Государственное регулирование торговли вышло на новый виток развития
Торговые сети все плотнее опутывают своей паутиной регионы. При этом входят сюда как гости, а живут как хозяева. Помнится, когда крупные ретейлы «стучались» в Татарстан, здесь в расчете на лояльность к татарстанским производителям пошли им навстречу – выделили земельные участки, на льготных условиях подключили к объектам инфраструктуры.
В итоге на магазинные прилавки сумели «пробиться» только крупные производители и поставщики, а мелкий и средний бизнес остался за бортом во многом из-за кабальных условий сотрудничества, диктуемых ретейлом. Торговые сети, в частности, требуют с производителей плату «за вход» на прилавок и отдельно – деньги за продвижение товара, за изменение ассортимента, что для многих поставщиков не по силам, а то и вовсе разорительно.
МАЛОМУ БИЗНЕСУ – ДОСТУП К СБЫТУ
В середине июля текущего года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», основная цель которого – обеспечить малому и среднему бизнесу доступ к широкому рынку сбыта. Каким образом?
Во-первых, торговым сетям категорически запретили устанавливать «плату за вход». Во-вторых, в два раза (с 10 процентов до пяти) уменьшили допустимый размер вознаграждения – так называемого ретробонуса, который торговая организация может требовать за рекламные, маркетинговые, логистические и другие услуги по продвижению товара. Почему бы вовсе не запретить и такой бонус? Если это не фиктивный маркетинг, то программа лояльности магазинов к покупателю финансируется именно из этой «входной» кассы, а мы, потребители его услуги, уже привыкли ко всем этим скидочным акциям, бонусным картам и прочим преференциям и вряд ли захотим от них отказываться.
С принятием нового закона за продукты со сроком годности в 10 дней магазины должны расплачиваться в течение восьми рабочих дней со дня их получения, а за отечественный алкоголь – не позже, чем через 40
В законе имеется еще одно изменение, которого очень ждали поставщики. Как известно, торговые сети рассчитываются за поставленный им товар только после его реализации, причем сроки расчетов растягиваются порой до нескольких месяцев. Поставщики, таким образом, невольно кредитуют магазины, что особо не влияет на экономику крупных игроков, но для мелких и средних – смерти подобно. С принятием нового закона за продукты со сроком годности в 10 дней магазины должны расплачиваться в течение восьми рабочих дней со дня их получения, а за отечественный алкоголь – не позже, чем через 40. Но самое главное, чего товаропроизводители добивались долго и упорно, – внесены поправки в части возврата нереализованной и испорченной продукции. Прежде магазины просто-напросто возвращали неликвид обратно, а теперь его утилизация целиком ложится на плечи торговых сетей.
ПЕРЕКРЫТЬ ЛАЗЕЙКИ
Прохождение данного закона в парламенте в свое время вызвало ярое сопротивление со стороны определенных лиц, и теперь есть опасения, что ретейл найдет (если уже не нашел) лазейки в законе для того, чтобы трактовать его формулировки в свою пользу. Станут, к примеру, компенсировать выпадающую доходность другими, не попавшими под регулирование законом условиями контрактов с поставщиками или возмещать ее за счет увеличения конечной цены.
Региональная мониторинговая группа по контролю за исполнением закона о торговой деятельности уже приступила к работе: | |
идут консультации с министерствами сельского хозяйства и продовольствия, промышленности и торговли, муниципалитетами, представителями крупных торговых сетей на предмет того, как оптимально соблюсти интересы местных сельхозпроизводителей, продавцов, а главное – покупателей. |
Чтобы закон не остался на бумаге, а усилия государства по регулированию взаимоотношений торговых сетей с производителями не оказались напрасны, в республике пошли на беспрецедентный шаг – решили с первого дня действия этого социально значимого документа контролировать его исполнение. Подключились к федеральному мониторингу и в Татарстане – создана региональная мониторинговая группа по контролю за исполнением закона о торговой деятельности в республике. Возглавил ее председатель Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев. Ее члены намерены отслеживать все попытки обойти закон, в случае выявления нарушений – передавать информацию в соответствующие органы и федеральную мониторинговую группу, которая готовит обобщенный доклад Президенту страны.
Группа уже приступила к работе: идут консультации с министерствами сельского хозяйства и продовольствия, промышленности и торговли, муниципалитетами, представителями крупных торговых сетей на предмет того, как оптимально соблюсти интересы местных сельхозпроизводителей, продавцов, а главное – покупателей. Тахир Хадеев отметил тенденцию: где муниципалитеты искренне заинтересованы в том, чтобы развивались местные производства, «в ручном режиме» работают с производителями и торговыми сетями, помогают вести переговорный процесс между сетевиками и переработчиками, там удается и выстраивать эффективное взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами. В Набережных Челнах, к примеру, в ряде федеральных торговых сетей доля местной продукции в общем объеме товарооборота достигает 80 процентов, а для мелких и средних производителей, не готовых заключать долгосрочные контракты, бесплатно предоставляются места для торговли на площадках перед магазинами.
НУЖНА АКТИВНОСТЬ ПОСТАВЩИКОВ
Торговые сети, в принципе, заинтересованы в сотрудничестве с местными производителями, но если, к примеру, фермер выращивает хорошую, качественную морковь, а его «красна девица» немыта и «неодета», путь на прилавок ей закрыт. И не из-за капризов продавцов: от разнокалиберной, в комьях грязи моркови отворачиваются покупатели. Как нам сообщил заместитель руководителя управления ФАС Татарстана Павел Козел, ни один татарстанский поставщик не обратился к антимонопольщикам с жалобой на то, что его «не пускают в сеть» или навязывают какие-либо дополнительные драконовские условия.
Как бы тщательно торговые сети ни соблюдали закон, фермер со своими двадцатью мешками картошки или одной свиньей при любом раскладе не попадет в большие розничные магазины
Видимо, местные мелкие и средние товаропроизводители трезво оценивают свои силы и осознают, что объективно не могут соответствовать жестким, но, признаем, справедливым требованиям ретейла по бесперебойности поставок, качеству, упаковке или ценовым характеристикам продукции. Зато те, что подтянулись до возросшего уровня притязаний покупателей, не жалуются ни в кулуарах, ни, тем более, в официальных инстанциях. На ура, к примеру, торговые сети берут на реализацию продукцию «Ягодной долины», овощи и зелень «Вятских зорь», перепелиные яйца – у тетюшского фермера Михаила Чербаева, а у лаишевских птицеводов – «Рамаевскую утку»… То же самое и по объемам продукции. Как бы тщательно торговые сети ни соблюдали закон, фермер со своими двадцатью мешками картошки или одной свиньей при любом раскладе не попадет в большие розничные магазины. Думается, мелким и средним сельхозтоваропроизводителям не стоит особо ждать милостей от законодателей, а тоже пойти на компромисс: создать, к примеру, фермерские объединения или кооперативы, дабы обеспечить достаточный для торговых сетей объем поставляемой продукции.