ДТП за границей: что делать туристу?
В конце прошлого года в Доминиканской Республике автобус с 60 туристами, среди которых было 39 россиян, столкнулся с грузовиком и опрокинулся на трассе. Пострадали более двадцати человек, в том числе дети. Погибших, к счастью, нет.
Одно дело – стать участником ДТП в своей стране, в которой живешь, и совсем другое – столкнуться с неприятностями за рубежом.
Как должен вести себя турист, если он попал в ДТП за границей, где не действуют российские законы? Можно ли получить денежную компенсацию полученного вреда здоровью? Об этом нам рассказала заместитель руководителя Татарстанского управления Роспотребнадзора Марина Трофимова.
По всем вопросам, возникающим у потребителей туристских услуг, можно обращаться на горячую линию Единого консультационного центра Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный)
– Все реальные и обоснованные расходы потребителей (на лечение, перевозку любым видом транспорта, оказание юридических услуг, услуг переводчиков, услуг связи и т.п.) должен компенсировать туроператор (или страховая компания), – пояснила она. – Но при условии, если чрезвычайное происшествие произошло в рамках услуг, включенных в турпродукт. Это, как правило, перелёт, размещение, трансфер, поездки с гидом-переводчиком и т.п. Возмещаются также убытки потребителей, связанные с утратой имущества. Кроме того, турист вправе потребовать компенсацию морального вреда и снижение стоимости оплаченных услуг. Также он имеет право на обеспечение как личной безопасности, так и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.
За действия или бездействие третьих лиц, оказывающих услуги, которые входят в туристский продукт, перед туристом отвечает туроператор. Это означает, что если ДТП произошло с участием иностранного перевозчика, услуги которого включены в туристский продукт (в договоре указаны обязательства туроператора по организации трансфера, автобусных туров, автомобильных перевозок, иных поездок), то туроператору могут быть заявлены требования, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей». Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, должны в полной мере возмещать исполнители услуг. Право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем услуги или нет.
Марина ТРОФИМОВА, | |
Все реальные и обоснованные расходы потребителей (на лечение, перевозку любым видом транспорта, оказание юридических услуг, услуг переводчиков, услуг связи и т.п.) должен компенсировать туроператор (или страховая компания). |
В связи с тем что каждый турист, как правило, обладает страховкой от рисков, связанных с совершением путешествия, он может обратиться в страховую компанию за соответствующими выплатами, которые могут касаться компенсации затрат на оплату медпомощи, оказанной туристу на территории страны временного пребывания и на оплату медицинской эвакуации. Договор страхования может также предусматривать выплаты в связи с утратой личного имущества или возмещений, покрывающих иные убытки туриста. Если убытки не покрыты страховыми выплатами, то соответствующие требования (например, компенсация за утраченные личные вещи, одежду, компьютерную технику, фотоаппаратуру и пр.) могут быть адресованы непосредственно туроператору.
Кроме того, пострадавший вправе предъявить исполнителю требования о соответствующем уменьшении цены путёвки. Выплаты, связанные с возмещением вреда и перерасчетом стоимости турпродукта, не лишают туриста права требовать возмещения упущенной выгоды или морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты госпошлины по делам, связанным с нарушением их прав (при цене иска менее одного миллиона рублей).
Что касается фактического восстановления нарушенных прав российских туристов, то следует отметить, что по данным Верховного Суда России в целом потребителям туристских услуг в год присуждается около полумиллиарда рублей. Если туристу будет отказано в удовлетворении законных требованиях со стороны туроператора, то Роспотребнадзор рассмотрит возможность подачи группового иска в защиту потребителей туристских услуг в рамках нового полномочия, которым наша служба наделена с 1 октября 2019 года.
осторожно: мошенники
Не оставляйте чеки на кассе
Чтобы не захламлять кошелёк и карманы лишней макулатурой, многие покупатели предпочитают избавляться от чеков сразу после оплаты товара. AdMe.ru рассказал, почему нужно сохранять чеки, будь то покупка дорогостоящей вещи с гарантией или продуктов в супермаркете.
На первый взгляд всё кажется совсем безобидным. В торговом центре или в супермаркете к вам подходит человек и просит отдать ему чек на вашу покупку. В качестве предлога рассказывается одна из легенд. Как правило, он поясняет, что чек нужен ему для пополнения бонусов на карте в том или ином магазине. В другом случае это может быть девушка, которая сообщает, что чек требуется ей для отчета по тратам, например, для взыскания алиментов через суд. Причина может быть какой угодно и звучит так правдоподобно, что отказать сложно, особенно когда дело касается чеков на покупку продуктов питания. Мошенники также подбирают оставленные чеки на кассе, а иногда и не брезгуют урнами и вынимают оттуда только что выброшенные чеки.
После того как чек получен, они могут использовать несколько разных схем, которые зависят от способа оплаты товара. В случае и с наличными, и с картой мошенник может взять в магазине вещь, указанную в чеке, предварительно сняв с неё защитные магниты, и вынести из магазина. Если на выходе его задержит охранник, то он просто покажет тот самый чек, где значится данный товар.
Чаще всего украденные таким образом вещи мошенники не перепродают, а возвращают в магазин уже на следующий день. По закону магазин обязан будет его принять. Но данная схема сработает только в случае оплаты наличными. При оплате товара картой деньги будут перечислены на карту покупателя, а мошенник останется ни с чем.
Чем опасен чек, оплаченный картой? Если товар был оплачен картой, то на чеке будут напечатаны персональные данные о покупателе: имя, фамилия и последние четыре цифры номера карты. С такими данными мошенник может разыскать владельца в соцсетях и выяснить его номер телефона (многие указывают его на странице своего аккаунта). Далее мошенник отправляет на этот номер сообщение якобы от банка о том, что карта заблокирована и требуется отправить код. Не все обращают внимание на подозрительный номер «банка», поэтому легко могут поддаться на уловку аферистов.
Вывод: если вы уверены в том, что чек на данную покупку вам уже точно не пригодится, то постарайтесь избавиться от него таким образом, чтобы он не попал в чужие руки.
вопрос – ответ
Прямиком с фермы, минуя прилавок
– Как купить фермерскую продукцию, не выходя из дома, в интернет-магазине, например?
Илья Додонов, Казань
Отвечает руководитель пресс-службы Минсельхозпрода Татарстана Роза Лотфуллина.
- На территории республики работают более 40 площадок с доставкой на дом. Могу рекомендовать несколько сервисов.
• Станция «Плантация» (stancia-plantacia.ru) – это площадка по доставке овощей и фруктов, фермерского мяса, молочных продуктов, орехов и сухофруктов, органической косметики.
• ЛПХ Фроловых (http://lphf.ru) предлагает диетическое мясо кролика, курицы, козье молоко и сыры. Сыры доставляются почтой по всей России. Недавно начали продажи сыра с белой плесенью «по мотивам» сыра Камамбер».
• Сервис ФерЭко (fereco.tatar) – это площадка по реализации свежих фермерских продуктов с доставкой на дом в Казани. Так, каждый желающий может заказать приправы из сыра. Магазин является участником программы лояльности «Туган як».
• В магазине натуральных продуктов и здорового питания «Эколавка Шалфей» (shalfey24.ru) представлен широкий ассортимент товаров для здоровья, полезного питания, косметики, травяных сборов, практически всех видов трав, натуральных масел, фиточаев и т.д.
• Фермерский гастроном «КороваМу» – первый в Татарстане интернет-сервис, позволяющий покупать экологически чистые продукты напрямую у конкретных фермеров и частных производителей без посредников. Производители сами выставляют и продвигают свою продукцию, отвечают за вкус и качество, безопасность и внешнюю подачу потребителю и сами выставляют цены на свои продукты.
• В эколавке «Изюминка» продаются натуральная косметика, продукты для здоровья, полезные сладости, орехи и травяные сборы.
• «ТатНям» – бренд, который предлагает приобрести только натуральные фермерские продукты собственного производства.
• «ВкусВилл» (vkusvill.ru) – сеть магазинов продуктов для здорового питания по всей России.
• Фермерская лавка «Коза-Дереза» продукция фермеров, кулинария и полуфабрикаты из этой продукции.
• Oltmanns (oltmanns.ru) – сеть магазинов в Казани и Зеленодольске, где представлена продукция семейной фермы. В производстве используются только охлажденное мясо без добавления сои, крахмала, сухого молока и других «заменителей».
• «Гурман Фреш» (gurmanfresh.ru) – интернет-магазин, где можно найти деликатесы, приобрести рыбу, морепродукты, мясо, мясные изделия, сыры, десерты, итальянские макароны, масла, соусы и многое другое, обслуживаются Казань, Альметьевск и Набережные Челны.
• Интернет-супермаркет Produktoff (kaz.produktoff.com) предлагает большой ассортимент качественных и свежих продуктов.
• FarmDo (farmdo.ru) – это интернет-площадка, где свою продукцию продают фермеры со всей России. По сути, это интернет-рынок, цель которого сделать доступными фермерские продукты по выгодной стоимости как для фермера, так и для покупателя, без торговой наценки сетевых магазинов.
• КФХ «Сиразин М.Г.» (priceshop.ru/company/3736/Verhnii-Yslon/KFH-Sirazinih-M.G.) занимается продажей инкубационных яиц и суточных цыплят, козьего молока, сыра, творога, козьего йогурта и рикотты.
• «Ферма» (fermaeda.ru) – объединение трёх частных фермерских хозяйств в Пестречинском и Верхнеуслонском районах, реализующих натуральные деревенские продукты.