ПЛАЩА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТА
Фигура классика «в развевающемся на ветру плаще, символизирующем неуемную энергию вдохновения» почему-то сразу пришлась не по вкусу нижнекамцам. Критические стрелы в сторону городских властей, вернее, выбранной ими концепции памятника полетели еще в марте, после того как в одном из нижнекамских пабликов появились фотографии макета будущего арт-объекта. «Что за уродство такое? Не позорьте Пушкина!», – посыпались тогда комментарии, в которых горожане не стеснялись в выражениях. После этого публикацию с фото удалили, но от самой концепции отказываться не стали. «Конечно, скульптура могла быть классической, но мы решили пойти другим путем, чтобы через памятник показать ту энергию, к которой устремлен наш Нижнекамск», – попытался объяснить выбор именно такого образа Пушкина мэр города Рамиль Муллин на церемонии открытия.
Однако до сих пор некоторые жители Нижнекамска продолжают недоумевать, почему «плаща больше, чем поэта», а также постить фотографии «нормальных» памятников Пушкину, где отлитый в бронзе поэт стоит в полный рост, опираясь на трость, или сидит с гусиным пером в руках. «Не везет нашему городу с памятниками. То первостроителям Нижнекамска невесть что соорудили, то Пушкину», – сетует Сания Халиуллина. «Лучше бы на этом пустыре поставили детскую площадку – наподобие той, что устроили в парке «Семья»,– не скрывает своего разочарования и Рамиля Гареева. Конечно, в соцсетях можно встретить и одобрительные отзывы, но их на порядок меньше.
БОЙ С ТЕНЬЮ
– Происходящее с памятником Пушкину в Нижнекамске напомнило мне историю в Чистополе, о которой я сделал фильм два года назад, – прокомментировал ситуацию автор youtube -канала «Город говорит» Михаил Любимов. – В Чистополе тогда шла реконструкция центральной площади, и изначальный проект был интересен своей изюминкой – архитектор разместил на площади тень от разрушенной почти сто лет назад Спасской церкви. Это была потрясающая идея, гениальная в своей простоте. Однако в результате площадь покрыли обычной серой плиткой.
По словам собеседника, от идеи с «тенью» отказались, потому что три десятка человек в чистопольской группе во «ВКонтакте» высказались против, и этого оказалось достаточно, чтобы администрация города пошла на попятную. А Чистополь таким образом лишился новой достопримечательности, уверен youtube-блогер.
ЧИСТЫЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ
Справедливости ради, страсти вокруг памятника в основном кипят в социальных сетях. Представители же профессионального сообщества (художники, архитекторы) высказываться не спешат. Тем не менее, нам повезло поговорить с человеком, для которого монументальное искусство Татарстана – открытая книга в прямом и переносном смысле.
– Не могу сказать, что это что-то совершенно новое. Работы в таком ключе есть в республике, – говорит об объекте сегодняшних бурных споров в Нижнекамске доктор искусствоведения Рауза Султанова. – Я вижу здесь отсылки и к Ильдару Ханову, и к бунтарскому духу Ахсана Фатхутдинова (нижнекамский художник, мастер деревянной скульптуры – Прим. ред.), и к «Хоррият» Кадима Замитова. Это чисто постмодернистская работа, то есть для нее характерно смешение разных культурных слоев и стилей. В то же время мне нравится нетривиальный подход автора к образу поэта. Здесь нет постамента как такового, материал – природный камень, и, на мой взгляд, он лучше всего подходит для выражения стихийной природы творчества. Обратите внимание – с одной стороны, это метафора, обобщенный образ, а с другой, мы видим реалистичный, почти классический бюст поэта. Памятник хочется разглядывать с разных сторон, потому что каждый ракурс по-своему интересен. Это и пламя, и древо, и плащ поэта… Такая многозначность – один из главных признаков цельности, завершенности композиции.
– Вы согласны, что проблема восприятия современного искусства существует, и не только в Нижнекамске?
– Сегодня большинство памятников, в том числе и Пушкину, представляют собой статичные фигуры – стоящие, сидящие… Это очень сильная традиция, особенно в Татарстане, поэтому многие люди по-прежнему связывают свои ожидания только с классической скульптурой. Точно такое же неприятие в свое время вызывали работы Ильдара Ханова – например, его «Древо жизни» в Набережных Челнах. А сегодня это культурный бренд города и республики.
– Хотите сказать, что время и здесь все расставит на свои места?
– А какие еще варианты? – парирует риторический вопрос Рауза Султанова. – Очевидно, что город пытается уйти от штампов и выработать свой узнаваемый стиль. Другое дело, что муниципалитеты, к сожалению, все реже используют такой инструмент, как творческий конкурс с последующим публичным обсуждением работ. Понятно, что это хлопотно и затратно, но я считаю, проводить творческие конкурсы необходимо, особенно когда речь идет о таких именах, как Пушкин или Тукай. Если бы в Нижнекамске пошли по этому пути, думаю, многие бы вопросы отпали.
БУКВА «Ы» И НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛОЙ ПЛАСТИКИ
На первый взгляд, инцидент, произошедший на днях в Набережных Челнах с гипсовой скульптурой, которую горожане обнаружили упавшей со своего постамента у здания театра «Мастеровые», не имеет прямого отношения к теме этих заметок. Но это как посмотреть…
В свое время настоящим спасением для молодых индустриальных городов стали так называемые малые скульптурные формы, или малая пластика, благодаря которой обезличенные серым цветом городские пространства приобретали хоть какую-то изюминку. В Набережных Челнах эта традиция прижилась. Несколько таких декоративных конструкций установили и рядом с новым зданием «Мастеровых». Одна из них, например, имеет форму объемных пластиковых букв, из которых составлено название театра. С ней-то и случился первый казус: вскоре после новоселья театра буква «Ы» сломалась от одного неловкого движения ребенка. А теперь вот из-за технического просчета кувыркнулась гипсовая девушка, «сидевшая» на поребрике возле театра. «Усадить усадили, но она снова может упасть. Центр тяжести неправильный», – пишут очевидцы в одном из телеграм-каналов. Невольно подумалось: в Набережных Челнах, похоже, тоже не захотели тратиться на творческий конкурс.