за некачественный товар. Через десять дней ему позвонили и отрапортовали, что кожа содралась в результате механического воздействия. Не согласившись с этим, мужчина самостоятельно сдал обувь на независимую экспертизу, в ходе которой у обуви выявилось несколько производственных дефектов, которые, как оказалось, и стали причиной «новых» дефектов.
Если обувь покупается «не в сезон» (например, туфли – зимой или сапоги – летом), гарантийный срок начинает отсчитываться с начала сезона, срок наступления которого определяется субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий территории
Несмотря на заключение экспертов, магазин вновь отказался вернуть деньги, поэтому казанец обратился в Союз потребителей РТ, сотрудники которого отстояли права потребителя в суде. Судья взыскал с магазина в пользу покупателя не только стоимость некачественного товара в размере 10 150 рублей, но также компенсацию морального вреда (1 тыс. рублей), неустойку (2 тыс. рублей), расходы по экспертизе (3500 рублей) и наложил на продавца штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке (2 тыс. рублей).
Отдельного разговора требует так называемая витринная обувь из торгового зала. После примерок она достаётся покупателю уже слегка «бывшей в употреблении». Как нам пояснили в Союзе потребителей, витринная примерка не считается ноской, и, хотя продавцы на такую обувь, как правило, делают скидку, вернуть её тоже возможно.
Некоторые имеют привычку купить обувь, тут же, в магазине, переобуться и продолжать путь. Но этого делать не стоит: обувь после покупки нужно дома тщательно проверить, походить в ней по комнатам (это не будет считаться ноской), примерить с разными комплектами одежды и аксессуарами, чтобы убедиться в своей симпатии к приобретению.
А если окажется, что туфли натирают ноги, можно ли будет их вернуть? Юристы в этом вопросе единодушны: да, конечно, в течение двух недель после покупки, опять-таки если их ещё не носили. А если и носили, но пара туфель оказалась с браком и в силу этого натирает, травмирует кожу, обувь можно вернуть, несмотря на то что она уже «прогулялась» по улице. Если же мозоли появились в силу физиологических особенностей покупателя и никак не связаны с качеством покупки, вернуть её реально только в том случае, если обувь не успели проверить при прогулке на улице или как-то повредить.
Отсутствие коробки или чека не должно само по себе быть причиной отказа в возврате, можно доказать факт покупки по косвенным признакам (например, по записи с камер в магазине, свидетельским показаниям) или восстановить чек по памяти кассового устройства.
Если обувь покупается «не в сезон» (например, туфли – зимой или сапоги – летом), гарантийный срок начинает отсчитываться с начала сезона, срок наступления которого определяется субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий территории.
правовой ликбез
Как правильно написать претензию
Зачастую качество приобретаемой в торговых сетях продукции не соответствует заявленным характеристикам, и не все знают, что можно предпринять в подобной ситуации.
Начальник Казанского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Марина Егорова подробно рассмотрела вопросы, связанные с составлением и подачей претензии о ненадлежащем качестве товаров или услуг:
– В целом определённых требований к составлению претензии от потребителя действующее законодательство не содержит. Иными словами, претензия оформляется в произвольной форме, но желательно, чтобы в ней присутствовали основные (обязательные) блоки.
В начале обращения необходимо указать, кому оно адресовано, например генеральному директору или индивидуальному предпринимателю, и от кого подаётся претензия (фамилия, имя, отчество, контактный телефон, почтовый или электронный адрес для ответа).
Второй блок должен содержать сведения о том, какой именно товар приобретён, – его наименование, марка, артикул, стоимость, а также информацию о дате покупки и гарантийном сроке (при необходимости).
Если претензия касается выполненной работы, то необходимы её описание, номер договора, а также дата его заключения, сроки выполнения услуги или подписания акта приёма-передачи работ. Указывается также стоимость услуги и гарантийный срок.
Что касается конкретно претензии к товару, услуге или к срокам выполнения работ и доставки товара, то их можно изложить в произвольной форме. Затем в претензии следует изложить конкретные требования: заменить некачественный товар, уценить его, вернуть уплаченную сумму, устранить недостатки, возместить убытки, выплатить неустойку и так далее.
Если требуется возместить убытки, то нужно приложить копии документов, подтверждающих размер причинённых убытков, а если выплатить неустойку – обосновать её размер, сделав необходимый расчёт.
Далее указываем документы, подтверждающие претензии. Это могут быть различные договоры, кассовый или товарный чек, акт приёма-передачи товара (работы), результаты независимой экспертизы или проверки качества, фото- и видеоматериалы, другое. В конце претензии обязательно указать фамилию, имя, отчество потребителя, поставить подпись и дату направления претензии.
Если претензию по каким-либо причинам не принимают, то её следует отправить по почте заказным письмом по адресу организации с уведомлением о вручении и описью вложения.
знай наших!
Оказались в пятёрке лидеров
Татарстан – в пятёрке лидеров по производству качественных товаров. На международном форуме «Всемирный день качества – 2021» в Москве сообщили, в каких регионах страны производят больше всего товаров со знаком качества.
Рейтинг регионов, где выпускаются изделия повышенного качества, возглавила Московская область – такой маркировки Роскачества удостоены 24 изделия. Следом идёт Белгородская область (20 товаров), на третьем месте расположилась Москва (18). Одинаковое – 13 – количество товаров со знаком качества у Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Татарстан замыкает шестёрку лидеров – производителей высококачественных изделий. В нашей республике выпускаются товары восьми наименований с высшим знаком качества. Это продукты питания – кетчуп, майонез, водка, а также посуда различных видов.
Всего по результатам исследований опережающим стандартам Роскачества (стандарты находятся на верхней границе или даже выше ГОСТов) и требованиям по уровню локализации соответствуют 219 российских товаров. Их реестр размещён на портале ведомства.
вопрос ответ
QR-допуск к продавцу
– Купил костюм в одном из магазинов Казани, который расположен в торговом комплексе. Через пару дней захотел вернуть его обратно, так как дома решили, что пиджак мне не подходит. Однако попасть в торговый центр я не мог в связи с введением QRкодов изза распространения коронавируса. Пока я сделаю обе прививки и получу QRкод, пройдёт более 14 дней. Как быть в такой ситуации?
Отвечает председатель Союза потребителей РТ Марс Исмагилов:
– Рекомендую направить заявление на возврат товара надлежащего качества по почте заказным письмом на юридический адрес продавца или адрес места продажи товара, указанный в кассовом чеке. Это необходимо сделать, чтобы зафиксировать факт вашего обращения к продавцу в указанные законом сроки. Затем, если ответа не последует или письмо вернётся невручённым, можно обращаться в суд.
Учтите, что в соответствии со статьёй 25 закона о защите прав потребителей вернуть костюм можно, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки. Если у вас возникают сложности, вы всегда может обратиться к нам, в Союз потребителей Татарстана, через интернет-приёмную или по телефону (843) 2583309.
экопотребление
Покупатели собирают пластик для строительства
Розничная сеть «Магнит» и компания Procter & Gamble открыли в Казани на улице Адоратского, 66а, детскую площадку, все сооружения на которой выполнены из переработанного пластика.
На изготовление площадки ушло 105 тысяч пластиковых бутылок объёмом полтора литра, то есть 4,2 тонны сырья. Из этого вторичного сырья сделаны забор, песочница, лавочки, урны, покрытие и детский городок – все они прошли проверку на безопасность и соответствуют принятым в России стандартам качества.
Примечательно, что пластик, из которого сооружена площадка, собран покупателями, в том числе с помощью сети из 73 фандоматов в разных городах России. Сами покупатели выбирают и город, где будет сооружаться площадка. В дальнейшем компании намерены создать крупнейшую в стране негосударственную сеть по приёму пластиковых отходов, увеличив до конца 2021 года общее число фандоматов до 80.
Для дальнейшего развития инфраструктуры по приёму вторсырья в магазинах также установлено более 100 экокорзин для сбора трудноперерабатываемого пластика – мягкой пластиковой упаковки, сменных блоков, зубных щёток. Такие точки уже имеются в магазинах «Магнит» в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.