В Татарстане можно электронно получить справку о подтверждении рабочего стажа
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о потерянной пенсии. В Татарстане более тысячи предприятий, ликвидированных с начала 90-х годов, не сдали в архивы сведения о стаже и зарплате своих сотрудников. А в результате вышедшие на заслуженный отдых татарстанцы ежемесячно недосчитываются существенных пенсионных сумм. При этом число канувших в Лету организаций только увеличивается.
МОЛЧАНИЕ ПОТЕРЯННЫХ ДОКУМЕНТОВ
В России пенсионное обеспечение гарантировано государством всем гражданам, но размеры пенсионных выплат у всех разные. Управляющий Отделением Пенсионного фонда России по Татарстану Эдуард Вафин пояснил на брифинге в Доме Правительства: объем пенсионных прав гражданина зависит от стажа и от уплаченных страховых взносов. Задача Пенсионного фонда – максимально учесть все заработанные пенсионные права граждан. Но чтобы получить максимально возможную пенсию, информация о стаже и страховых взносах должна дойти до Пенсионного фонда. Ответственность за передачу в архивы документации возлагается на руководителей предприятий.
Перевод госуслуг в электронную форму – стратегическая инициатива Президента России. Татарстан – в лидерах этого процесса. В 2017 году Владимир Путин обозначил генеральную задачу по цифровизации всех отраслей экономики и госуправления. Именно цифровая экономика должна стать новой основой для развития системы госуправления, экономики, бизнеса, социальной сферы и всего общества
Спикер посетовал, что некоторые татарстанские предприятия из года в год не предоставляют необходимые сведения. Например, медико-санитарная часть Казанского авиационного завода имени Горбунова хранит документы в Консультативно-диагностическом центре Авиастроительного района. А это предприятие не имеет никакого отношения к медсанчасти – не является ни правопреемником, ни ответственным хранителем документов. И подобных примеров масса. Документы безосновательно хранятся на территории других предприятий, которые впоследствии ликвидируются, и процесс подтверждения стажа и заработка усугубляется. Так, в Елабужском районе документы малого предприятия «Строитель» хранились на «Полимерстрое», который был ликвидирован в 2014 году. Но при сдаче документов в архив сведения о «Строителе» не поступили.
Как человеку доказать, что он действительно работал на данном предприятии и получал определенную зарплату? Данные о стаже можно подтвердить в Пенсионном фонде с помощью как минимум двух свидетелей (бывших сотрудников и коллег). А вот размер зарплаты поможет уточнить профсоюзный билет. В нем прописываются суммы всех взносов, а они зависят непосредственно от размера доходов работника.
КАЖДЫЙ РАБОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ…
«Сейчас более тысячи татарстанских предприятий (которые не представили в архивы документы о трудовом стаже своих работников – Прим. авт.) находятся в розыске. К сожалению, их количество не уменьшается», – заявила председатель Государственного комитета РТ по архивному делу Ирада Аюпова. По ее словам, с полным списком таких предприятий можно ознакомиться на официальном сайте комитета (uslugi.tatarstan.ru). Если работники ликвидированных компаний знают, где находится руководитель предприятия, бухгалтер или первичные документы, то об этом можно сообщать в Госкомитет. Есть позитивные случаи – например, благодаря информации от граждан удалось найти документы «Столовой №1 Бауманского комбината общественного питания». Теперь можно подтвердить и стаж, и зарплату работавших там людей.
«Самой незащищенной оказалась сфера бытового обслуживания, которая одной из первых была приватизирована в 90-е годы. Женщины, многие годы работавшие поварами, парикмахерами, скорняками, выходят на пенсию и не могут подтвердить свой стаж и зарплату из-за утраченных документов», – подчеркнула Ирада Аюпова.
В прошлом году Государственный комитет РТ по архивному делу представил 48,3 тысячи архивных справок о подтверждении трудового стажа. Ежегодно архивы республики исполняют от 100 до 150 тысяч запросов граждан и организаций. Одно из новшеств – теперь Госкомитет подтверждает пенсионные права граждан, которые переехали на постоянное место жительства в Израиль.
Ирада АЮПОВА, председатель Государственного комитета РТ по архивному делу: | |
Самой незащищенной оказалась сфера бытового обслуживания, которая одной из первых была приватизирована в 90-е годы. |
Заместитель министра информатизации и связи РТ Тимур Зарипов сообщил, что с 15 января через портал госуслуг РТ (uslugi.tatarstan.ru) можно подать заявку на получение архивной справки о подтверждении трудового стажа и архивной справки о заработной плате.
Для подачи заявления в электронном виде пользователь должен иметь привязку личного кабинета к стандартной учетной записи ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). Это значит, что заполненные сведения автоматически проходят проверку в информационных системах Пенсионного фонда и Министерства внутренних дел России.
При подаче заявления гражданину важно указать наименование учреждения и период работы в нем. Затем в Единой информационно-аналитической системе управления архивным делом в РТ происходит процесс поиска фонда, в котором находится соответствующая информация, далее заявка направляется в тот архив, который содержит запрашиваемые данные.
Справка бесплатно предоставляется в виде электронного документа на портале госуслуг в течение 21 рабочего дня после подачи заявления. Также ее можно получить на бумажном носителе в многофункциональном центре, в архивном управлении либо «Почтой России». Подходящий способ получения указывается во время оформления услуги.
Таким образом, государство многое сделало, чтобы облегчить татарстанцам получение информации об их пенсиях. Но все-таки лучше о своем будущем позаботиться самим и проверить – все ли сведения о вашем трудовом стаже правильны и своевременно дошли от работодателей до Пенсионного фонда.