Спутник потребителя

Лжеярмарки, или Не покупай себе проблемы у коробейников

Ярмарки-однодневки обещают модную, недорогую, качественную продукцию по «оптовым» ценам. Стоит ли верить?

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Фото: mehovoi-portal.ru; dialog1918.ru; psy-files.ru

Лжеярмарки,
или Не покупай себе проблемы у коробейников

 

 

Коронавирус вдохнул новую маркетинговую жизнь во всевозможные меховые, текстильные, обувные и другие выездные ярмарки. Только-только мы перестали делать покупательскую стойку на «конфискат» и «распродажи», как появились всевозможные «финские», «ивановские» ярмарки-однодневки. Своими броскими вывесками «Всего один день!», «Ликвидация магазина» (в связи с ковидом) они обещают модную, недорогую, качественную продукцию по «оптовым» ценам.

 

Организаторы таких ярмарок, как правило,  – это команда гастролёров из четырёх-шести человек. Словно десантники, они «высаживаются» в города, арендуют угол в каком-нибудь временно пустующем помещении или в фойе кинотеатра и объявляют о распродаже товара. Не заметить их сложно: громкая музыка, призывы из громкоговорителей, агрессивно-активные зазывалы… Ставка делается на возрастных покупателей, которые до сих пор верят развешенным на столбах и подъездах крикливым вывескам да расклеенным на асфальте листовкам.

Сразу хочется отметить, что каждый самостоятельно решает, где и какой ему покупать товар. Вместе с тем давайте разбираться, какие подводные камни таят в себе такие кочевые ярмарки.

Вообще, сама идея проведения выездной торговли неплоха. Покупателю не нужно отправляться в супермаркет или на рынок, так как «магазин» сам приходит к нему (такие ярмарки-однодневки рассчитаны именно на жителей ближайших домов). Но уж очень велик риск нарваться на гастролёров, торгующих дешёвой, некачественной, залежалой продукцией. И хотя покупателям предоставляется возможность посмотреть товар, присмотреться и «пощупать» всё, что нравится, «финская кожаная обувь» может оказаться кожзамом (экокожей), «качественный» трикотаж – расползающейся после первой же стирки тряпкой, а «натуральные верблюжьи подушки» – комкующимися мешками с синтепоном.

Меховые ярмарки зачастую привлекают не только доступностью и относительно низкими ценами, но также тем, что покупателям дают возможность сдать свою старую шубу и получить за это скидку на новую. Но это маркетинговая уловка – скидка изначально заложена в цене, и, если попросить, её продавцы и так предоставят. А вот шанс «встретиться» со своим старым меховым пальто после его реинкарнации есть – именно из сданных вещей зачастую шьются береты, шапки и даже шубы и полушубки. Стоит ли потом удивляться, что ваш меховой берет, «так удачно, задёшево купленный», развалился, не прослужив даже один зимний сезон.

 


Как сообщила начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалия Арсланова, к ним постоянно обращаются татарстанцы, купившие тот или иной товар на выездных ярмарках. У кого-то начала линять шуба, даже не войдя в сезон, у другого «расползлись» якобы «ивановские» простыни


 

Под видом бобра на таких ярмарках можно купить стриженого кролика, сурка – вместо норки, ведь довольно часто даже сертификаты, которые прилагаются к изделию, оказываются поддельными, так как шубы шьются подпольно в антисанитарных условиях.

Но есть ещё один серьёзный минус: если в купленном товаре обнаружился брак либо его просто решено вернуть (по закону это возможно в течение двух недель со дня покупки), сделать это вряд ли удастся. И в первую очередь потому, что коробейники уже «испарились» – ярмарка снялась с места и перебралась в другой город. Конечно, продавца можно попытаться найти по чеку либо заранее взяв его координаты: телефон, адрес, гарантийный талон. Но на самом деле в лучшем случае удастся узнать лишь фамилию индивидуального предпринимателя.

Как сообщила начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалия Арсланова, к ним постоянно обращаются татарстанцы, купившие тот или иной товар на выездных ярмарках. У кого-то начала линять шуба, даже не войдя в сезон, у другого «расползлись» якобы «ивановские» простыни. В ведомстве разъясняют этим горе-покупателям их потребительские права, учат, как отправить продавцу письменную претензию и подготовить документы для суда. Однако пострадавшим так и не удаётся довести дело до конца. «Проще вернуть товар и отстоять свои права в случае покупки на интернет-платформах, чем на таких выездных ярмарках!» – говорит Розалия Арсланова.

Конечно, мы не утверждаем, что абсолютно все ярмарки нечестно работают. Бывает, что и в рамках выездной торговли можно приобрести действительно качественные, эксклюзивные вещи. Но в нашем случае речь идёт о ярмарках-однодневках, сотрудники которых являются гастролёрами, зарабатывающими на обмане наивных клиентов. В любом случае покупателям остаётся надеяться на себя, перед покупкой внимательно изучать понравившуюся вещь и постараться получить о ней и её продавце как можно больше информации.

 


осторожно!

«Серые» трубочисты

 

 

В республике появились мошенники (мужчина и женщина), которые ходят по домам и предлагают гражданам услуги по проверке и прочистке вентиляционных шахт в квартирах. По словам горожан, за свои услуги они просят восемь тысяч рублей.

 

В татарстанское управление Роспотребнадзора обратились сразу два пожилых человека с жалобой на действия организаций (ИП «Соколов А.А.», ИП «Шайхинуров А.Р.»), оказывающих услуги по очистке дымоходов. Казанцы рассказали, что им позвонили неизвестные люди и сообщили, что жильцам завтра следует быть дома, «поскольку придут мастера по очистке дымоходов (вентиляционных шахт)». На следующий день представители данных организаций осмотрели вентиляционные каналы в квартирах, сообщили о необходимости обязательной очистки систем во избежание пожара и уговорили пожилых людей заключить договоры оказания услуг.

«При рассмотрении обращений специалисты Роспотребнадзора установили, что работы по обслуживанию вентиляционных систем в этих квартирах осуществляются по договорам, ранее заключённым управляющей компанией, в соответствии с которыми с жильцов ежемесячно берётся плата. То есть у граждан не было необходимости очищать вентиляционные каналы. Пожилых людей намеренно ввели в заблуждение под моральным давлением путём ложного заявления. Таким образом, исполнители услуг допустили обман потребителя – под видом обязательных работ требовали заключить договор и оплатить услуги, несмотря на то, что потребителями эти услуги уже оплачиваются», – сообщили в Роспотребнадзоре.

«Трубочистов» – индивидуальных предпринимателей удалось найти. Они привлечены к административной ответственности.

 


языком цифр

С деньгами не шутят

Количество нареканий по оказанию финансовых услуг в Татарстане продолжает расти. С начала года в татарстанское управление Роспотребнадзора поступило 1135 обращений в сфере оказания финансовых услуг – это в 1,1 раза больше уровня аналогичного периода прошлого года.

Из общего количества поступивших обращений 85,8 процента связаны с нарушением прав потребителей при заключении или исполнении кредитных договоров, 7,3 – микрофинансовых услуг, 6,4 – с деятельностью страховых организаций, 0,5 – платёжных агентов. В прошлом году таких обращений было 88,1; 3; 7,1 и 1,8 процента соответственно.

Большая часть жалоб была связана с включением в договор условий, ущемляющих права потребителя, навязыванием услуг страхования и других дополнительных услуг и отсутствием информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством.

По результатам рассмотрения обращений Роспотребнадзор вынес 283 постановления о привлечении финансовых организаций к административной ответственности и наложил штрафы на общую сумму свыше четырёх миллионов рублей.

 

Мясо дорожает

В Татарстане произошли изменения в средних потребительных ценах. По данным Татарстанстата, больше всего за неделю выросли цены на яйца кур и мясо.

Яйца подорожали на 7,78 процента – с 62,34 до 67,19 рубля за десяток. На втором месте по росту цен – картофель, стоимость которого выросла на 5,24 процента (с 36 до 38 рублей за килограмм). Более чем на три рубля подорожала говядина, на 2,2 рубля – свинина, на 2,4 рубля – баранина, на 2,7 рубля – курятина. Соответственно выросли в цене и мясопродукты – сосиски и сардельки стали дороже на 2,27 процента (с 336 до 344 рублей). Подтягиваются в цене также сливочное масло и сыры.

Продолжающийся рост цен на продукцию животноводства производители объясняют удорожанием упаковки, кормов и логистики.

 


вопрос – ответ

Ищем свидетелей

 

 

– Купил тепловентилятор, через несколько дней он перестал работать. Пришёл в магазин, предъявил чек и попросил заменить бракованный прибор на качественный. Но продавец отказался производить замену, так как по моей вине оторвалась часть чека с датой продажи, хотя остальные сведения сохранились. Является ли отказ правомерным?

Андрей Муратов, Альметьевск.

 

Отвечает заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ Марина Трофимова:

– Нет, продавец не прав. Согласно пункту 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в обмене. Более того, даже при полном отсутствии чека либо иного подтверждающего оплату документа покупатель может доказать факт продажи. Для этого ему нужно найти свидетелей процесса покупки и предъявить их показания.

Таким образом, если магазин отказывается обменять товар ненадлежащего качества, следует обратиться в администрацию с письменной претензией, указав в ней суть своих требований. Если спор между покупателем и продавцом не будет урегулирован в добровольном порядке, то следует обращаться в суд. При этом при подаче искового заявления о защите прав потребителя в суд он освобождён от уплаты госпошлины.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще